СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Определение отношения студентов колледжей к проведению генетического тестирования и фармакогенетического анализа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Персонализированная медицина (ПМ) играет важную роль в развитии современной медицины. Она способна объяснить генетическую природу здоровья и заболеваний человека. По словам президента Европейского института персонализированной медицины и здоровья Е.В. Барановой, «главная цель персонализированной медицины сегодня — научить человека жить в гармонии со своими генами».  

Просмотр содержимого документа
«Определение отношения студентов колледжей к проведению генетического тестирования и фармакогенетического анализа»

Определение отношения студентов колледжей к проведению генетического тестирования и фармакогенетического анализа

Турбина К.А.

Лечебное дело

Научный руководитель: Гундлах Е.Н., преподаватель АНО «ПОО медицинский колледж «Монада»



    Персонализированная медицина (ПМ) играет важную роль в развитии современной медицины. Она способна объяснить генетическую природу здоровья и заболеваний человека. По словам президента Европейского института персонализированной медицины и здоровья Е.В. Барановой, «главная цель персонализированной медицины сегодня — научить человека жить в гармонии со своими генами».
 

  На данный момент ПМ активно развивается во всем мире и уже стала одним из главных трендов здравоохранения в развитых странах. Однако многие аспекты этой области нуждаются в дальнейших обсуждениях и исследованиях.
 

  Отдельного внимания заслуживает вопрос проведения генетического тестирования. Данное исследование позволяет предусмотреть развитие серьезного заболевания не только у взрослого человека, но уже при планировании беременности и в дальнейшем у будущего ребенка. Становится возможной диагностика определенных наследственных особенностей, ведущих к повышенному риску развития генетических и мультифакторных заболеваний. Тем не менее остается спорным вопрос его обязательного прохождения и внедрения в повседневную клиническую практику. Необходимо помнить о нежелательной и неприятной для пациента информации о предрасположенности к заболеванию, т. к. данный факт может быть потрясением для него. Информация о возможном заболевании способна вызвать беспокойство о здоровье родственников, что может привести к неверной самодиагностике. Также важно учитывать, что религиозные и морально-этические взгляды некоторых пациентов могут быть причиной отказа от проведения генетического тестирования. Потенциальной проблемой является дискриминация в обществе по генетическим признакам. Генетическая дискриминация — негативное отношение к человеку, определяемое его генетическими признаками, а не личными достоинствами.
   

Вместе с тем прохождение генетического тестирования дает возможность более детальной постановки диагноза, точного прогнозирования рисков для здоровья, своевременной профилактики и лечения различных заболеваний. На основе фармакогенетического теста появляется возможность индивидуального выбора подходящих лекарственных средств, дозировок и рационального режима использования. Получение отрицательного результата исследования на предрасположенность к предполагаемому заболеванию уменьшает тревожность пациента, тем самым улучшая качество его жизни.
 

  Поскольку ПМ является сравнительно молодой областью медицинской науки, социально-этические аспекты генетического исследования еще не определены. Вместе с тем актуальным вопросом является информированность населения о ПМ и о проведении различных исследований в ее рамках.
 


  Цель исследования: оценить осведомленность студентов различных учебных учреждений о генетическом тестировании и отношение к его проведению.

   Материал и методы

    Для проведения данного исследования была разработана анкета из 14 вопросов, позволяющая узнать мнение респондентов о ПМ и оценить отношение к проведению молекулярно-генетического тестирования. К участию в опросе приглашались все желающие. Исследование проводилось на условиях анонимности. Период проведения опроса (октябрь — декабрь 2018 г) - 500 студентов-медиков (113 мужчин и 387 женщин) и 412 студентов немедицинских вузов (128 мужчин и 284 женщины).

 Результаты исследования

   В ходе исследования на вопрос об информированности относительно существования ПМ положительно ответили 378 (75,6%) студентов медицинских вузов, в то время как среди респондентов, обучающихся в немедицинских вузах, знали о ПМ 202 (49,0%) человека. Сравнительная характеристика представлена в таблице 1.
    Ответы на вопрос о желании провести себе генетическое тестирование были распределены следующим образом: выразили желание провести генетическое тестирование 421 (84,2%) студент-медик и 319 (77,4%) студентов других вузов. Примечательно, что у обучающихся в медицинских вузах причиной положительного ответа чаще являлось желание узнать больше о своем геноме — 220 (44,0%) человек, чем желание узнать о генетических заболеваниях — 201 (40,2%) человек. В группе студентов немедицинских вузов, наоборот, бóльшая часть респондентов — 165 (40,0%) — положительно отнеслась к шансу получить информацию о возможном заболевании, и меньшая — 154 (37,4%) — проявила интерес к информации о геноме. Опасение узнать о неизлечимом заболевании выразили 17 (3,4%) и 15 (3,6%) студентов медицинских и немедицинских вузов соответственно. Заслуживает внимания тот факт, что чаще высказывали опасение, чем юноши (27 против 5).

