ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ПРОФОРИЕНТАЦИЮ ПОДРОСТКА
Власенко Светлана Викторовна,
к.п.н., доцент Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова
Абдыхамит Ербол
Магистрант образовательной программы 7М01101 - «Педагогика и психология»
Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова
Основные социальные институты, такие как семья, государство, образование, СМИ и другие, призваны использовать различные механизмы социального регулирования и контроля социума. Очевидно, что сегодня возрастает роль СМИ в функционировании всех социальных институтов и в процессе управления обществом в целом. Данная тенденция обуславливает усиление ответственности перед аудиторией за формирование и трансляцию норм и образцов поведения, жизненных стратегий, ценностных ориентаций. Именно СМИ являются одним из индикаторов происходящих перемен в обществе, реализуя следующие функции: - по формированию ценностных ориентаций, жизненных стратегий, образцов поведения, привычек, предпочтений; - по трансляции социального опыта, влияющего на направленность процесса социализации молодого поколения; - по регулированию социального взаимодействия и контроля, пропагандируя нормы, правила и образцы социально одобряемого поведения; - по обеспечению сплоченности, взаимозависимости и взаимной ответственности, идентичности членов общества (интегративная функция);
- по удовлетворению индивидами, социальными общностями и группами различных потребностей, в том числе информационных, образовательных, коммуникационных, рекреационных и др. Следует отметить, что степень и направленность реализации каждой из этих функции СМИ характеризует уровень развития данного социума. Очевидно, что в социальном регулировании поведения молодежи важную роль играют средства массовой информации. Результаты ряда исследований свидетельствуют, что, как правило, значимую долю свободного времени молодежь отводит использованию различных форм средств массовой коммуникации. В советский период кинематограф, телевидение, радио и печать были мощными инструментами пропаганды здорового образа жизни и осуждения асоциального поведения. Сегодня ситуация изменилась кардинальным образом. Необходимо понимать, что и свобода СМИ становится благом для развития общества лишь тогда, когда она считается с ответственностью. Ответственность СМИ проявляется, прежде всего, в экологичности той информации, которую они создают и тиражируют.
На основании выше изложенного мы составили программу по профориентации подростков. В таблице 12 представлен План профориентационной работы школы.
Таблица 12. - План профориентационной работы школы
№ | Содержание деятельности | | Ответственные |
| Организационная работа в школе | | |
1 | Оформление кабинета, уголка по профориентации. Твоя профессиональная карьера В мире профессий Слагаемые выбора профессии Оформление стенда (общешкольного): В помощь выпускнику, Куда пойти учиться. Образовательная карта школы (района, города). (школьная сеть, направления, учебные заведения) | | Педагог- психолог |
2 | Работа педагога-психолога по профориентации. | | Педагог- психолог |
3 | Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников 9-11 кл.) | | Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог |
4 | Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год. Презентация. Защита планов воспитательной работы по профориентации. Организация профориентационной работы в классе | | Зам. директора по воспитательной работе, педагог-психолог |
5 | Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации. | | Зам. директора по воспитательной работе |
6 | Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению | | Библиотекарь |
7 | Обеспечение участия школьников в работе ученических трудовых объединений | | Администрация |
Продолжение Таблицы 12 |
8 | Организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, художественных | | Зам. директора по УВР, зам. Дирек-тора по восп. работе |
9 | Введение ориентационных курсов по выбору и факультативов: «Твоя профессиональная карьера», «Выбор профессии» и «Мое профессиональное будущее» (см. Приложение 6) | | Зам. директора по УВР |
10 | Организация регулярная выпуска газеты «Кем быть» | | Редколлегия. |
11 | Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами | | Зам. директора по восп. работе, классный руководитель |
12 | Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости | | Зам. директора по восп. работе, классный руководитель, ру-ководитель совета по профориентации |
13 | Оформление и обновление стенда «Профессии, которые нам предлагают» | | Зам. директора по восп. работе |
14 | Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками | | Зам. директора по восп. работе, совет по профориентации |
| Работа с педагогическими кадрами | | |
1 | Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп | | Педагог-психолог |
2 | Организовать для педагогов и классных руководителей цикл семинаров по теме «Теория и практика профориентационной работы» | | Педагог-психолог |
