Практическая работа №21
Определение и анализ параметров газообмена на внутреннем пожаре.
Цель работы: научиться определять параметры газообмена на внутреннем пожаре и делать выводы о возможном развитии пожара
Теоретическая часть
Основными параметрами газообмена на внутреннем пожаре являются интенсивность газообмена и коэффициент избытка воздуха. Первый параметр характеризует скорость поступления воздуха в помещение в расчёте на один кв. метр площади пожара. Скорость поступления равна отношению расхода воздуха, проходящего через проёмы к площади пожара. Второй параметр определяет количество воздуха, поступающего в помещение по отношению к требуемому для сгорания горючего вещества и среднеобъёмную концентрацию кислорода в помещении в данный момент времени.
Во время свободного развития пожара коэффициент избытка воздуха изменяется . Вначале пока мала скорость и расход воздуха невелик проемы практически не лимитируют приток воздуха в помещение. Коэффициент в этом случае может составлять 40 и более. Но по мере увеличения скорости возрастает расход воздуха , а пропускная способность проёмов уменьшается вследствие снижения плоскости равных давлений.
Как показывают эксперименты, коэффициент избытка воздуха снижается до некоторого минимального значения, затем остаётся постоянным и при снижении скорости, вследствие выгорания материала, возрастает.
Также изменяется и среднеобъёмная концентрация кислорода в помещении. Если в ходе уменьшения a она понизится до некоторого значения φпр02,предельного для данного горючего, пламенное горение постепенно прекратится.
Если среднеобъёмная температура была ниже температуры воспламенения горючих веществ, находящихся в помещении (для твёрдых горючих веществ3000С), возможно самозатухание пожара.
Если среднеобъёмная температура была выше температуры воспламенения горючих веществ, находящихся в помещении ,постепенное прекращение пламенного горения вызовет уменьшение массовой скорости выгорания и соответственно требуемого расхода воздуха. В результате этого наступит момент когда a и φср02 начнут возрастать. Когда φср02 станет больше φпр 02, пламенное горение возобновится. В случае такого развития пожара, при вскрытии дополнительных проёмов, существует опасность объёмной вспышки.
Если φср02 φпр02 , пожар будет продолжаться до полного прекращения горения в результате тушения или выгорания пожарной нагрузки.
Практическая часть
Алгоритм решения задач.
Рассчитать высоту плоскости равных давлений h0
h0 = Н/ 1+ 3√ρв/ρг плотность газов определить по графику(см. приложение)
плотность воздуха- 1,2 кг/м3
Рассчитать теоретический расход воздуха ,затраченный на горение. (см. решение задач «Определение расхода воздуха»)
Определить коэффициент избытка воздуха, используя формулу:
a═Gв /Gвтреб═(2/3)μBh0 √2gh0ρв (ρв-ρг)
ύм Fп V0в ρв
Найти:
φг 02= 21(а-1)/а
5. Определить φср02
φср02= (φг 02+10,12)/ 1,44
6. Сделать выводы о возможном развитии пожара, используя, понятия концентрация кислорода, среднеобъёмная температура и вскрытие дополнительных проёмов.
ЗАДАЧА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
1.При пожаре в помещении воздух поступает через проём размерами 0, 4*1,9 м. Площадь пожара к данному моменту времени составляет5 м2, температура пожара 450 °С, средний элементный состав твёрдого горючего вещества: С=40% Н=4% О=10% Ν=16% W=15% зола=15% ύм=0,44кг/(м2*мин). Для данного вещества φпр02=15%.
Рассчитать параметры газообмена и сделать выводы о возможном развитии пожара.
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, алгоритмом решения задач
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии:
- умение составить уравнение реакции ;
- умение расставить коэффициенты в уравнении;
-умение следовать алгоритму действий;
- умение выбрать формулы для решения задачи;
- умение правильно производить математические расчёты;
- правильность оформления работы.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если выполнены все вышеперечисленные требования к решению расчётной задачи
- оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в оформлении и при математических расчётах.
- оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в алгоритме действий при решении задачи.
- оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если задача не решена.