Урок: Русский язык
Класс: 6
Тема: Определительные местоимения.
Провела: Кураева Яна Владимировна
Цель: продолжить формирование представления о разрядах местоимений.
Задачи:
Узнать, что такое определительные местоимения.
Научиться находить их в предложениях и текстах и отличать от местоимений других разрядов..
Познакомиться с особенностями склонения и синтаксической ролью определительных местоимений.
Оборудование урока: распечатки (рабочий лист, задания) , презентация, компьютер, проектор, жетоны для оценивания.
Предметные: научиться отличать определительные местоимения от других частей речи.
Метапредметные: анализировать, сравнивать, делать выводы; участвовать в речевом общении в соответствии с ситуацией и коммуникативной установкой.
Личностные: сформировать потребность в сохранении культуры русской речи и выражения уважительного отношения к людям посредством языка.
Познавательные УУД ученик научится:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
анализировать объекты с целью выделения их признаков;
делать умозаключения на основе аргументации.
Регулятивные УУД ученик научится:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
принимать решения в проблемной ситуации;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
оценивать достигнутые результаты в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД ученик научится:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, принимать решения и делать выбор;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
работать в группе – эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Организация урока. Мотивация
(1 слайд) –Откуда эти персонажи? Что вы знаете об этом произведении? Кто её автор? Сегодня мы поработаем с отрывками данного произведения.
- Начинаем с орфографической зарядки. На партах у вас лежит рабочий лист, задание 1 , работаем в парах. Время на выполнение задания 1 минута. Проверка по слайду (1).
Задание 1. Выпишите слова с пропущенными буквами и скобками. Объясните правописание этих слов.
– А кто такой Гудвин? – спросила Элли.
– О, это самый в…ликий мудрец нашей страны, – прош…птала старушка. – Он могуществе(н/нн)ее всех нас и живёт в Изумрудном городе.
– А он злой или добрый?
– Этого (н…) кто не знает. Но ты не бойся, раз…щи три существа, и…полни их заветные желания, и волшебник Изумрудного города поможет тебе вернуться в твою страну!
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выявление места и причины затруднения.
Выполняем задание 2 на рабочем листе. Проверка по слайду (4).
- Обратите внимание на местоимения, которые вызвали у вас затруднение. Время на выполнение задания 2 минуты.
Задание 2. Прочитайте фрагмент из повести А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Определите разряды выделенных местоимений. Какие местоимения вызвали затруднение?
– А кто такой Гудвин? – спросила Элли.
– О, это самый великий мудрец нашей страны, – прошептала старушка. – Он могущественнее всех нас и живёт в Изумрудном городе.
– А он злой или добрый?
– Этого никто не знает. Но ты не бойся, разыщи три существа, исполни их заветные желания и волшебник Изумрудного города поможет тебе вернуться в твою страну!
– Где Изумрудный город?
– Он в центре страны. Великий мудрец и волшебник Гудвин сам построил его и управляет им. Но он окружил себя необычайной таинственностью и никто не видал его после постройки города, а она закончилась много-много лет назад.
3. Построение проекта выхода из создавшейся ситуации
- В русском языке такие местоимения носят название «Определительные местоимения» (слайд 5). Запишем определение в тетрадь.
-Давайте обозначим задачи урока (слайд 6).
4. Реализация построенного проекта
- Устно ( слайд 8). Найдите определительные местоимения. Проверка ( 9 слайд). Ребята, а что обозначают определительные местоимения? (10 слайд).
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, самостоятельная работа с проверкой по эталону
-Теперь обратимся к морфологическим признакам определительных местоимений (слайд 15). Посмотрите на словосочетания :
каждый учитель (?) каждой птицей (?)
перед каждыми гастролями (?)
- Какие признаки мы можем определить у этих местоимений? (Определительные местоимения, как и прилагательные, изменяются по числам, падежам и родам (в ед. числе). Определительные местоимения согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже.
- Теперь давайте посмотрим, как склоняются некоторые определительные местоимения. Раздаю задания по группам местоимения: иной, другой, всякий, каждый, самый. Проверка.
6. Подведение итогов, рефлексия.
Домашнее задание: Из текста сказки «Волшебник Изумрудного города» найти и выписать 5 предложений с определительными местоимениями. Подчеркнуть их как члены предложения.
- Реализовали ли мы свои задачи? Вернёмся к слайду. Рефлексия.
Анализ проведённого урока
На протяжении всего урока использовались индивидуальные, групповые, формы работы, что способствовало активизации познавательной деятельности.
Методы и средства работы: наглядно-словесные, практические, создание ситуации успеха (дифференцированная помощь). Процесс обучения строился на постепенном усложнении содержания. Главный акцент на уроке делался на опору имеющихся умений и навыков учащихся при выполнении упражнений новой темы, а также на развитие творческой активности учащихся, памяти, внимания, логического мышления.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков был предусмотрен в виде заданий по изучаемой теме.
На уроке целесообразно использовались возможности компьютера, мультимедийного проектора и презентации для выявления места затруднения и быстрой проверки заданий.
Все задания выполнены по тексту сказочной повести «Волшебник Изумрудного города». Это позволяет учащимся проследить связь русского языка с литературой, а также активировать изученный материал.
В качестве оценивания по ходу урока учащимся раздавались стикеры «Железный дровосек». Что также подчеркивало общую тематику урока.
Домашнее задание было задано с учетом уровневой дифференциации (по группам)
Этап рефлексии. На данном этапе происходило осмысление данных знаний, а также оценка своей работы на уроке.