СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оптико-кинетические ошибки у младших школьников

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы учителя-логопеда по данной теме, представленный на заседании районного методического объединения

Просмотр содержимого документа
«Оптико-кинетические ошибки у младших школьников»

Оптико-кинетические ошибки

у младших школьников:

причины возникновения,

способы предупреждения и

коррекции


На сегодняшнем заседании МО я хочу обратить ваше внимание на проблему, с которой я сталкиваюсь довольно часто как учитель – логопед. С этой же проблемой сталкиваетесь и вы, как специалисты в первую очередь формирующим у школьников навык письма.

Проблема эта звучит так: «Оптико-кинетические ошибки письма: причинывозникновения, способы предупреждения и коррекции». Если перевести на разговорный язык, то речь пойдёт о том, почему дети путают, неправильно пишут сходные по начертанию буквы, как это можно предупредить и по возможности исправить.

1. Если дать самое короткое определение дисграфическим ошибкам письма,

то это стойкие, повторяющиеся специфические ошибки письма, т.е. не обусловленные недостаточным знанием правил орфографии.(слайд 2)

Хочу поделиться с вами сведеньями об одном виде специфических ошибок. Это ошибки оптико-кинетического характера, ошибки, не связанные ни с произношением, ни с фонематическим слухом, ни с орфографическим правилом. Оптико-кинетические ошибки – замены, смешения оптически сходных букв, а также букв, сходных по движениям руки при их написании.(слайд 2). О причинах возникновения, о природе таких ошибок, также как и о способах предупреждения и коррекции и пойдёт сегодня речь.

2. Можно выделить отдельную группу ошибок: это смешения и замены

оптически сходных рукописных букв: (слайд 3)

в - д, у – д – з, и – п, с – е, г – р, п – р, З – Е

Эти ошибки обусловлены прежде всего несформированностью навыка зрительно-пространственного ориентирования, трудностями оптико-пространственного анализа, неточностью зрительного восприятия.

Ребёнком недостаточно освоены такие понятия, как «справа – слева», «вверху-внизу», «под – над», «перед – после». Ребёнок не до конца осмысливает форму буквенного элемента, не видит различий в форме, тем более если эти формы сходны.

Как результат:

  • затруднённое усвоение конфигурации букв, соотношения их частей;

  • смешения, взаимозамены на письме оптически сходных букв.

3. В основе выделения следующей группы ошибок лежит уже другой принцип, не принцип оптического сходства, а принцип двигательной координации при написании. (слайд 4)

Кинетически сходные рукописные буквы - буквы, сходные по движениям руки при написании их элементов, но отличающиеся количеством этих элементов или их расположением:

о – а, п – т, л – м, и – ш, ц – щ, П – Т,

б – д, и – у, х – ж, ш – щ, У – Ч, Г – Р

Такие ошибки возникают, если школьник не способенправильно выбрать впроцессе письма направление движения собственной руки и количество движений. Отсюда возникают кинетические, или моторные, или двигательные ошибки. Первый элемент взаимозаменяемых букв по начертанию совпадает, но при письме второго элемента не может дифференцировать тонкие движения руки.

В основе таких ошибок также лежит несогласованность в работе зрительного , моторного и слухового анализаторов: глаз не контролируетруку, не устанавливается связь между фонемой, графемой и кинемой.

Также причиной ошибок кинетических является неразвитость ручной моторики.При этом следует заметить, что требования к ускорению темпа письма ведёт к увеличению количества кинетических ошибок.

Также мне кажется, что в некоторой мере у ряда детей возникновение кинетических ошибок провоцируется сокращённостью этапа поэлементного комментированного написания букв, слишком строгоим требованием «безотрывного письма».

Как результат:

  • взаимозамены кинетически сходных букв;

  • рост количества ошибок с ускорением темпа письма и

и увеличением объёма письменных работ.

4. Зеркальное написание букв - проявление оптико-кинетических нарушений.

(слайд 5)

Причины возникновения:

- незаконченность процесса латерализации;

- скрытое или явное левшество;

- особенности в работе полушарий головного мозга.

