СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт использования художественных произведений как средство организации диалога на уроках ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 4 классе в учебный процесс вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики». 

Просмотр содержимого документа
«Опыт использования художественных произведений как средство организации диалога на уроках ОРКСЭ»

Красикова Лариса Борисовна,

учитель начальных классов

МБОУ СШ№4,

п. Юганец Володарского района

Нижегородской области

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ДИАЛОГА НА УРОКАХ ОРКСЭ

Самая большая роскошь на свете –

это роскошь человеческого общения. 

А. Сент-Экзюпери

В 4 классе в учебный процесс вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Очень важно поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей. Если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.

Этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики». (8)

При преподавании курса ОРКСЭ учитель испытывает немало трудностей: отсутствие методического материала в учебных пособиях (недостаточно печатных пособий, иллюстративного материала, мало параллелей с фольклором и художественной литературой) и сложная для учащихся 4 класса терминология.

На современном уроке от ученика требуется не столько умение пользоваться полученными знаниями для решения проблем, сколько умение самостоятельно приобретать эти знания. Для этого необходим диалог между учителем и учеником. Включение в обычные уроки фрагментов художественных и музыкальных произведений помогает организовать дискуссию по теме урока.

Приведу примеры некоторых произведений, которые можно использовать для организации диалога на уроках ОРКСЭ (блок «Светская этика», 4 класс). (1)

1 урок. Тема: «Россия – наша Родина»: песня Матусовского М., Баснера В. «С чего начинается Родина?» (5)

2 урок. Тема: «Что такое светская этика?»:

Притча «Щедрый подарок»

Приехал отец из города. Привёз сыну медовик и говорит ему: «Вася, поделись вкусным медовиком с Петей. Поделись щедро». — А как это - щедро? — спрашивает сын. Отец отвечает: «Переломи медовик и большую часть отдай Пете. А меньшую оставь себе». — Лучше я отдам медовик Пете, — сказал Вася. — Пусть он делит его щедро. 

Какой вопрос можно задать после прочтения этого текста? Почему Вася захотел отдать медовик Пете? Что не понял из совета отца Василий? (9)

3 урок. Тема: «Мораль и культура»:

Чему учат книги? (притча от Александры Лопатиной).

Когда в школу пришёл слепой мальчик, дети с удивлением спросили учителя:

— Как же он будет учиться, если он слепой?

— Слеп человек без книги. А наш новый ученик умеет читать руками. У него есть специальные книги, в которых буквы выдавлены точками, — объяснил учитель.

Сначала дети дразнили слепого, но мальчик на шутки не обижался. У слепого была отличная память, и он всё запоминал с первого раза. Дети вскоре привыкли к слепому мальчику и просили у него помощи на уроках. Когда дети убегали на перерыв, слепой оставался в классе и читал. Сначала книг у него было мало, но учитель выписывал их, откуда только можно. Иногда после уроков учитель сам читал вслух слепому мальчику, и они вместе обсуждали прочитанное.

Однажды во время урока учитель почувствовал острую боль в сердце. Он сжал зубы и медленно опустился на стул. Боль не отпускала, но учитель решил довести урок до конца.

В этот момент слепой мальчик закричал:

— Нашему учителю плохо, срочно нужен врач.

Дети вскочили с мест. Пришёл врач, и учителя унесли на носилках в больницу.

— Как ты узнал, что учителю плохо? — удивились дети.

— У него дрожал голос, он побледнел и замолк в середине фразы. Тогда я всё понял.

— Разве ты видишь? — спросил один мальчик.

— Не вижу, но чувствую. Например, я чувствовал, Антуан, что ты сегодня утром был грустный, наверное, тебя отругали дома.

— Да, верно. Но как можно чувствовать, если не видишь? — изумился Антуан.

— Меня книги научили чувствовать, — объяснил слепой мальчик. — Когда человек чувствует, он словно видит. Помнишь, учитель нам говорил: «Слеп человек без книги». (5)

4 урок. Тема: «Особенности морали»: Девочка и морская звезда (притча), рассказы «Плохо», «Что легче» В.А. Осеевой; произведения, в которых героям которым приходилось делать моральный выбор и проявить неравнодушие: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко», «Гуси – лебеди», «Снежная королева», «Дикие лебеди»

Девочка и морская звезда (притча).

Старик прогуливался по пляжу. На пути ему стали попадаться тысячи морских звезд, выброшенных на берег. Вскоре он увидел маленькую девочку, которая подбирала морских звезд по одной и бросала их обратно в океан.

