СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оптико-кинетическая дисграфия

Нажмите, чтобы узнать подробности

•Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза. •Развитие пространственной ориентировки и представлений •Развитие зрительной памяти. •Дифференциация смешиваемых и заменяемых букв по оптико-кинетическим признакам. •Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза. •Развитие пространственной ориентировки и представлений •Развитие зрительной памяти. •Дифференциация смешиваемых и заменяемых букв по оптико-кинетическим признакам.

Просмотр содержимого документа
«Оптико-кинетическая дисграфия»

Оптико-кинетическая дисграфия.  Выявление и устранение проблем .

Оптико-кинетическая дисграфия. Выявление и устранение проблем .

Русское письмо и его значимость   Письмо - это знаковая система фиксации устной речи, позволяющая с помощью графических элементов (букв) передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени . Русское письмо – звуко-буквенное Принцип обучения письму –фонематический  ( звуковой) Основная единица обучения письму –графический элемент( буква)

Русское письмо и его значимость

  • Письмо - это знаковая система фиксации устной речи, позволяющая с помощью графических элементов (букв) передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени .
  • Русское письмо – звуко-буквенное
  • Принцип обучения письму –фонематический

( звуковой)

  • Основная единица обучения письму –графический элемент( буква)
Операции письма   1.Анализ звукового состава слова, подлежащего записи: Определение последовательности звуков в слове Уточнение звуков и «превращение» их в фонемы ( обобщенные представления о звуке)  2.Перевод фонем в графемы. 3.Перевод графем в кинемы.

Операции письма

1.Анализ звукового состава слова, подлежащего записи:

  • Определение последовательности звуков в слове
  • Уточнение звуков и «превращение» их в фонемы ( обобщенные представления о звуке)

2.Перевод фонем в графемы.

3.Перевод графем в кинемы.

 артикулема  фонема графема кинема Процесс письма   Речедвигательный анализатор Зрительный анализатор Речеслуховой анализатор . Двигательный анализатор.

артикулема

фонема

графема

кинема

Процесс письма

Речедвигательный анализатор

Зрительный анализатор

Речеслуховой анализатор .

Двигательный анализатор.

Особенности русской графики   Основные элементы строчных букв:  Прямая линия;  Овал;  Правые и левые овалы;  Линия с закруглением вправо вниз;  Линия с закруглением влево вниз;  Линия с закруглением вверх и вниз;  Надстрочные и подстрочные элементы   г п т р; и ш ц щ; д в з у б

Особенности русской графики

Основные элементы строчных букв:

  • Прямая линия;
  • Овал;
  • Правые и левые овалы;
  • Линия с закруглением вправо вниз;
  • Линия с закруглением влево вниз;
  • Линия с закруглением вверх и вниз;
  • Надстрочные и подстрочные элементы

г п т р; и ш ц щ; д в з у б

Оптические и кинетические ошибки: сходство и различие. Оптико-кинетические ошибки. оптические кинетические зеркальные  Совпадение в начертании начального элемента Различные отправные точки в начертании букв Смешение правых и левых сторон букв о-а, б-д, и-у, п-т, л-м, с –е, с-о, у-д-з, л-и, м-ш, З-Е Г-Р,л-я, н-ю, х-ж Н-К т-ш, в-д

Оптические и кинетические ошибки: сходство и различие.

Оптико-кинетические ошибки.

оптические

кинетические

зеркальные

Совпадение в начертании начального элемента

Различные отправные точки в начертании букв

Смешение правых и левых сторон букв

о-а, б-д, и-у, п-т, л-м,

с –е, с-о, у-д-з, л-и, м-ш,

З-Е

Г-Р,л-я, н-ю, х-ж Н-К

т-ш, в-д

 Причины оптико-кинетической дисграфии   это несформированность зрительно-пространственных функций: Зрительного восприятия (гнозиса), в том числе и буквенного. Зрительной памяти (мнезиса). Зрительного анализа и синтеза. Пространственных представлений .

Причины оптико-кинетической дисграфии

это несформированность зрительно-пространственных функций:

  • Зрительного восприятия (гнозиса), в том числе и буквенного.
  • Зрительной памяти (мнезиса).
  • Зрительного анализа и синтеза.
  • Пространственных представлений .

Выявление предпосылок оптико-кинетической дисграфии.  Проверка понимания значения предлогов.  (6 карандашей): На, под, в, за, около, над ( покажи, назови); Из, из-под, из-за, с, от; 2книги ,2 карандаша; Лево-право.

Выявление предпосылок оптико-кинетической дисграфии.

Проверка понимания значения предлогов.

(6 карандашей):

  • На, под, в, за, около, над ( покажи, назови);
  • Из, из-под, из-за, с, от;
  • 2книги ,2 карандаша;
  • Лево-право.
 Основные направления коррекционной работы   Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза. Развитие пространственной ориентировки и представлений Развитие зрительной памяти. Дифференциация смешиваемых и заменяемых букв по оптико-кинетическим признакам.