3 | Предусмотреть в плане работы методических объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения. Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии. Система профориентационной работы в городе, в школе; в процессе изучения основ наук Методика профориентационной работы по возрастным группам; во внеклассной работе; по интересам Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками; Методические основы профориентации. Методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультации; Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии; | | Педагог-психолог |
Продолжение Таблицы 12 |
4 | Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности школьника Исследование готовности учащихся к выбору профессии; Изучение личностных особенностей и способностей учащихся, изучение склонностей и интересов, Изучение профессиональных намерений и планов учащихся | 5-8 кл 9-10 кл 9-11 кл 11-12 кл | Психолог. |
5 | Организовать проведение конкурса пособий по профориентации, методических разработок внеклассных мероприятий. | | Совет по профориентации Зам директора по воспитательной работе |
6 | Практиковать отчетность учителей-предметников, кл. руководителей, руководителей кружков о проделанной работе | | Зам. директора по воспитательной работе |
7 | Подготовка рекомендаций кл. руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе | | Психолог. |
8 | Организовать помощь в разработке классных часов по профессиональной направленности учащихся | | Зам. директора по воспитательной работе |
9 | Скоординировать деятельность учителей, работающих в классе, психолога, медика и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися | | Зам. директора по воспитательной работе |
| Работа с родителями | | |
1 | Организовать для родителей лекторий по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении» | | Зам. директора по воспитательной работе |
2 | Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, курсов по выбору, факультативов. Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования | | Кл. руководитель, Психолог |
3 | Организовать встречи уч-ся с их родителями -представителями различных профессий | | Кл. руководитель Учителя-предметники |
4 | Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения | | Кл. руководитель |
5 | Спланировать проведение родительских собраний (общешкольных, классных). Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе Медицинские аспекты при выборе профессии | | Зам. директора по воспитательной работе Кл. руководитель |
6 | Привлекать родителей к оформлению профориентационных уголков, кабинетов профориентации, стендов, к организации экскурсий | | Кл. руководитель Учителя-предметники |
Продолжение Таблицы 12 |
7 | Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации | | Кл. руководитель Психолог |
8 | Привлекать родителей к руководству кружками по интересам | | Зам. дир. по восп. работе Кл. руководитель |
9 | Организовать для родителей встречи со специалистами. Круглый стол «Выбираем свой путь» для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений | 10 кл 11 кл 11 кл | Кл. руководитель Психолог |
10 | Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям) Сто дорог – одна твоя Как претворить мечты в реальность Легко ли быть молодым К чему люди стремятся в жизни | 5-11кл. | Кл. руководитель |
11 | Организация и проведение встреч с представителями различных профессий | | Кл. руководитель |
12 | Организация экскурсий и встреч со специалистами «Центра занятости» | | Зам. директора по восп. работе |
13 | Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений | 9-12кл. | Зам. директора по восп. работе |
14 | Знакомство с профессиями на уроках экономика, чтение, труд и т.д. Расширение знаний учащихся о новых профессиях учителями-предметниками | 1-4 кл. 6-12кл. | Учителя- предметники |
15 | Организация экскурсий в «Центр занятости», помощь в определении профиля обучения | 9-10кл. | Кл. руководитель, психолог |
16 | Обеспечение участия учащихся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда | 9-12кл. | Зам. директора по восп. работе Кл. руководитель |
17 | Оформление на каждого учащегося профориентационной карты | | Кл. руководитель, психолог. |
18 | Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них учащихся. Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества | | Учителя "Технологии" |
19 | Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования | | Кл. руководитель |
20 | Организация «Дня выпускника» для учащихся на бирже труда | 12кл. | Зам. директора по восп. работе Кл. руководитель |
| Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся | | Психолог |
21 | Организация пятой трудовой четверти. Обеспечение участия учащихся в работе ученических трудовых бригад, работа на пришкольном участке: - знакомство с профессиями, связанными с растениеводством строительством; | 7-9 кл 9-10 кл | Зам. директора по восп. работе Кл. руководитель |
Продолжение Таблицы 12 |
22 | Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии | | Кл. руководитель |
23 | Изучение читательских интересов школьников, составления индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение | | Библиотекарь. |
|
24 | Защита проектов Мой выбор профессиональной деятельности и реализация профессионального плана Ступени мастерства Мои жизненные планы, перспективы и возможности | | Кл. руководитель |
Примечание: [Разработано автором] |
План-конспект беседы «Дети и телевидение»
1. Воспитательные возможности телевидения.
