Модальность — форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной). Пища для нашей нервной системы бывает разной, и разными бывают наши предпочтения. Кто-то предпочитает визуальную информацию, кто-то аудиальную (слуховую), кто-то - кинестетическую (прикосновения, внутренние ощущения и т.д.). Поэтому и сенсорный голод (недостаток впечатлений для зрения, слуха, осязания) следует утолять не чем попало, а информацией для ведущей модальности. Ведущая модальность - это наше предпочтение в сенсорной пище, с помощью которой мы лучше всего понимаем происходящее. В решении любой задачи один человек нарисует на бумажке разные варианты, другой проговорит их вслух, третий разложит перед собой предметы. Какая модальность для вас ведущая? Инструкция: зачитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак «+», если вы согласны с данным утверждением, и знак «-», если не согласны. Я люблю фотографировать, выбирать удачные ракурсы для снимков. Я долго помню то, что мне сказали. После тяжелого дня самое большое желание – принять удобное положение и расслабиться. Я узнаю по шагам, кто вошел в комнату. Люблю наблюдать за облаками и звездами. Я не стану носить очень модную вещь, если она неудобна. Люблю петь, когда чем-нибудь занимаюсь. Мне очень приятно, когда в лицо дует легкий теплый ветерок. Для меня очень важны цвета, которые меня окружают. Я иногда разговариваю сам с собой. Стараюсь записать все важные дела, чтобы не забыть. Вечером я обязательно должен принять душ или ванну. Я люблю танцевать. Не могу уснуть, когда рядом тикает будильник. Не выношу беспорядка в комнате, где живу. Я часто слушаю плеер. Если мне приходится долго сидеть, я ужасно устаю. Люблю рассматривать репродукции картин. Мелодия прошлого лета переносит меня в него. Я люблю читать во время еды. Очень часто и помногу разговариваю по телефону. Я не худой человек. Люблю потягиваться, разминаться. Я умею слушать собеседника. Обожаю смотреть фильмы. У меня хорошая память на лица. Люблю слушать шум дождя. Не люблю спать на слишком мягкой постели. Меня развлекают пародии, умение подражать голосам. Много времени уделяю своему внешнему виду. Люблю массаж. В общественном транспорте я рассматриваю людей. Предпочитаю слушать чье-либо чтение вслух, чем читать самому. Я согласен с японской мудростью, что один цветок больше передает красоту, чем огромный букет. Не могу долго ездить на машине. Много информации о собеседнике содержится в интонациях его голоса. Мне нравится, когда люди хорошо одеваются. В шуме не могу сосредоточиться. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой. Не люблю синтетических тканей. Найти удобную обувь для меня очень сложно. От яркости освещения в комнате зависит мое настроение.
Обработка результатов методики на определение ведущей модальности : Визуал: 1, 5, 9, 11, 15, 18, 20, 22, 25, 26, 30, 32, 37, 42 Аудиал: 2, 4, 7, 10, 14, 16, 21, 24, 27, 29, 33, 36, 38 Кинестетик: 3, 6, 8, 12, 13, 17, 19, 23, 28, 31, 35, 39, 40, 41. Интерпретация результатов: Отличительные признаки | Визуальный тип | Способ получения информации | Посредством зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия | Восприятие окружающего мира | Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка | На что обращают внимание при общении с людьми | На лицо человека, его одежду и внешность | Речь | Описывают видимые детали обстановки – цвет, форму, размер и внешний облик вещей. | Движения глаз | Когда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза | Память | Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде. | Отличительные признаки | Аудиальный тип | Способ получения информации | Посредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками | Восприятие окружающего мира | Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но толь-ко не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей. | На что обращают внимание при общении с людьми | На имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова. | Речь | Описывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди. | Движения глаз | Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему. | Память | Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки |
Отличительные признаки | Кинестетический тип | Способ получения информации | Посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении. | Восприятие окружающего мира | Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться. | На что обращают внимание при общении с людьми | На то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается. | Речь | Широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику. | Движения глаз | Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону. | Память | Хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты. | |