Красикова Лариса Борисовна,
учитель начальных классов
МБОУ СШ№4,
п. Юганец Володарского района
Нижегородской области
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ДИАЛОГА НА УРОКАХ ОРКСЭ
Самая большая роскошь на свете –
это роскошь человеческого общения.
А. Сент-Экзюпери
В 4 классе в учебный процесс вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Очень важно поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей. Если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.
Этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики». (8)
При преподавании курса ОРКСЭ учитель испытывает немало трудностей: отсутствие методического материала в учебных пособиях (недостаточно печатных пособий, иллюстративного материала, мало параллелей с фольклором и художественной литературой) и сложная для учащихся 4 класса терминология.
На современном уроке от ученика требуется не столько умение пользоваться полученными знаниями для решения проблем, сколько умение самостоятельно приобретать эти знания. Для этого необходим диалог между учителем и учеником. Включение в обычные уроки фрагментов художественных и музыкальных произведений помогает организовать дискуссию по теме урока.
Приведу примеры некоторых произведений, которые можно использовать для организации диалога на уроках ОРКСЭ (блок «Светская этика», 4 класс). (1)
1 урок. Тема: «Россия – наша Родина»: песня Матусовского М., Баснера В. «С чего начинается Родина?» (5)
2 урок. Тема: «Что такое светская этика?»:
Притча «Щедрый подарок»
Приехал отец из города. Привёз сыну медовик и говорит ему: «Вася, поделись вкусным медовиком с Петей. Поделись щедро». — А как это - щедро? — спрашивает сын. Отец отвечает: «Переломи медовик и большую часть отдай Пете. А меньшую оставь себе». — Лучше я отдам медовик Пете, — сказал Вася. — Пусть он делит его щедро.
Какой вопрос можно задать после прочтения этого текста? Почему Вася захотел отдать медовик Пете? Что не понял из совета отца Василий? (9)
3 урок. Тема: «Мораль и культура»:
Чему учат книги? (притча от Александры Лопатиной).
Когда в школу пришёл слепой мальчик, дети с удивлением спросили учителя:
— Как же он будет учиться, если он слепой?
— Слеп человек без книги. А наш новый ученик умеет читать руками. У него есть специальные книги, в которых буквы выдавлены точками, — объяснил учитель.
Сначала дети дразнили слепого, но мальчик на шутки не обижался. У слепого была отличная память, и он всё запоминал с первого раза. Дети вскоре привыкли к слепому мальчику и просили у него помощи на уроках. Когда дети убегали на перерыв, слепой оставался в классе и читал. Сначала книг у него было мало, но учитель выписывал их, откуда только можно. Иногда после уроков учитель сам читал вслух слепому мальчику, и они вместе обсуждали прочитанное.
Однажды во время урока учитель почувствовал острую боль в сердце. Он сжал зубы и медленно опустился на стул. Боль не отпускала, но учитель решил довести урок до конца.
В этот момент слепой мальчик закричал:
— Нашему учителю плохо, срочно нужен врач.
Дети вскочили с мест. Пришёл врач, и учителя унесли на носилках в больницу.
— Как ты узнал, что учителю плохо? — удивились дети.
— У него дрожал голос, он побледнел и замолк в середине фразы. Тогда я всё понял.
— Разве ты видишь? — спросил один мальчик.
— Не вижу, но чувствую. Например, я чувствовал, Антуан, что ты сегодня утром был грустный, наверное, тебя отругали дома.
— Да, верно. Но как можно чувствовать, если не видишь? — изумился Антуан.
— Меня книги научили чувствовать, — объяснил слепой мальчик. — Когда человек чувствует, он словно видит. Помнишь, учитель нам говорил: «Слеп человек без книги». (5)
4 урок. Тема: «Особенности морали»: Девочка и морская звезда (притча), рассказы «Плохо», «Что легче» В.А. Осеевой; произведения, в которых героям которым приходилось делать моральный выбор и проявить неравнодушие: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко», «Гуси – лебеди», «Снежная королева», «Дикие лебеди»
Девочка и морская звезда (притча).
Старик прогуливался по пляжу. На пути ему стали попадаться тысячи морских звезд, выброшенных на берег. Вскоре он увидел маленькую девочку, которая подбирала морских звезд по одной и бросала их обратно в океан.
"Ох, глупышка", - воскликнул старик, - "Ты не сможешь спасти все эти звезды. Их слишком много". Девочка улыбнулась и сказала: "Я знаю. Но я могу спасти вот эту", - она подобрала одну звезду и бросила ее в океан, - "и вот эту," - бросила следующую, - "и вот эту..." (4)
5, 6 уроки. Тема: «Добро и зло»: песни Ю. Энтина, М. Минкова «Дорога добра»; «Если добрый ты» из м/ф «День рождения кота Леопольда»; «Улыбка» из м/ф «Крошка Енот»; притча «О доброте и вежливости», В.А. Осеева «Три товарища», «Отомстила», притча «Почему нужно делать добро», притча В. А. Сухомлинского «Обыкновенный человек». (6)
Притча «Почему нужно делать добро»
Однажды учитель сказал своим ученикам: «Мы с вами говорили о том, что нужно поступать по-доброму. Теперь идите и докажите, что вы умеете делать людям добро».