Отрицали необходимость проведения генетического тестирования 32 (7,8%) студента немедицинских вузов (17 [13,3%] юношей и 15 [5,3%] девушек) и 18 (3,6%) студентов-медиков (7 [6,2%] юношей и 11 [2,8%] девушек). При этом 41 (8,2%) и 41 (10,2%) студент медицинских и немедицинских вузов соответственно сообщил о том, что не могут позволить себе проведение генетического тестирования по причине нехватки времени или финансовых средств. Юноши-медики чаще указывали на недостаток времени — 4 (3,5%) — в сравнении со студентками — 1 (0,3%).

Тревогу в отношении дискриминации высказал 1 (0,1%) участник исследования (студент медицинского вуза). Два (0,4%) студента-медика и 5 (1,2%) студентов других вузов соответственно высказали опасение в связи с вероятностью врачебной ошибки. Следует отметить, что никто из респондентов не был против проведения генетического тестирования по мотивам вероисповедания.

 

  Распределение ответов на вопрос: «Готовы ли Вы узнать, что больны неизлечимым заболеванием?» — представлено на рисунке 1.

 

  Ответы показали, что большинство студентов готовы изменить образ жизни в случае обнаружения высокого риска заболевания: 422 (84,4%) студента медицинских вузов и 345 (83,7%) студентов немедицинских вузов.
    Положительно отнеслись к проведению фармакогенетического анализа 431 (86,2%) студент-медик и 341 (82,8%) студент других вузов.
    В то же время 274 (54,8%) студента-медика и 245 (59,5%) студентов немедицинских вузов выразили нежелание проводить генетическое тестирование или использовать непроверенный препарат.
   

   Заключение

    В ходе проведенного исследования при ответе на первый вопрос анкеты выяснилось, что студенты, обучающиеся в вузах немедицинского профиля, значительно меньше осведомлены о возможных тестированиях в области ПМ. Примечательно, что и студенты медицинских вузов не в полной мере информированы относительно ПМ. Для повышения информированности необходимо проведение лекций, семинаров по данной тематике. В ответах на остальные вопросы не отмечено статистически значимой разницы между студентами-медиками и студентами других вузов, а также между студентками и студентами. В основном анкетируемые проявляли интерес к проведению генетического тестирования, что говорит об интересе к этой области медицинской науки и необходимости ее развития.
Аналогичный опрос был проведен в Томске, где выяснилось, что 85% опрошенных хотели бы знать о предрасположенности к заболеваниям, а 88,5% при установлении высокого риска заболевания изменили бы образ жизни. Это особенно важно, учитывая недостаточную информированность о здоровом образе жизни, а также низкую престижность и социальную значимость занятий спортом среди молодежи. Наши данные подтверждают, что большинство респондентов хотели бы провести фармакогенетическое исследование и были заинтересованы в изменении образа жизни при необходимости. При этом опасение в отношении дискриминации отметил лишь один участник опроса, что может быть связано с неактуальностью дискриминации для российского здравоохранения в связи с иной системой страхования. Таким образом, нами определена информированность о ПМ среди студентов, а также выявлено их отношение к проведению генетического и фармакогенетического исследований.


Литература.

1. Строзенко Л.А., Момот А.П. «Генетическое тестирование — новая технология диагностики в медицине. Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве». 2013г.

2.  Баранов В.С., Баранова Е.В. «Жить в гармонии со своими генами». 2004г.

4. Барышева В.О., Кетова Г.Г., Кремлев C.Л. Климова Е.В. «Уровень информированности врачей Челябинской области о фармакогенетике и фармакогенетическом тестировании». 2013г.

5. Седова Н.Н., Навроцкий Б.А. «Отношение жителей крупного промышленного города к персонализированной медицине». 2015г.

6. Каприн А.Д., Александрова Л.М., Старинский В.В. «Медико-социальные аспекты формирования в России концепции здорового образа жизни». 2017г.