Оптимальные возможности использования инновационных технологий, форм и методов в эколого - патриотическом воспитании учащихся.
«Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!».
А.П.Чехов
Вопрос, поставленный на повестку проводимого нами сегодня педсовета определен не случайно.
В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы « формирование патриотического сознания граждан рассматривается как один из факторов единения нации».
Формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание патриотических чувств, любви к Родине может выступать как одна из задач педагогического процесса образовательного учреждения.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образовательных учреждений, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине, семье.
Как отмечают ведущие педагоги современности - патриотизм формируется у ребенка вначале на эмоционально-чувственном восприятии окружающей действительности, постепенно перерастая в действия патриотической направленности, что успешно практикуется в учреждениях дополнительного образования, в том числе в учреждениях эколого-биологической направленности, где близость к природе и взаимодействие с ней способствуют решению основных задач эколого-патриотического воспитания учащихся.
Поэтому, Организация эффективной эколого-патриотической деятельности учащихся, обновление содержания воспитательного процесса, постоянный поиск оптимальных возможностей расширения форм и методов работы по эколого-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, использование инновационных технологий и подходов в решении данной проблемы составляют одно из главных направлений содержания деятельности нашего учреждения.
Прежде чем говорить об инновационных формах работы, позволю себе остановиться на определении «инновации» и деятельности, с нею связанной(в продолжение обсуждения этого вопроса на методсовете).
На самом деле термин - инновация (ин–нове) появляется в латинском языке где-то в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Значит, инновация - это, с одной стороны, процесс вновления, реализации внедрения, а с другой стороны - это деятельность по вращиванию новации в определенную практику.
Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций.
А именно:
● научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);
● проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);
● образовательная деятельность, направлена на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).
Примером инновационных преобразований в системе эколого-патриотического воспитания учащихся является деятельность нашего учреждения, суть которой сводится к следующему:
- педагогический коллектив СЮН выдвигает инновационное предложение, в котором обосновывает возможность формирования основ патриотического воспитания учащихся через изучение природы и природоохранную деятельность;
- разрабатывается технология осуществления инновационного предложения (создается программа эколого-патриотического воспитания учащихся) на основе инновационных методологических подходов:
Слайд Методологические подходы в эколого-патриотическом воспитании учащихся
(деятельностного, аксиологического – аксиология наука о ценностях), культурологического (литература, живопись, музыка) с включением детей в активные виды деятельности по изучению и сохранению природы.
Таким образом, мы можем говорить об инновационной практике эколого-патриотического воспитания учащихся. эффективном формировании у них активной гражданской позиции.
В рамках деятельностного подхода представляется целесообразным использование технологий, позволяющих включать учащихся в процесс активного познания природы и в продуктивную деятельность по ее защите и охране, формировать у подрастающего поколения действенную гражданскую позицию патриота своей страны.
СЛАЙД
Предлагаемые технологии призваны служить механизмом эффективной организации эколого-патриотической деятельности учащихся, они актуальны в свете современных требований патриотического воспитания, и могут быть использованы педагогами в оптимальных сочетаниях в образовательном процессе.
Технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения.
Технология коллективного взаимообучения («организованный диалог», «работа в парах сменного состава» и т.д.) в процессе взаимного общения.
1.3. Технология сотрудничества.
1.4. Технология модульного обучения.
2. Технология диалогового обучения.
3. Игровые технологии.
4. Технология проблемного обучения.
5. Технология проектной деятельности.
6.Информационно-коммуникационные технологии: работа с Интернет-ресурсами, создание web - страниц, блогов, сетевое общение, создание мультимедийной библиотеки, электронных тестов, презентаций, программных продуктов, дистанционное управление образовательным процессом, работа в локальных сетях, работа с дистанционными образовательными порталами.
В целях активизации познавательной деятельности учащихся по изучению природы, ее защите и охране, повышения эффективности формирования эколого-патриотической воспитанности у детей большое внимание в нашем учреждении уделяется поиску и внедрению инновационных форм организации воспитательно-образовательного процесса.
См табл . Формы организации воспитательно-образовательного процесса.
Помимо указанных в таблице форм занятий, интересными также представляются следующие: панельные дискуссии («С чего начинается Родина?», «Что я знаю о природе родного края»),
круглые столы, диалоги о природе («Защищая природу, защищаем Родину», «Край родимый сердцу снится», «Тайга-легкие родного края»),
виртуальные путешествия («По просторам малой Родины»),
групповые разработки ученических проектов по изучению, исследованию, а также решению любых аспектов проблемы окружающей среды,
интеллектуальные игры («Что? Где? Когда?», эрудиционы, аукционы знаний).
ролевые игры и мероприятия («По страницам экологического календаря»),
мастер-классы «Алый символ Великой победы», «Цветок России»), краеведческие викторины («История Земли Кузнецкой»),
интерактивные экскурсии («Стальное сердце Сибири», «Подземная кладовая Кузбасса»),
конкурсы творческих работ («Сохраним Землю для потомков»),
творческие встречи с участниками боевых действий в горячих точках («Ваш подвиг бессмертен»), волонтерское движение,
встречи с родителями в «Семейной гостиной» и др.
Как показывает опыт, предлагаемые формы организации воспитательно-образовательного процесса являются наиболее целесообразными, педагогически оправданными, создают оптимальные возможности для успешного осуществления эколого-патриотического воспитания учащихся.
