СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Определение места и роли использования игровой технологии в учебно-образовательном процессе обучающихся с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Определение места и роли использования игровой технологии в учебно-образовательном процессе обучающихся с ОВЗ.»

Определение места и роли использования игровой технологии в учебно-образовательном процессе обучающихся с ОВЗ.

Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе.

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь приходит замечательное средство – игра. Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся.            

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Так же при подборе игр для детей с ОВЗ  следует учитывать следующие  требования:

  • Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

  • Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;

  • Учет структуры дефекта;

  • Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

  • Связь содержания игры с системой знаний ребенка;

  • Соответствие коррекционной цели занятия;

  • Учет принципа смены видов деятельности;

  • Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

  • Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности. Таким образом, вложив образовательное содержание в игровую оболочку, можно решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
Игровые технологии представляют особую ценность при работе с детьми с ОВЗ, поскольку игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие и выполнять развлекательную, коммуникативную, диагностическую, игротерапевтическую функции, функцию самореализации, коррекции в игре. Дидактическая игра является эффективным методом закрепления знаний. Выработка любых умений и навыков у детей с ЗПР требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Для активизации инертных, пассивных детей используются игры с элементами соревнования. Для активизирования познавательной деятельности учащихся и повышения интереса к учению на каждом этапе урока, применяются для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (кроссворды, анаграммы, урок-путешествие). Вместо обычного вступления предлагается разгадать (расшифровать) тему урока, загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием. 


С целью активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка можно применять следующие игровые приёмы и задания:


Начало урока должно быть интересным, настраивающим на работу, поэтому на этапе подведения к теме урока использую следующие приёмы:

1)​ Словесные лабиринты

2)​ Изменение направления текста

3)​ «Перевертыши»

4)​ Слова с «зашумлением»

5)​ Анаграммы (Анаграммы с нумерацией)

Эти коррекционные приёмы оживляют начало урока, повышают интерес детей к изучаемому предмету; развивают у учащихся внимание, кратковременную память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность.

Одним из важнейших этапов урока русского языка является словарная работа.

Представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности, поэтому на этом этапе урока использую различные коррекционные приёмы и упражнения для развития логического мышления, внимания, памяти, восприятия, речи с целью повышения эффективности словарной работы, активности школьников, обеспечения на данном структурном этапе урока его развивающей направленности.

С помощью коррекционных упражнений учащиеся самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формулируют тему словарной работы. Например,​ решение анаграмм

ЯИЦАИВА - авиация, 

ШАФТЛАНД- ландшафт,

РГСТРТРЕИАУА - регистратура,

ШЕВЯ - швея и т. д.

Еще один вид упражнений основан на связи словарного слова с лингвистическим материалом. В зависимости от содержания учебного материала, от цели урока варианты работы могут быть самые разные.

1)​ Например, при закреплении материала о глухих и звонких согласных предлагаю зачеркнуть глухие согласные в данной цепочке.

2)​  При изучении темы «Местоимение» предлагаю задание: правильно расположить местоимения в порядке их изменения по падежам и соединить буквы в скобках.

мне (Т), меня (И), я (М), обо мне (Г), мной (Н), меня (И).

Например, при закреплении знаний о глаголах прошедшего времени предлагаю ребятам прочитать SМS -сообщение:

Мыходиливпаркбылотеплоявстретиладругаон

подарилцветокяулыбнуласьипоблагодарила.

Затем работаем с текстом: разбиваем на предложения, записываем в тетрадь, выделяем окончания глаголов.

При закреплении знаний о составе слова применяю упражнение «Телефон». Например: образуй и запиши слова из слогов, записанных под цифрами на диске телефона




При закреплении знаний об именах существительных использую следующие упражнения:

Запиши части одушевленных предметов.

В скобках поставь вопросы к существительным.

Рак - ( ?)

Обезьяна - ( ?)

Кошка - ( ?)


В результате систематического использования коррекционных приёмов и упражнений на уроках русского языка, направленных на развитие мыслительных операций, у учащихся увеличивается скорость и качество письма, объём учебной информации, обрабатываемой каждым учеником на каждом уроке, повышается уровень:

- элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации)

Такие упражнения-игры направлены не только на развитие мышления, усвоения учениками учебной программы по русскому языку, но и на повышение учебной мотивации школьников.

Дидактические игры:


Игра “Найди пару”

К словам из левого столбика дети подбирают синонимы из правого столбика:


Алфавит

аккуратный

чистый

кавалерия

конница

озорник

шалун

азбука


Игра “Найди слова в картине”

Вывесить картинку, а ученики по её содержанию выписывают как можно больше словарных слов.

Например: по картине “Деревня” - деревня, берёза, курица, антенна, облако, корова, забор, электричество, фонарь, калитка.

Игра “Убежали гласные”

Словарные слова записаны на доске.

Пропущены гласные в слабой позиции.

Ученики ставят ударение, возвращают гласные на место, подчёркивают “опасные” места.

Игра «Поход в гости»

Дидактическая задача: Повторить склонения имен существительных.

Игровая задача: Посетить все падежи.

Содержание игры: Учитель представляет учащимся дом, в котором живут падежи. “Вот домик, в котором живут падежи. Своди слово стол (окно, доска) в гости ко всем падежам”

Материалы: Дом нарисован на картоне либо на куске ватмана следующим образом (схема)



Падежи



И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.


Игра «Сбежавший медведь»

Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.

Игровая задача: Дополнить рассказ, из которого “сбежал” медведь.

Содержание игры: “Посмотрите на этот рассказ. Видите он с пропусками. Вообще-то это рассказ о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верните слово “медведь” в предложения, заменяя окончания по вопросам”.

Материалы: “Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?) ... . Близко подходить (к кому?) к ... опасно. Я видел (кого?) ... в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за ... только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о ...”

Игра «Сколько звуков в слове?»
Цель : развитие умения определять количество звуков в слове.
Ход игры: детям дается задание - вставить цветок в тот домик, цифра на котором соответствует количеству звуков в слове, обозначающем этот цветок.

Игра «Магазин игрушек»
Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Ход игры. Учащиеся должны разложить игрушки по корзинам. В корзину с красным кружком помещают игрушки, названия которых начинаются с гласного звука. В корзину с синим кружком помещают игрушки, названия которых начинаются с согласного звука.


Игра «Построим пирамидку»
Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.
Ход игры. Среди картинок учащиеся находят сначала те, в названиях которых 3, затем 4 и 5 звуков. Выбирают букву, соответствующую каждому звуку. Буквы одного слова выделены одним цветом. 


Игра “Твёрдый – мягкий”.

Цель: Развивать фонематический слух.
Содержание: Поднимите синюю карточку, если в слове услышите [н], зелёную – [н’].
Слова: сон, линь, сосна, снег, встань, лень, Наташа, Нина.


Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяю темой урока, возрастными особенностями участников, их интересами.
Игра ставит детей в условия поиска, пробуждает интерес к победе, и как следствие стремление быть быстрым, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становиться продуктивней.