•Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза.
•Развитие пространственной ориентировки и представлений
•Развитие зрительной памяти.
•Дифференциация смешиваемых и заменяемых букв по оптико-кинетическим признакам.
•Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза.
•Развитие пространственной ориентировки и представлений
•Развитие зрительной памяти.
•Дифференциация смешиваемых и заменяемых букв по оптико-кинетическим признакам.
Просмотр содержимого документа
«Оптико-кинетическая дисграфия»
Оптико-кинетическая дисграфия. Выявление и устранение проблем .
Русское письмо и его значимость
- Письмо - это знаковая система фиксации устной речи, позволяющая с помощью графических элементов (букв) передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени .
- Русское письмо – звуко-буквенное
- Принцип обучения письму –фонематический
( звуковой)
- Основная единица обучения письму –графический элемент( буква)
Операции письма
1.Анализ звукового состава слова, подлежащего записи:
- Определение последовательности звуков в слове
- Уточнение звуков и «превращение» их в фонемы ( обобщенные представления о звуке)
2.Перевод фонем в графемы.
3.Перевод графем в кинемы.
артикулема
фонема
графема
кинема
Процесс письма
Речедвигательный анализатор
Зрительный анализатор
Речеслуховой анализатор .
Двигательный анализатор.
Особенности русской графики
Основные элементы строчных букв:
- Прямая линия;
- Овал;
- Правые и левые овалы;
- Линия с закруглением вправо вниз;
- Линия с закруглением влево вниз;
- Линия с закруглением вверх и вниз;
- Надстрочные и подстрочные элементы
г п т р; и ш ц щ; д в з у б
Оптические и кинетические ошибки: сходство и различие.
Оптико-кинетические ошибки.
оптические
кинетические
зеркальные
Совпадение в начертании начального элемента
Различные отправные точки в начертании букв
Смешение правых и левых сторон букв
о-а, б-д, и-у, п-т, л-м,
с –е, с-о, у-д-з, л-и, м-ш,
З-Е
Г-Р,л-я, н-ю, х-ж Н-К
т-ш, в-д
Причины оптико-кинетической дисграфии
это несформированность зрительно-пространственных функций:
- Зрительного восприятия (гнозиса), в том числе и буквенного.
- Зрительной памяти (мнезиса).
- Зрительного анализа и синтеза.
- Пространственных представлений .
Выявление предпосылок оптико-кинетической дисграфии.
Проверка понимания значения предлогов.
(6 карандашей):
- На, под, в, за, около, над ( покажи, назови);
- Из, из-под, из-за, с, от;
- 2книги ,2 карандаша;
- Лево-право.
Основные направления коррекционной работы
- Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза.
- Развитие пространственной ориентировки и представлений
- Развитие зрительной памяти.
- Дифференциация смешиваемых и заменяемых букв по оптико-кинетическим признакам.
Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза.
« Что изменилось?»
« Пройди лабиринт»
« Штриховка»
« Найди по силуэту»
«Зашумленные изображения»
«Наложенные изображения»
« Незаконченные изображения»
« Помоги машинкам»
« Назови что спрятано»
« Точечные изображения»
« Четвертый лишний»
« Найди отличия»
Сравни и найди 10 отличий. На первой картинке кликни по той детали, которой нет на второй картинке.
Развитие буквенного гнозиса .
- развитие восприятия цвета букв;
- развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;
- дифференциация расположения элементов букв.
Педагогические приёмы:
- Узнавание и называние букв;
- Нахождение сходства графического изображения буквы с каким-либо предметом;
- Поиск названной буквы среди других букв в тексте;
- Конструирование буквы из элементов с помощью палочек, проволочек, реконструирование буквы .
- Рисование буквы пальцем в воздухе, на столе, на двери, на стене;
- Узнавание букв в условиях зашумления (линии, точки, штрихи);
- Распознавание букв, наложенных друг на друга;
- Дифференциация правильно и зеркально написанных букв;
- Называние и сравнение букв, сходных графически;
- Узнавание букв по нескольким элементам, дописывание их.
- Узнавание букв на ощупь.
Какие буквы ты увидел? Щелкни мышкой и узнаешь правильный ответ.
Прочитай только правильно написанные буквы. Какое слово получилось?
Щелкни мышкой и «неправильные» буквы исчезнут. Щелкни еще раз – появится картинка.
Попробуй прочитать слово. Щелкни мышкой, чтобы увидеть его целиком.
Щелкни еще раз – и увидишь картинку.
Основные этапы работы по развитию пространственных представлений.
- Развитие восприятия собственного тела.
- Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку.
- Восприятие отношений между предметами и их группами.
- Пространственная ориентировка в объектах, развёрнутых на 180 градусов.
- Восприятие пространственных признаков предметов (формы, величины) и параллельное развитие зрительного восприятия.
- Развитие понимания логико-грамматических структур языка .
Дифференциация смешиваемых и заменяемых букв
Обязательные условия коррекционной работы:
- Сформированные пространственные представления
- Сформированное зрительное восприятие, анализ и синтез небуквенных изображений
Основная цель коррекционной работы –усвоить различия в смешиваемых и заменяемых буквах.
Дифференциация букв:
изолированно (написание)
в слогах и в словах
в словосочетаниях
в предложениях и тексте.