СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опросник способов психологического совладания Р. Лазаруса, С. Фолкмана

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опросник способов психологического совладания Р. Лазаруса, С. Фолкмана»

Бланк опросника«Адаптация к стрессу» (Тест Лазаруса)


Инструкция:

Опишите свое поведение/чувства с трудной ситуации. Прочитайте следующие высказывания и оцените их, проставляя баллы от 0 до 3.

Оказавшись в трудной ситуации, я…

Никогда

Редко

Иногда

Часто

1.

сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше – на следующем шаге

0

1

2

3

2.

начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь

0

1

2

3

3.

пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение

0

1

2

3

4.

говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации

0

1

2

3

5.

критиковал и укорял себя

0

1

2

3

6.

пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть

0

1

2

3

7.

надеялся на чудо

0

1

2

3

8.

смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет

0

1

2

3

9.

вел себя, как будто ничего не произошло

0

1

2

3

10.

старался не показывать своих чувств

0

1

2

3

11.

пытался увидеть в ситуации что-то положительное

0

1

2

3

12.

спал больше обычного

0

1

2

3

13.

срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы

0

1

2

3

14.

искал сочувствия и понимания у кого-нибудь

0

1

2

3

15.

во мне возникла потребность выразить себя творчески

0

1

2

3

16.

пытался забыть все это

0

1

2

3

17.

обращался за помощью к специалистам

0

1

2

3

18.

менялся или рос как личность в положительную сторону

0

1

2

3

19.

извинялся или старался все загладить

0

1

2

3

20.

составлял план действий

0

1

2

3

21.

старался дать какой-то выход своим чувствам

0

1

2

3

22.

понимал, что сам вызвал эту проблему

0

1

2

3

23.

набирался опыта в этой ситуации

0

1

2

3

24.

говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации

0

1

2

3

25.

пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами

0

1

2

3

26.

рисковал напропалую

0

1

2

3

27.

старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву

0

1

2

3

28.

находил новую веру во что-то

0

1

2

3

29.

вновь открывал для себя что-то важное

0

1

2

3

30

что-то менял так, что все улаживалось

0

1

2

3

31.

в целом избегал общения с людьми

0

1

2

3

32.

не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться

0

1

2

3

33.

спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал

0

1

2

3

34.

старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела

0

1

2

3

35.

отказывался воспринимать это слишком серьезно

0

1

2

3

36.

говорил о том, что я чувствую

0

1

2

3

37.

стоял на своем и боролся за то, чего хотел

0

1

2

3

38.

вымещал это на других людях

0

1

2

3

39.

пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации

0

1

2

3

40.

знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить

0

1

2

3

41.

отказывался верить, что это действительно произошло

0

1

2

3

42.

я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому

0

1

2

3

43.

находил пару других способов решения проблемы

0

1

2

3

44.

старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах

0

1

2

3

45.

что-то менял в себе

0

1

2

3

46.

хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось

0

1

2

3

47.

представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться

0

1

2

3

48.

молился

0

1

2

3

49.

прокручивал в уме, что мне сказать или сделать

0

1

2

3

50.

думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему

0

1

2

3




Опросник «Адаптация к стрессу» (Тест Лазаруса)


Интерпретация:

Конфронтационный копинг – разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;

Дистанцирование - преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.;

Самоконтроль - преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;

Поиск социальной поддержки - разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;

Принятие ответственности - признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;

Бегство-избегание - преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;

Планирование решения проблемы - преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;

Положительная переоценка - преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.


Обработка и интерпретация результатов:

1. подсчитываем баллы, суммируя по каждой субшкале:

  • никогда – 0 баллов;

  • редко – 1 балл;

  • иногда – 2 балла;

  • часто – 3 балла

конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37;

дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35;

самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50;

поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36;

принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42;

бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47;

планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43;

положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.


2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100

Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов:

N / 18 * 100%, где N – сумма баллов по субшкале.

Степень предпочтительности для испытуемой стратегии совладания со стрессом определяется на основании следующего условного правила:

показатель меньше 40 баллов – редкое использование соответствующей стратегии;

40 баллов ≤ показатель ≤ 60 баллов – умеренное использование соответствующей стратегии;

показатель более 60 баллов – выраженное предпочтение соответствующей стратегии.


Можно определить проще, по суммарному баллу:

0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;

    1. – средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии;

13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.




Источник:

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по диагностике факторов риска развития кризисных состояний с суицидальными тенденциями у обучающихся 7–11 классов / Под ред. Вихристюк О.В. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 58 с.

https://psylist.net/praktikum/00298.htm