"Ох, глупышка", - воскликнул старик, - "Ты не сможешь спасти все эти звезды. Их слишком много". Девочка улыбнулась и сказала: "Я знаю. Но я могу спасти вот эту", - она подобрала одну звезду и бросила ее в океан, - "и вот эту," - бросила следующую, - "и вот эту..." (4)

5, 6 уроки. Тема: «Добро и зло»: песни Ю. Энтина, М. Минкова «Дорога добра»; «Если добрый ты» из м/ф «День рождения кота Леопольда»; «Улыбка» из м/ф «Крошка Енот»; притча «О доброте и вежливости», В.А. Осеева «Три товарища», «Отомстила», притча «Почему нужно делать добро», притча В. А. Сухомлинского «Обыкновенный человек». (6)

Притча «Почему нужно делать добро»

Однажды учитель сказал своим ученикам: «Мы с вами говорили о том, что нужно поступать по-доброму. Теперь идите и докажите, что вы умеете делать людям добро».

Ученики разошлись в разные стороны, вернулись через неделю.

- Я помогал старикам. Они немощны, и им нужно помогать,- сказал один.

-Я ухаживал за больным. Потому что он нуждался в сострадании, - объяснил другой.

- Я накормил бедного, чтобы поддержать его, - рассказал третий.

- Я защитил ребенка. Детям нужна защита взрослых, - сказал четвертый.

-Я старался делать добро всем. Наверное, я был неправ, - признался последний ученик.

7, 8 уроки. Тема: «Добродетели и пороки»: м/ф «Подарок для самого слабого», М. Скребцова «Сказка о щедром сердце». (4)

9 урок. Тема: «Свобода и моральный выбор человека»: Отрывок из книги Ноусиайенен Тапио «Одна единственная жизнь»; восточная притча «Все в твоих руках»; С. Михалков «Находка».

Восточная притча «Все в твоих руках».

Давным-давно в старинном городе жил мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответа?» он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к мастеру и спросил: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, мастер ответил: «Всё в твоих руках». (5)

10 урок. Тема: «Свобода и ответственность»: С. Баруздин «Старая история», А. Барто «Уехали»;картина Федора Решетникова «Опять двойка». (7)

11 урок. Тема: «Моральный долг»: Н. Елисеев, Ю. Коринец «Неизвестный солдат», Эдита Пьеха «Огромное небо одно на двоих»; М. Скребцова «Сердце матери», В.Сухомлинский «Семь дочерей», Л. Толстой. «Пожарные собаки», Владимир Лифшиц «Баллада о черством куске». (3)

12 урок. Тема: «Справедливость»: Индийская сказка «Хитрый шакал»; русская народная сказка «Заюшкина избушка», Ш. Перро «Золушка». (5)

13 урок. Тема: «Альтруизм и эгоизм»: В. Мигуля «Спешите делать добрые дела»; русская народная сказка «Морозко»; притча «Пахарь и крот» (В.А.Сухомлинский); А. Барто «О человечестве».(2)

14 урок. Тема: «Дружба»: В. Шаинский, М. Танич, «Если с другом вышел в путь»; м/ф «Крошка Енот»; Л. Измайлов «Монолог дружбы». (10)

15 урок. Тема: «Что значит быть моральным?»: Отрывок из м/ф «Цветик-семицветик»; Ю. Энтин «Дорога добра»; Л. Толстой «Старый дед и внучек», «Два товарища», «Ворон и лисица», Н.М. Артюхова «Трусиха". (11)

16, 17 уроки. Тема: «Творческие проекты учащихся».

Различные произведения духовно-нравственного содержания (стихи, сказки, притчи, отрывки из художественных произведений, мультфильмы, песни) имеют большое воспитательное значение. Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. Доказательная сила художественного образа вызывает у школьников сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях.

Включаясь в учебные диалоги, школьники с сегодняшних позиций обсуждают и оценивают историко-культурные и литературные явления прошлого. Они в зависимости от собственных убеждений выступают либо единомышленниками, либо спорят, доказывая правоту своей точки зрения.

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать,

внимательно слушать,спокойно отвечать

и переставать говорить,когда нечего больше сказать.

Лафатер И.


Список литературы.

  1. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс, М: Просвещение, 2010

  2. http://davaiknam.ru/text/urok-13-aletruizm-i-egoizm

  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/10/06/uroka-po-kursu-osnovy-religioznykh-kultur-i-svetskoy-etiki-4м

  4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/01/12/proektnaya-rabota-po-teme-tekhnologicheskie-karty-urokov-kultura

  5. http://kolesnikova-zvr.narod2.ru/orkse/

  6. http://uchkopilka.ru/orkse/konspekty-i-stsenarii/375-orkse-modul-osnovy-svetskoj-etiki-urok-na-temu-dobro-i-zlo745

  7. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/metodicheskaya-razrabotka-urokasvoboda-i-otvetstvennost-kursa-orkse-modul

  8. http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20348

  9. http://referatsekret.ru/dlya-studenta/2-kurs/ispolzovanie-pritch-v-protsesse-prepodavaniya-kursa-orkse/

  10. http://kladraz.ru/scenari/dlja-shkoly/klasnye-chasy/klasnyi-chas-na-temu-druzhba-4-klas.html

  11. http://oknakrizis.ru/dlya-shkolnika/urok-15-orkse-modul-osnovy-svetskoi-etiki-tema-uroka-chto-znachit-byt-moralnym