ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Показатели здоровья школьников являются на сегодняшний день актуальной проблемой современного общества. Но мало об этом говорить и писать, следует, наконец, начинать что-то делать. Именно поэтому мы решили опробовать некоторые приемы из системы доктора В.Ф.Базарного на практике в обычной средней школе. Гипотеза нашего исследования такова: если нет возможности работать по данной здороровьесберегающей системе официально, поскольку она не включена в программу работы школы, то можно использовать отдельные элементы программы и приемы оздоровления детей в отдельно взятом классе у конкретного учителя.
Для проверки данного утверждения мы провели специальное исследование на базе 3 класса, в Прогимназии №15, г. Дербент Р. Дагестан. Испытуемыми явились ученики этого класса в количестве 24 человек. Данные исследования получены с помощью комплекса методов: наблюдений, бесед с учителями, анкетирования, анализа данных о состояния здоровья школьников.
При проведении анализа состояния здоровья детей, мы взяли за основу три наиболее легко определяемых параметра: состояние осанки у школьников, определение остроты зрения и определение показателей гибкости позвоночного столба.
Определяя нарушения осанки, проверяли высоту размещения плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки. Асимметрию лопаток легко определить с помощью сантиметровой ленты, измерив
«треугольник» на ребенке, стоящем в непринужденной позе. Определяются следующие расстояния: между шестым шейным позвонком и нижним углом правой лопатки; между нижними углами лопаток.
При физиологически нормальной осанке или осанке, исправленной при помощи физических упражнений, данные первого измерения равны данным второго.
Ассиметрия нижних углов лопаток свидетельствует о сколиотической
осанке. Показатели измерений оказались неутешительными: у всех учеников класса в большей или меньшей степени начинает развиваться искривление позвоночника, причем на правую сторону, поскольку при неправильной посадке во время письма, ребенок опирается на рабочую руку - ту, которой он пишет.
Остроту зрения, за неимением специальных таблиц, определяли по методу «зрительных горизонтов», взятой из системы Базарного. Он заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала. Каждому ученику определяют свою зрительную рабочую дистанцию. Определяется она тем расстоянием, с которого ребенок может различать буквы, равные по высоте 1 см. Для этого используется касса букв и слогов. Например, ученик увидел глазами букву, размером 1 см с расстояния 6 м., следовательно, его рабочее место должно находиться на том же расстоянии от классной доски.
Гибкость позвоночного столба измеряется по степени наклона туловища вперед при несогнутых в коленях ногах испытуемого. Для этого он становится на гимнастическую скамейку и наклоняет туловище вперед до возможного предела, оставляя колени несогнутыми. Определение показателя гибкости производится путем измерения расстояния от края скамейки между ступней ног до кончика среднего пальца руки с помощью сантиметровой ленты или установленной линейки с показателями в сантиметрах.
Если испытуемый при наклоне вперед не может дотянуться до поверхности скамейки, то величина гибкости обозначается знаком «=», если опускает руки ниже верхней плоскости скамейки - знаком «+».
Полученный материал послужил отправной точкой для использования на уроках в классе приемов здоровьесохраняющих технологий.
Обеспечить ребенка знаниями, умениями и навыками, сохранив и приумножив его здоровье, можно только в условиях серьезной заинтересованности учителя.
Мы провели анкетирование среди учителей начальных классов, чтобы выяснить, насколько валеологична их работа с учениками.
Возраст учителей составил промежуток от 30 до 55 лет. Педагогический стаж - от 11 до 32 лет. При анализе ответов на вопросы анкеты выяснялся уровень валеологических знаний у преподавателей. Знания учителей о влиянии факторов среды на организм проверялись по следующим параметрам: влияние на детей шума (41% считает, что это нормальная рабочая обстановка, 59% - что шум способствует быстрому утомлению); цветового оформления кабинета (в том же процентном соотношении предпочтения разделились на светло-желтые или спокойно-зеленые цвета); влажной уборки в кабинете (единодушное мнение о необходимости ее каждый день); и присутствии в помещении живых комнатных цветов (создают благоприятную экологическую обстановку 100% - ное мнение). 41% учителей считают, что освещенность в кабинете должна быть строго по санитарным нормам, 59% - что чем больше света, тем лучше. 100% учителей проветривают помещения после каждого урока, впрочем, этот ответ подвергается большому сомнению. Ученик должен сидеть прямо, чтобы не было нарушения осанки - 100%-ное единогласие. Рассаживают детей, учитывая состояние слуха и зрения учеников лишь 66% учителей. Физкультминутки проводят 75% учителей, а 25% «знают, что это необходимо, но забывают проводить». 50% учителей считают, что накричать на учеников - это недопустимо, 41%признаются, что «иногда нервы не выдерживают», а 9% считают это одним из педагогических приемов воздействия на учащихся (!).
Далее мы провели опрос учителей и выяснили, что на практике имеет место как объяснительно-иллюстративный, так и деятельностный подход к обучению. 86% учителей осознают эффективность и здоровьесберегающий потенциал деятельностной модели и понимают, насколько важна активизация интереса к обучению посредством собственного опыта ребенка, но работают с детьми в объяснительно-иллюстративном режиме. На долю уроков с репродуктивными методами обучения приходится более 70% учебного времени. Преобладание в их практике таких уроков, иногда называемых традиционными, педагоги объясняют следующими причинами:
65% указывают на недостаток времени;
20 % ссылаются на отсутствие поддержки со стороны руководства школы;
16% говорят, что сменить привычную для них модель обучения не позволяет состояние здоровья;
13% разочаровались в результате, столкнувшись с неудачами;
43% ответили, что им ничто не мешает работать в деятельностной модели обучения, однако работать продолжают по традиционной системе.
Мы полагаем, что факторы, препятствующие инновационной педагогической деятельности, носят как объективный, так и субъективный характер, причем субъективные, психологические моменты играют решающую роль.
Профессиональные стереотипы, установки, штампы, эталоны, прочно утвердившиеся в сознании, мешают учителю изменить свои профессиональные позиции. Мы решили проверить, действительно ли так сложно осуществить переход к организации здоровьесберегающего пространства на уроке, хотя бы в некоторой степени, как об этом думают учителя.