СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Определение набора падежных окончаний существительного по его начальной форме.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Выявить «места» в слове, которые пока не умеем проверить, вести подготовительную работу по определению «роли» окончаний в слове.

Задачи:

  1. Систематизировать изученный материал по теме «Состав слова».
  2. Учить изменять слова, называющие предметы, по падежам, определять одинаковые наборы окончаний.
  3. Развивать орфографическую зоркость, умение определять морфемный состав слова,  правильно выбирать способ проверки.
  4. Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к слову, умение правильно строить предложения в речи.

Просмотр содержимого документа
«Определение набора падежных окончаний существительного по его начальной форме.»

Дата: 10.01.2020г. русский язык

Тема: Определение набора падежных окончаний существительного по его начальной форме.

Цель: Выявить «места» в слове, которые пока не умеем проверить, вести подготовительную работу по определению «роли» окончаний в слове.

Задачи:

  1. Систематизировать изученный материал по теме «Состав слова».

  2. Учить изменять слова, называющие предметы, по падежам, определять одинаковые наборы окончаний.

  3. Развивать орфографическую зоркость, умение определять морфемный состав слова, правильно выбирать способ проверки.

  4. Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к слову, умение правильно строить предложения в речи.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Систематизация изученного материала по теме «Состав слова», способы проверки ОслП в основе слова.

  1. Повторение состава слова. Игра «Разбери матрёшку».

На доске слово «перевозчики».

Задание: «отнимая» по одной части (окончание, суффикс, приставку), разобрать слово

как матрёшку, чтобы получилось новое слово. Каждый игрок рассказывает

какую часть он «отнял» и какое слово получилось.

перевозчики

перевозчик - и

перевоз - чик

воз пере-

Учитель: - Без какой части слово «жить» не может? (без корня)

- Что такое «корень»?

- Какие ещё значимые части есть в основе слова? (приставки, суффиксы)

2) Проверка ОслП в основе слова. Списывание текста с доски. Объяснить способ проверки ОслП в основе слова.

Сыпл_т спелы_ _рехи

Мне _решн_к в кузовок.

Лес р_бин_вые вехи

Расст_вля_т у д_ро_.

Учитель: - Как действовали, проверяя части слов в основе? (по словарю, по закону

письма).

3) Постановка УЗ.

Учитель: - В какой части слова остались «пропуски» ОслП? Почему?

- Чему нам предстоит научиться, чтобы писать слово без «пропусков»?

(проверять ОслП в окончаниях)

Физкультминутка «Теремок».

Стоит в поле теремок, на двери висит замок. Пришёл Петя-Петушок

Открывает его волк, дёрг-дёрг, дёрг-дёрг. И ключом открыл замок.

  1. Работа над новым материалом.

1) Групповая работа. Выяснение роли окончания в слове.

Задание: Определить «работу» окончаний в словах:


1группа: бег – П (Им.), Р (м), Ч (ед.) - существительное;

2 группа: беговая (дорожка) – П (Им.), Р (ж.), Ч (ед.) – прилагательное;

3 группа: бежит – В (наст.), Л (3), Ч (ед.) – глагол.

Учитель: - Какова роль окончаний в слове?

(выражают грамматические значения слова)

- На какие группы делятся слова по своим грамматическим значениям?

(существительные, прилагательные, глаголы)

  1. Групповая работа. «Работа» окончаний имён существительных.

Постановка вопроса:

В каких группах существительных одинаковые окончания?

Учитель: - Какие окончания мы называем «одинаковыми»?

    1. [ ] = [ ], 2. гр. зн. = гр. зн.)

Задание: Определить какой набор падежных окончаний у слова, изменить его по

падежам, выделить окончание. Подобрать другие слова с таким же набором

окончаний. Составить схему.

1группа: слово «река».

Подберите слова с таким же набором окончаний: стена, доска, петля,

дрова.

2 группа: слово «стол».

Подберите слова с таким же набором окончаний: утюг, слон, плот, лень.


3 группа: слово «село».

Подберите слова с таким же набором окончаний: окно, ведро, бельё, море


4 группа: слово «степь».

Подберите слова с таким же набором окончаний: цепь, рожь, грусть,

тюль.

  1. Проверка групповой работы.

1 группа: РЕК -А - Р (ж.), Ч (ед.), П (Им.) 2 группа: СТОЛ О - Р (м.), Ч (ед.), П (Им.)

-И -А

-Е -У

-У -О

-ОЙ -ОМ

-Е -Е

стена, доска, петля утюг, слон, плот


3 группа: СЕЛ О – Р (ср.), Ч (ед.), П (Им.) 4 группа: СТЕПЬ О – Р (ж.), Ч (ед.), П (Им)

-А -И

-У -И

-О -О

-ОМ -Ю

-Е -И

окно, ведро, бельё, море цепь, рожь, грусть


4) Итог групповой работы.

Учитель: - Теперь вы знаете, что у имён существительных в единственном числе есть

разные наборы окончаний. Сколько по-вашему таких наборов?

- Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо составит таблицу наборов

падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

  1. Подведение итогов урока.

Д/ З: составить таблицу наборов падежных окончаний имён существительных;

стр. 103 упр. 148.








Сыпл_т спелы_ _рехи

Мне _решн_к в кузовок.

Лес р_бин_вые вехи

Расст_вля_т у д_ро_.


Сыпл_т спелы_ _рехи

Мне _решн_к в кузовок.

Лес р_бин_вые вехи

Расст_вля_т у д_ро_.


Сыпл_т спелы_ _рехи

Мне _решн_к в кузовок.

Лес р_бин_вые вехи

Расст_вля_т у д_ро_.


Сыпл_т спелы_ _рехи

Мне _решн_к в кузовок.

Лес р_бин_вые вехи

Расст_вля_т у д_ро_.


Сыпл_т спелы_ _рехи

Мне _решн_к в кузовок.

Лес р_бин_вые вехи

Расст_вля_т у д_ро_.


Сыпл_т спелы_ _рехи

Мне _решн_к в кузовок.

Лес р_бин_вые вехи

Расст_вля_т у д_ро_.


Сыпл_т спелы_ _рехи

Мне _решн_к в кузовок.

Лес р_бин_вые вехи

Расст_вля_т у д_ро_.


Сыпл_т спелы_ _рехи

Мне _решн_к в кузовок.

Лес р_бин_вые вехи

Расст_вля_т у д_ро_.


Сыпл_т спелы_ _рехи

Мне _решн_к в кузовок.

Лес р_бин_вые вехи

Расст_вля_т у д_ро_.


Сыпл_т спелы_ _рехи

Мне _решн_к в кузовок.

Лес р_бин_вые вехи

Расст_вля_т у д_ро_.


Сыпл_т спелы_ _рехи

Мне _решн_к в кузовок.

Лес р_бин_вые вехи

Расст_вля_т у д_ро_.


Сыпл_т спелы_ _рехи

Мне _решн_к в кузовок.

Лес р_бин_вые вехи

Расст_вля_т у д_ро_.


Сыпл_т спелы_ _рехи

Мне _решн_к в кузовок.

Лес р_бин_вые вехи

Расст_вля_т у д_ро_.


Сыпл_т спелы_ _рехи

Мне _решн_к в кузовок.

Лес р_бин_вые вехи

Расст_вля_т у д_ро_.


Сыпл_т спелы_ _рехи

Мне _решн_к в кузовок.

Лес р_бин_вые вехи

Расст_вля_т у д_ро_.


Сыпл_т спелы_ _рехи

Мне _решн_к в кузовок.

Лес р_бин_вые вехи

Расст_вля_т у д_ро_.