«Оптимизация речевой деятельности учащихся в процессе овладения иностранным языком в условиях психологического комфорта»
Автор: Койбаева Наталья Сергеевна
Организация : ГКОУ РО Таганрогская санаторная школа-интернат
Населенный пункт: г.Таганрог
На современном этапе развития школьного образования стратегической целью обучения иностранному языку в школе является практическое овладение всеми видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением и письмом, при этом ведущим видом речевой деятельности традиционно считается говорение.
Проблема обучения говорению является одной из ключевых в методике преподавания иностранных языков. Обучение говорению требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, которая предполагает серьёзные временные затраты и усилия как со стороны учителя, так и учащихся.
Говорение – продуктивный вид деятельности, для которого важна потребность высказываться. На уроке желание высказаться является первым условием для общения. Второе – поставить учащегося в такие условия, при которых он с помощью языка мог бы решать важные для него проблемы. На своих уроках стараюсь использовать все возможные приемы для развития и совершенствования устной речи ребенка. Обучение говорению обеспечивает решение учебно-познавательных и коммуникативных задач формирования у учащихся знаний, ценностных ориентаций, организации их совместной деятельности. Говорение — продуктивный вид речевой деятельности, имеющий несколько уровней: 1) начальный (ответы на вопросы при отсутствии или наличии опор с обязательным участием учителя); 2) средний (опора на текст, средства наглядности); 3) самостоятельный (отсутствие опор, кроме знаний по предмету высказывания; использование в речи сложных предметно-смысловых конструкций). Различают следующие виды устной речи: диалогическую и монологическую. Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Для развития разговорной речи ввожу реплики, которыми обмениваются говорящие, повторяем фразы и отдельные слова, вопросы, дополнения, пояснения. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений. Большое значение имеет степень эмоционального возбуждения при разговоре.
Вторая разновидность устной речи — монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый ответ ученика, доклад и т.п. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. При обучении монологической речи большое значение имеет текст как опора. Работа с текстом предполагает выполнение ряда упражнений с целью развития речевых умений. Это может быть пересказ текста по вопросам, ключевым словам и т.д. с расширением контекста, заменой ситуаций в тексте, придумывание другого окончания текста.
Обучение устной речи на старшем этапе проходит на различном учебном материале с помощью различных упражнений. На первый план выдвигается коммуникативная и познавательная деятельность учащихся. Систематические занятия по развитию умений неподготовленной речи целесообразно проводить в двух направлениях: развитие самостоятельности высказывания и развитие спонтанного неподготовленного во времени высказывания. Эффективными являются следующие виды работы: работа по развитию умения критически оценивать информацию, например, оценить содержание/конец рассказа/фильма; высказать свое мнение о действиях героев; сделать общие выводы, установить причинно-следственные связи; развить мысль.
Общеизвестно, что коммуникативный характер речи определяется мотивацией, ситуативностью, личностной ориентацией. В реальной жизни человек высказывается, когда у него появляется такая потребность. Именно желание высказаться является первым условием общения на иностранном языке. Второе условие – создание различных ситуаций Цель, которую я ставлю перед собой на уроке: заинтересовать обучающихся, удивить, разобраться высказываться. А при построении проблемной ситуации идёт творческое усвоение знаний реального и опосредованного общения.
В общении реализуются различные формы деятельности (учебно-познавательная, общественно-политическая, трудовая, спортивная, художественная, бытовая). Содержанием общения выступают проблемы, основой которых являются предметы обсуждения.
Опыт работы в школе показывает, что высказывания обучающихся в ходе беседы, когда обсуждается какой-либо вопрос, приобретают естественный характер, если совместная деятельность организована в рамках группового общения, чаще всего представленная монологической и диалогической речью обучающихся Ситуации можно моделировать различными способами: с помощью наглядности, словесного описания, инсценировки, путем опоры на реальные жизненные факты, события, обстоятельства Так при изучении темы «Семья» обучающиеся приносят фотографии членов своей семьи, рассказывают о семье, задают друг другу вопросы. Когда изучаем тему «My House» ученики рисуют дом, комнаты и затем рассказывают – описывают картинки. Некоторые учащиеся в с удовольствием рассказывают о любимом фильме или о телевизионной программе, о путешествии, каникулах, планах на будущее и другие.
