СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Определение состояния здоровья школьников

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Определение состояния здоровья школьников»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Показатели здоровья школьников являются на сегодняшний день актуальной проблемой современного общества. Но мало об этом говорить и писать, следует, наконец, начинать что-то делать. Именно поэтому мы решили опробовать некоторые приемы из системы доктора В.Ф.Базарного на практике в обычной средней школе. Гипотеза нашего исследования такова: если нет возможности работать по данной здороровьесберегающей системе официально, поскольку она не включена в программу работы школы, то можно использовать отдельные элементы программы и приемы оздоровления детей в отдельно взятом классе у конкретного учителя.

Для проверки данного утверждения мы провели специальное исследование на базе 3 класса, в Прогимназии №15, г. Дербент Р. Дагестан. Испытуемыми явились ученики этого класса в количестве 24 человек. Данные исследования получены с помощью комплекса методов: наблюдений, бесед с учителями, анкетирования, анализа данных о состояния здоровья школьников.

При проведении анализа состояния здоровья детей, мы взяли за основу три наиболее легко определяемых параметра: состояние осанки у школьников, определение остроты зрения и определение показателей гибкости позвоночного столба.

Определяя нарушения осанки, проверяли высоту размещения плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки. Асимметрию лопаток легко определить с помощью сантиметровой ленты, измерив

«треугольник» на ребенке, стоящем в непринужденной позе. Определяются следующие расстояния: между шестым шейным позвонком и нижним углом правой лопатки; между нижними углами лопаток.

При физиологически нормальной осанке или осанке, исправленной при помощи физических упражнений, данные первого измерения равны данным второго.

Ассиметрия нижних углов лопаток свидетельствует о сколиотической

осанке. Показатели измерений оказались неутешительными: у всех учеников класса в большей или меньшей степени начинает развиваться искривление позвоночника, причем на правую сторону, поскольку при неправильной посадке во время письма, ребенок опирается на рабочую руку - ту, которой он пишет.

Остроту зрения, за неимением специальных таблиц, определяли по методу «зрительных горизонтов», взятой из системы Базарного. Он заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала. Каждому ученику определяют свою зрительную рабочую дистанцию. Определяется она тем расстоянием, с которого ребенок может различать буквы, равные по высоте 1 см. Для этого используется касса букв и слогов. Например, ученик увидел глазами букву, размером 1 см с расстояния 6 м., следовательно, его рабочее место должно находиться на том же расстоянии от классной доски.

Гибкость позвоночного столба измеряется по степени наклона туловища вперед при несогнутых в коленях ногах испытуемого. Для этого он становится на гимнастическую скамейку и наклоняет туловище вперед до возможного предела, оставляя колени несогнутыми. Определение показателя гибкости производится путем измерения расстояния от края скамейки между ступней ног до кончика среднего пальца руки с помощью сантиметровой ленты или установленной линейки с показателями в сантиметрах.

Если испытуемый при наклоне вперед не может дотянуться до поверхности скамейки, то величина гибкости обозначается знаком «=», если опускает руки ниже верхней плоскости скамейки - знаком «+».

Полученный материал послужил отправной точкой для использования на уроках в классе приемов здоровьесохраняющих технологий.

Обеспечить ребенка знаниями, умениями и навыками, сохранив и приумножив его здоровье, можно только в условиях серьезной заинтересованности учителя.

Мы провели анкетирование среди учителей начальных классов, чтобы выяснить, насколько валеологична их работа с учениками.

Возраст учителей составил промежуток от 30 до 55 лет. Педагогический стаж - от 11 до 32 лет. При анализе ответов на вопросы анкеты выяснялся уровень валеологических знаний у преподавателей. Знания учителей о влиянии факторов среды на организм проверялись по следующим параметрам: влияние на детей шума (41% считает, что это нормальная рабочая обстановка, 59% - что шум способствует быстрому утомлению); цветового оформления кабинета (в том же процентном соотношении предпочтения разделились на светло-желтые или спокойно-зеленые цвета); влажной уборки в кабинете (единодушное мнение о необходимости ее каждый день); и присутствии в помещении живых комнатных цветов (создают благоприятную экологическую обстановку 100% - ное мнение). 41% учителей считают, что освещенность в кабинете должна быть строго по санитарным нормам, 59% - что чем больше света, тем лучше. 100% учителей проветривают помещения после каждого урока, впрочем, этот ответ подвергается большому сомнению. Ученик должен сидеть прямо, чтобы не было нарушения осанки - 100%-ное единогласие. Рассаживают детей, учитывая состояние слуха и зрения учеников лишь 66% учителей. Физкультминутки проводят 75% учителей, а 25% «знают, что это необходимо, но забывают проводить». 50% учителей считают, что накричать на учеников - это недопустимо, 41%признаются, что «иногда нервы не выдерживают», а 9% считают это одним из педагогических приемов воздействия на учащихся (!).

Далее мы провели опрос учителей и выяснили, что на практике имеет место как объяснительно-иллюстративный, так и деятельностный подход к обучению. 86% учителей осознают эффективность и здоровьесберегающий потенциал деятельностной модели и понимают, насколько важна активизация интереса к обучению посредством собственного опыта ребенка, но работают с детьми в объяснительно-иллюстративном режиме. На долю уроков с репродуктивными методами обучения приходится более 70% учебного времени. Преобладание в их практике таких уроков, иногда называемых традиционными, педагоги объясняют следующими причинами:

65% указывают на недостаток времени;

20 % ссылаются на отсутствие поддержки со стороны руководства школы;

16% говорят, что сменить привычную для них модель обучения не позволяет состояние здоровья;

13% разочаровались в результате, столкнувшись с неудачами;

43% ответили, что им ничто не мешает работать в деятельностной модели обучения, однако работать продолжают по традиционной системе.

Мы полагаем, что факторы, препятствующие инновационной педагогической деятельности, носят как объективный, так и субъективный характер, причем субъективные, психологические моменты играют решающую роль.

Профессиональные стереотипы, установки, штампы, эталоны, прочно утвердившиеся в сознании, мешают учителю изменить свои профессиональные позиции. Мы решили проверить, действительно ли так сложно осуществить переход к организации здоровьесберегающего пространства на уроке, хотя бы в некоторой степени, как об этом думают учителя.