Ученики разошлись в разные стороны, вернулись через неделю.
- Я помогал старикам. Они немощны, и им нужно помогать,- сказал один.
-Я ухаживал за больным. Потому что он нуждался в сострадании, - объяснил другой.
- Я накормил бедного, чтобы поддержать его, - рассказал третий.
- Я защитил ребенка. Детям нужна защита взрослых, - сказал четвертый.
-Я старался делать добро всем. Наверное, я был неправ, - признался последний ученик.
7, 8 уроки. Тема: «Добродетели и пороки»: м/ф «Подарок для самого слабого», М. Скребцова «Сказка о щедром сердце». (4)
9 урок. Тема: «Свобода и моральный выбор человека»: Отрывок из книги Ноусиайенен Тапио «Одна единственная жизнь»; восточная притча «Все в твоих руках»; С. Михалков «Находка».
Восточная притча «Все в твоих руках».
Давным-давно в старинном городе жил мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответа?» он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к мастеру и спросил: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, мастер ответил: «Всё в твоих руках». (5)
10 урок. Тема: «Свобода и ответственность»: С. Баруздин «Старая история», А. Барто «Уехали»;картина Федора Решетникова «Опять двойка». (7)
11 урок. Тема: «Моральный долг»: Н. Елисеев, Ю. Коринец «Неизвестный солдат», Эдита Пьеха «Огромное небо одно на двоих»; М. Скребцова «Сердце матери», В.Сухомлинский «Семь дочерей», Л. Толстой. «Пожарные собаки», Владимир Лифшиц «Баллада о черством куске». (3)
12 урок. Тема: «Справедливость»: Индийская сказка «Хитрый шакал»; русская народная сказка «Заюшкина избушка», Ш. Перро «Золушка». (5)
13 урок. Тема: «Альтруизм и эгоизм»: В. Мигуля «Спешите делать добрые дела»; русская народная сказка «Морозко»; притча «Пахарь и крот» (В.А.Сухомлинский); А. Барто «О человечестве».(2)
14 урок. Тема: «Дружба»: В. Шаинский, М. Танич, «Если с другом вышел в путь»; м/ф «Крошка Енот»; Л. Измайлов «Монолог дружбы». (10)
15 урок. Тема: «Что значит быть моральным?»: Отрывок из м/ф «Цветик-семицветик»; Ю. Энтин «Дорога добра»; Л. Толстой «Старый дед и внучек», «Два товарища», «Ворон и лисица», Н.М. Артюхова «Трусиха". (11)
16, 17 уроки. Тема: «Творческие проекты учащихся».
Различные произведения духовно-нравственного содержания (стихи, сказки, притчи, отрывки из художественных произведений, мультфильмы, песни) имеют большое воспитательное значение. Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. Доказательная сила художественного образа вызывает у школьников сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях.
Включаясь в учебные диалоги, школьники с сегодняшних позиций обсуждают и оценивают историко-культурные и литературные явления прошлого. Они в зависимости от собственных убеждений выступают либо единомышленниками, либо спорят, доказывая правоту своей точки зрения.
Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать,
внимательно слушать,спокойно отвечать
и переставать говорить,когда нечего больше сказать.
Лафатер И.
Список литературы.
Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс, М: Просвещение, 2010
http://davaiknam.ru/text/urok-13-aletruizm-i-egoizm
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/10/06/uroka-po-kursu-osnovy-religioznykh-kultur-i-svetskoy-etiki-4м
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/01/12/proektnaya-rabota-po-teme-tekhnologicheskie-karty-urokov-kultura
http://kolesnikova-zvr.narod2.ru/orkse/
http://uchkopilka.ru/orkse/konspekty-i-stsenarii/375-orkse-modul-osnovy-svetskoj-etiki-urok-na-temu-dobro-i-zlo745
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/metodicheskaya-razrabotka-urokasvoboda-i-otvetstvennost-kursa-orkse-modul
http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20348
http://referatsekret.ru/dlya-studenta/2-kurs/ispolzovanie-pritch-v-protsesse-prepodavaniya-kursa-orkse/
http://kladraz.ru/scenari/dlja-shkoly/klasnye-chasy/klasnyi-chas-na-temu-druzhba-4-klas.html
http://oknakrizis.ru/dlya-shkolnika/urok-15-orkse-modul-osnovy-svetskoi-etiki-tema-uroka-chto-znachit-byt-moralnym