2. Что следует подросткам смотреть по телевидению.
3. Как обсуждать с детьми увиденное.
Телевидение и другие средства массовой информации (радио, кино, печать) воздействуют на младшего школьника, выступая мощным двигателем его воспитания и развития. А дети много времени проводят у телевизоров, смотря передачи и для детей и для взрослых. Для многих детей телевидение стало большим другом, помогающим узнать много нового и интересного. Признавая несомненную пользу, которое может оказать телевидение в воспитании детей, необходимо помнить, что эту пользу надо ещё суметь извлечь. А для этого важно представить себе, какое место в режиме дня должен занять просмотр телепередач, какие передачи следует смотреть подросткам, какую воспитательную работу необходимо проводить, после того как дети посмотрели ту или иную передачу. Время, которое идет на просмотр телепередач нередко отнимается от уроков, от книг, от пребывания на воздухе и т. д. И в этом отношении можно говорить только об относительной пользе телевидения. Поэтому количество времени, идущее на просмотр телепередач, должно быть определено режимом для школьника. Для подростка это 3-4 передачи в неделю. Родители, позволяя ребёнку смотреть многие передачи подряд, считают, что таким образом отвлекают их от дурного влияния улицы, безделья. Поэтому они даже поощряют ежедневное сидение детей около телевизора, считая это не только интересным, но и полезным занятием. Вследствие этого для некоторых школьников просмотр передач становится потребностью, их неудержимо влечёт к телевизору, и ради него они спешат все дела сделать поскорее или вовсе бросают всё, как только загорится экран. Родители пользуются этим пристрастием ребёнка, чтобы заставить его сесть за уроки, заставить выполнить домашнюю работу или своё распоряжение. Они говорят: «Не сделаешь – не разрешу смотреть телевизионную передачу» [92].
Однако, добиваясь своей цели, заставляя что-то выполнить, родители забывают, что и учебные занятия, и домашние обязанности именно поэтому часто выполняются наскоро, кое-как.
В это время все мысли ребёнка поглощены предстоящей передачей, стремление любой ценой получить смотреть телевизор. Это уже наносит вред воспитанию, мешая формированию добросовестного отношения к труду и учению. Длительный просмотр передач плохо влияет на нервную систему и зрение детей. Нервная система часто не выдерживает большой эмоциональной нагрузки, повышенной чувствительности, мелькающему свету. Особенно это относится к детям ослабленным, впечатлительным.
Итак, телепередачи должны занять ограниченное время в режиме дня ребёнка. Он должен знать, что определённые часы отводятся для прогулок и игр, чтения книг, просмотра телепередач. Родители вместе с детьми просматривают программу телепередач на неделю, намечают, что будут смотреть дети. Утром, уходя на работу, родители ещё раз напоминают ребёнку, что к определённому надо закончить все уроки, чтобы посмотреть намеченную передачу.
В воспитательном отношении эффективны передачи, которые организуют деятельность детей. В телепередачах дают объясняют, как сделать занимательную поделку, предлагают интересное задание, которое дети могут сделать для своего коллектива, для своих родителей. Телепередачи помогают не только расширять кругозор детей, но и формировать их индивидуальные интересы. Дети, увлекающиеся рисованием, могут узнать много интересного о живописи; дети, любящие животных, черпают интересные сведения об их повадках и жизни, и таким образом получают материал об организации деятельности, связанной с предметом увлечения [93].
Телепередачи надо уметь использовать в воспитании детей умело и целенаправленно. Необходимо систематическое обсуждение с детьми увиденного по телевизору, иначе просмотренные передачи не будут иметь существенного влияния на ребёнка, а в некоторых случаях будут просто вредны.
Родителям важно знать, что ребёнок запомнил, что понял, что произвело на него особое впечатление. Хорошо если родители позволяют ребёнку для просмотра детских передач пригласить своих товарищей. Дети смогут поделиться впечатлениями, вместе участвовать в каком-либо деле, организованном телепередачей [94].