СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт использования игровых технологий на уроках музыки.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.П.Сухомлинский.

Просмотр содержимого документа
«Опыт использования игровых технологий на уроках музыки.»

Опыт использования игровых технологий на уроках музыки



Ребенок — субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи. И первое дело учителя — постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача...

А.А. Мелик-Пагшаев

Урок музыки – это урок искусства. Музыкальное искусство – особая форма отражения действительности, в которой важнейшую роль играют чувства, эмоциональная сфера. Отличительной чертой музыкального занятия является обязательное единство эмоционального и сознательного, каждый элемент занятия должен вызывать активное, заинтересованное отношение детей.

Музыка. В этом слове для каждого человека заключен огромный мир эмоций, чувств, переживаний, размышлений, идей. Музыка имеет свой язык, слова часто бессильны, где «говорит» музыка. Она способна выразить, раскрыть самые тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний, может унести в далекое прошлое, заглянуть в будущее. Музыка имеет особое предназначение духовного совершенствования человека, она активно формирует мироощущение, мировосприятие и мировоззрение человека.

О роли музыки в воспитании и формировании личности говорится очень много. Можно вспомнить Древнюю Грецию, где музыка стояла в ряду с риторикой и логикой, а триединая хорея – музыка, танец и слово - служило средством для очищения и возвышения души. А можно вспомнить исследования психологов, которые говорят о том, что занятия музыкой помогают развитию математических возможностей. В любом случае расширение кругозора, формировании музыкального вкуса, умение составить свою точку зрения и умение защитить ее – эти качества стоят того, чтобы заняться музыкой.

Повысить эффективность каждого урока музыки – прежде всего, означает сделать его событием для ученика. