План урока: 1)Учреждение опричнины 2)В поисках смысла 3)Царство террора 4)Завершение ливонской войны 5)Окончание правления Ивана Грозного Учитель обращает внимание на новые термины, даты и имена, данные в параграфе. П.1. УЧРЕЖДЕНИЕ ОПРИЧНИНЫ (СТР52-54) Рассказ учителя: В 1564 году в Москве произошли странные события: после службы в Успенском соборе царя на Красной площади ждал обоз, груженный святынями (иконы, мощи, кресты, утварь, казна). Царя сопровождали только ближайшие ему дворяне. Так царь уезжал на богомолье в Троице-Сергеев монастырь. Царь покинул Москву и пропал. Позже царь пришлет грамоту митрополиту, в которой объявит о своем уходе с царства. Причины- гнев на бояр, служилых и приказных людей, которые творят насилия и измены. Все в смятении. Страшно представить, что богоданный государь покинул трон. Под давлением народа бояре и духовенство уговорили Ивана вернуться на царство. Но царь выдвинул условие, которое должно было выполняться неприкосновенно: он сам расправиться с изменниками, для чего примет особые меры Сейчас вы изучите, что было дальше: Учреждение опричнины (стр52-54) – изучить самостоятельно и ответить на вопросы: 1)Опричнина – это А) в 14-15 вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи. Б) Название удела царя Ивана IV Грозного в 1565-72 с особой территорией, войском и государственным аппаратом. В) Система внутриполитических мер Ивана IV в 1565-72 для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т. п.). 2)Дата начала опричнины 3)Причины опричнины 4)Внешний вид опричника Закрепление пункта плана- вопросы на стр.54. П.2. В ПОИСКАХ СМЫСЛА (стр54-55) Изучить самостоятельно + ответить на вопросы стр.55 П.3. ЦАРСТВО ТЕРРОРА (СТР.55-57) Комментированное чтение Выписать в тетрадь основные положения: П.4. ЗАВЕРШЕНИЕ ЛИВОНСКОЙ ВОЙНЫ (стр.59) Заполнить окончание таблицы, начатой ранее (внешняя политика Ивана 4). П.5. ОКОНЧАНИЕ ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО (стр.60-61) Рассказ учителя: Опричнина и Ливонская война привели к хозяйственному кризису. Надо искать выход. 1581 год – крестьянам объявлено об отмене выхода в Юрьев день. Это первоначально была временная мера. Время ее действия называлось заповедными летами. Это прикрепило крестьян к земле. Об окончании правления Ивана Грозного мы прочитаем вместе (Читают стр.61) | Записывают план урока в тетрадь Ученики фиксируют новые даты, термины и имена. Слушают учителя Примерные ответы 1) 2) 1565 год страна разделена на опричнину и земщину 3)Причины: Желание царя укрепить власть 4)к седлу привязана собачья голова, метла – как знак «выискать измену» Отвечают на вопросы Изучают самостоятельно, отвечают на вопросы Комментированное чтение Завершают таблицу Слушают учителя, Дату в тетрадь Читают |