В процессе формирования эколого-патриотической воспитанности подрастающего поколения большое внимание отведено выбору методов, или способов совместной деятельности педагога и учащихся, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.
Заслуживает внимание ряд инновационных методов формирования эколого-патриотических качеств личности, используемых педагогами СЮН, среди которых можно отметить следующие:
- методы формирования сознания личности: убеждение (в могуществе Родины, величии ее природных богатств),
внушение (в безграничных силах и возможностях человека по сохранению природы),
беседы («Что сделаю я для природы своей Малой Родины?, «Что я знаю о природе родного края?» и т.д.),
лекции («Природой богата Россия», «Береги Матушку-природу!» и т.д.),
дискуссии («Ждать или брать милости у Природы?», «Водные артерии Кузбасса. Жизнь или угасание?», «Рациональное использование полезных ископаемых Кузбасса»),
форумы («Это русское приволье, это Родина моя!»),
метод ы примера (рассказы о судьбах людей – активных исследователей природы Кузбасса, России).
Широко используются в творческих коллективах учащихся методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения: педагогическое требование (ответственности за порученное дело),
требование коллектива (обязательное участие в общем деле по уборке территории, озеленению и прочее),
общественное мнение (собрание коллектива учащихся),
поручение (по уходу за объектами природы, подготовка выступления и т.п.),
метод - требование (соблюдение норм поведения),
создание воспитывающих ситуаций (уход за животными, растениями, памятниками, обелисками, коллективное решение природоохранной проблемы и т.д.),
коллективное творческое дело (оформление живого уголка, выступление агитбригады, театрализация экологической сказки и т.д.),
метод проектов (проект «Не приноси природе вред - скажи полиэтилену нет!», «Комплексная характеристика родника в окрестностях лагеря «Сибирская сказка», «Милый сердцу уголок», «Заботу юных-родной природе!» и др.).
Успешно применяются в работе методы стимулирования деятельности и поведения:
соревнование («Кто быстрее, кто точнее, кто аккуратнее?» и т.п ,
поощрение (похвала, награда, публичная демонстрация достижений и т.д.),
взаимовыручка, создание ситуации успеха (акцентирование успехов перед товарищами, одноклассниками, похвала, популяризация достижений).
Также Вместе с тем, с точки зрения становления гражданских компетенций и гуманистических демократических ценностей наиболее приемлимыми адекватными являются интерактивные методы, использование которых предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем которые (интерактивные методы)
предполагают всестороннее включение учащихся в процесс познания природы и активную деятельность по ее защите и охране, а также взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в ходе решения учебных и практических задач эколого-билогического содержания и т.д.
Кроме того, необходимым условием расширения инновационного поля эколого-патриотической воспитанности учащихся является творческий подход к обучению. Радость открытия и способность к творчеству затрагивают важные аспекты образовательного процесса (выбор, поиск, исследование, обсуждение, принятие решения, взаимодействие). В процессе творческого сотрудничества всех членов образовательного процесса, целесообразного сочетания различных методов и форм организации образовательного процесса, эколого-патриотическое воспитание учащихся проходит более успешно и целенаправленно.
Конечным результатом в достижении цели эколого-патриотического воспитания учащихся является гармоничное развитие личности, ее успешная социализация, эмоционально-ценностное отношение к природе родной страны, формирование системы эколого-патриотических знаний, умений и навыков активного и ответственного участия в жизни общества и государства.
И в это важное дело вносит свой посильный вклад наше учреждение.
формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности.
развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Современные задачи воспитания ответственного гражданина России требуют изменения подходов в образовании – как в содержании, так и в методике преподавания. Педагогам необходима особая подготовка в области гражданского образования, ориентированная на реалии России в современном глобальном мире, поисковые способы работы с информацией, целеполагание в выстраивании педагогической деятельности, переход от директивного к поддерживающему стилю преподавания, рефлексию по поводу достигнутых успехов и совершенных ошибок.
- создание собственных ресурсов: электронные тесты, презентации, учебники, тренажеры, пособия, лабораторные и самостоятельные работы, программные продукты;
-
- мониторинг эколого-патриотического воспитания учащихся (показатели, критерии, методики, пакет диагностических средств, алгоритм проверки эффективности);
- работа с одаренными детьми по индивидуальным программам (создание условий для выявления одаренных детей);
- тесное взаимодействие с родителями;
- сотрудничество с предприятиями – спонсорами в реализации идей эколого-патриотического воспитания учащихся ( социальные проекты «От сердца к сердцу», Заботу юных- родной природе», «Счастливы вместе», «Милый сердцу уголок»);
- создание экологической тропы, парка «Детство»»
эффективную работу по программам дополнительного образования с включением в них регионального компонента и большого количества экскурсий по интересным местам малой родины, городские и областные акции и конкурсы, операции «Живи, родник!», «Муравейник», озеленение учебных помещений и территории Станции, создание экологической тропы и парка «Детство», экологических проектов, изготовление скворечников, кормушек с наблюдением их использования
Материальная база СЮН позволяет расширить инновационное поле в сторону использования эффективных технологий: исследовательских, проектых, ИКТ, игровых, дистанционного обучения (телекоммуникаций, сетевого общения в аспекте формирования ценностных ориентаций и патриотических устремлений, диалогических (дискуссия, диалог), проблемного обучения и т.д..