Основные направления коррекционной работы

  • Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза.
  • Развитие пространственной ориентировки и представлений
  • Развитие зрительной памяти.
  • Дифференциация смешиваемых и заменяемых букв по оптико-кинетическим признакам.
 Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза.   « Что изменилось?» « Пройди лабиринт» « Штриховка» « Найди по силуэту» «Зашумленные изображения»

Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза.

« Что изменилось?»

« Пройди лабиринт»

« Штриховка»

« Найди по силуэту»

«Зашумленные изображения»

«Наложенные изображения» « Незаконченные изображения» « Помоги машинкам» « Назови что спрятано» « Точечные изображения» « Четвертый лишний»

«Наложенные изображения»

« Незаконченные изображения»

« Помоги машинкам»

« Назови что спрятано»

« Точечные изображения»

« Четвертый лишний»

 « Найди отличия»

« Найди отличия»

Сравни и найди 10 отличий. На первой картинке кликни по той детали, которой нет на второй картинке.

Сравни и найди 10 отличий. На первой картинке кликни по той детали, которой нет на второй картинке.

Развитие буквенного гнозиса . развитие восприятия цвета букв;  развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; дифференциация расположения элементов букв.

Развитие буквенного гнозиса .

  • развитие восприятия цвета букв;
  • развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;
  • дифференциация расположения элементов букв.
 Педагогические приёмы:   Узнавание и называние букв; Нахождение сходства графического изображения буквы с каким-либо предметом; Поиск названной буквы среди других букв в тексте; Конструирование буквы из элементов с помощью палочек, проволочек,  реконструирование буквы . Рисование буквы пальцем в воздухе, на столе, на двери, на стене; Узнавание букв в условиях зашумления (линии, точки, штрихи); Распознавание букв, наложенных друг на друга; Дифференциация правильно и зеркально написанных букв; Называние и сравнение букв, сходных графически; Узнавание букв по нескольким элементам, дописывание их. Узнавание букв на ощупь.

Педагогические приёмы:

  • Узнавание и называние букв;
  • Нахождение сходства графического изображения буквы с каким-либо предметом;
  • Поиск названной буквы среди других букв в тексте;
  • Конструирование буквы из элементов с помощью палочек, проволочек, реконструирование буквы .
  • Рисование буквы пальцем в воздухе, на столе, на двери, на стене;
  • Узнавание букв в условиях зашумления (линии, точки, штрихи);
  • Распознавание букв, наложенных друг на друга;
  • Дифференциация правильно и зеркально написанных букв;
  • Называние и сравнение букв, сходных графически;
  • Узнавание букв по нескольким элементам, дописывание их.
  • Узнавание букв на ощупь.
 Какие буквы ты увидел? Щелкни мышкой и узнаешь правильный ответ.

Какие буквы ты увидел? Щелкни мышкой и узнаешь правильный ответ.

 Прочитай только правильно написанные буквы. Какое слово получилось?  Щелкни мышкой и «неправильные» буквы исчезнут. Щелкни еще раз – появится картинка.

Прочитай только правильно написанные буквы. Какое слово получилось?

Щелкни мышкой и «неправильные» буквы исчезнут. Щелкни еще раз – появится картинка.

 Попробуй прочитать слово. Щелкни мышкой, чтобы увидеть его целиком.  Щелкни еще раз – и увидишь картинку.

Попробуй прочитать слово. Щелкни мышкой, чтобы увидеть его целиком.

Щелкни еще раз – и увидишь картинку.

Основные этапы работы по развитию пространственных представлений. Развитие восприятия собственного тела. Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку. Восприятие отношений между предметами и их группами. Пространственная ориентировка в объектах, развёрнутых на 180 градусов. Восприятие пространственных признаков предметов (формы, величины) и параллельное развитие зрительного восприятия. Развитие понимания логико-грамматических структур языка .

Основные этапы работы по развитию пространственных представлений.

  • Развитие восприятия собственного тела.
  • Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку.
  • Восприятие отношений между предметами и их группами.
  • Пространственная ориентировка в объектах, развёрнутых на 180 градусов.
  • Восприятие пространственных признаков предметов (формы, величины) и параллельное развитие зрительного восприятия.
  • Развитие понимания логико-грамматических структур языка .
 Дифференциация смешиваемых и заменяемых букв    Обязательные условия коррекционной работы: Сформированные пространственные представления Сформированное зрительное восприятие, анализ и синтез небуквенных изображений  Основная цель коррекционной работы –усвоить различия в смешиваемых и заменяемых буквах.

Дифференциация смешиваемых и заменяемых букв

Обязательные условия коррекционной работы:

  • Сформированные пространственные представления
  • Сформированное зрительное восприятие, анализ и синтез небуквенных изображений

Основная цель коррекционной работы –усвоить различия в смешиваемых и заменяемых буквах.

   Дифференциация букв:       изолированно (написание)  в слогах и в словах в словосочетаниях  в предложениях и тексте.

  Дифференциация букв:

    

изолированно (написание)

в слогах и в словах

в словосочетаниях

в предложениях и тексте.