Можно использовать также ситуации, заключающие в себе идею оказания помощи кому-либо. Например: «Help your mother in her work» (to cook dinner, to clean the flat) Ситуация в библиотеке: «You are a librarian. Try to help pupils to find books, which they need». Участие школьников в таких коммуникативных, приближенных к реальной жизни, ситуациях развивает их воображение, самостоятельную деятельность, стимулирует мотивацию учения.
Ситуации могут быть конкретными, условными, воображаемыми, проблемными. Ученик выступает в той или иной роли, ситуация становиться личностно-значимой для него. Поэтому я использую задания на представления себя в той или иной ситуации. Во-первых, они заставляют ребят думать, выражать свои мысли; во- вторых, вспоминать изученный материал, в-третьих, высказываться. Работая в старших классах, заметила, что ученики могут начать свое высказывание, выразить свое мнение, дать совет, но им значительно труднее аргументировать свою точку зрения, подобрать лексику согласно ситуации. Чтобы преодолеть эти трудности стараюсь использовать все возможные моменты работы над устной речью. Для этого часто начинаю урок с обсуждения какой-нибудь проблемы. Это могут быть домашние или международные новости. Например, обсуждения футбольного матча или любимого литературного героя. Это помогает учащимся преодолеть барьер перехода к иноязычной речи, каждый высказывается в меру своих способностей, но все должны сказать хотя бы по одному предложению. Хорошим стимулом для активизации мыслительной деятельности и поддержания интереса к теме считаю задание на ассоциации (Word Net). Ученики при этом вспоминают, систематизируют информацию. А учитель направляет и побуждает к действию. Опыт работы показывает, что хорошую помощь для развития и совершенствования умения говорения оказывает работа на базе текста, который является а) стимулом для общения, б) базой для создания ситуаций, в) речевым образцом. Работая с текстом, обязательно обсуждаем его. Содержание текстов различных стилей служит стимулом для общения. Важно научить ребят пользоваться текстом как образцом для высказывания, применяя к себе то, что необходимо, преобразовывая текст, соответственно мыслям и желаниям ученика. Начинаем работать с текстом прежде всего с вопросов к прочитанному. Затем можно предложить составить план, сократить текст, представить себя на месте героев, придумать другую концовку. Наконец, нахождение проблемы, ее обсуждение, краткий пересказ. Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, новую структуру, но и стараюсь создать возможности для развития индивидуальности каждого ребенка. Чтобы поддержать интерес учащихся к своему предмету, стараюсь понять, какие приемы работы могут увлечь ребят. Постоянно нахожусь в поиске резервов повышения качества и эффективности обучения английскому языку.
Особенности каждого вида речевой деятельности, а также цели и задачи обучения и трудности в их овладении позволяют выделить наиболее важные умения, необходимые учащимся для овладения каждым из видов речевой деятельности и обуславливающие их готовность к самостоятельному решению задач, связанных с владением иностранным языком. На уроках активизирую речевое взаимодействие учащихся путем применения коммуникативных методов, игровой методики, метода обучения в сотрудничестве, проблемной методики. В качестве ведущих направлений активизации речевого взаимодействия учащихся старших классов является проектный метод и обучение в сотрудничестве.
Метод обучения в сотрудничестве позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого учащегося. Эта технология может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной деятельности и речевого взаимодействия учащихся в рамках парной, групповой и командной работы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточный объем устной практики на уроке для формирования и развития необходимых навыков и умений.
В процессе обучения устной речи я обучаю учащихся овладевать умениями логично и последовательно высказываться в связи с ситуацией общения, а также в связи с увиденным, услышанным, прочитанным, используя при этом элементы описания, повествования и рассуждения, аргументировано выражая свое отношение к предмету высказывания.
Пересказ как прием обучения монологической речи способствует формированию и развитию речи, заучиванию новых фраз и выражений, что формирует и развивает речь.