Другие проявления нарушений оптико-кинетического , зрительно - пространственного свойства:трудности ориентировки на листе бумаги и нахождении начала строки, недописание элементов букв, добавление лишних элементов, несоразмерность букв, несоблюдение строки

5. Основная работа по предупреждению оптико-кинетических нарушений должна осуществляться до поступления ребёнка в школу, хотя именно так эта задача не формулируется. Но всякий грамотный дошкольный специалист и грамотный родитель знает, что у ребёнка нужно формировать и развивать зрительно-пространственного восприятия и представления,зрительный анализа и синтез, зрительно-моторную координацию. Нужно учить ребёнка ориентироваться в направлениях пространства, ориентироваться в схеме собственного тела, а такжеразвивать общую и ручную моторику. Поэтому никак не обойтись без систематического выполнения вот таких заданий…….(слайды 6,7,8,9,10, 11)

6. Если в дошкольной жизни ребёнка было много подобной практики, то, придя в школу, особых трудностей в усвоении написания букв он не будет испытывать. Если же этим не занимались, то вы видите такого ребёнка уже в самом начале обучения письму,и можно предположить, что в дальнейшем у него будут те самые оптико-кинетические ошибки.

Естественно, когда начинается собственно письмо, даже письмо в прописях, всё внимание уделяется самой букве. Вспомогательные, предупреждающие задания уходят на второй план, хотя для многих они всё ещё необходимы.

Но и на этапе усвоения написания буквы можно многое сделать для предупреждения оптико-кинетических ошибок

Какпредупреждитьвозникновение оптико-кинетических ошибок на этапе усвоения написания буквы? (слайд 12)

Во-первых,на этапе написания элементов и составления буквы из элементов усилить момент проговаривания и комментирования и учителем и ребёнком того, что делает его рука: движется от верхней точки вниз, ведёт прямую линию с закруглением вправо и т.д.

Во-вторых, ребёнок должен чётко усвоить количество элементов в букве и считать движения своей руки, выбирая и комментируя направление: вверх, вниз, влево, вправо.

В-третьих, закрепить в сознании ребёнка, куда «смотрит» буква – влево иливправо.

Конечно, полезны различные манипуляции с буквой: написать её в воздухе пальцем, на спине или на ладошке у товарища так, чтобы он узнал букву по движениям, вылепить из пластилина, сделать аппликацию, собрать из отдельных элементов и т.д.

Уверена, у каждого учителя есть свои приёмы, хитрости в обучении письму, которые ведут к хорошему результату.

7. Но ошибки оптико-кинетического свойства всё равно встречаются в тетрадях детей. Разрешите мне предложить вам несколько приёмов, которые я применяю уже на этапе коррекции, но, на мой взгляд, они эффективно могут работать на предупреждение оптико-кинетических замен и смешений:

- оптически сходные группы буквыв - д, у – д – з, и – п, с – е, г – р, п – р,

З – Еребёнку прежде всего нужно предложить узнать среди других рукописных букв и как-то их обозначить: (слайд 13)

- в ряду букв букву П подчеркни, р – зачеркни;

- найди, где прячется У, а где Д.


- буквы о – а, п – т, л – м, и – ш, ц – щ, П – Т отличаются количеством элементов, поэтому на количестве элементов и движений руки фиксируется внимание детей: (слайд 14)

- считаем вслух, сколько движений руки делаем при написании:

О – раз, А – раз, два, П – раз, два, Т – раз, два, три

- расшифруй слог или слово, вместо цифры напиши букву с таким количеством элементов:

О – А: 1р – ор, 2л – ал, Р1м2 – Рома

П – Т: 2и – пи, е3 – ет, 2о3 – пот, 23ица – птица

- буквы б – д, и – у, х – ж, ш – щ, У – Ч, Г – Ротличаются расположением элементов, поэтому здесь важно повлиять на организацию движений руки вверх или вниз, вправо или вниз.

Повлиять можно опосредовано разными способами:

  • связать образ буквы с образом предмета для демонстрации сходства и разницы в написании: Б – Д – белка, дятел;(слайд 15)

  • «оживить» буквы, рассказав сказку, о том, как, например, появилась буква Щ, и подкрепить рассказ рисунком;(слайд 16)

  • подключить телесные ощущения и связать их как с образом буквы, так и со звуком: Х – от холода сжалась, она худая, Ж - от жары расширилась, она жирная;(слайд 17)

  • указать стрелками движения руки при написании букв И – У после общего сходного элемента(слайд 18)

- для устранения зеркального письма можно предложить ребёнку:

  • отметить все буквы, которые смотрят влево;

  • зачеркнуть неправильную букву.

Заключение.

Думаю, что материал моего выступления не стал для вас открытием, вы все люди опытные и ищущие, но надеюсь, что-то из предложенного материала будет полезно и пригодится в вашей работе. Спасибо за внимание!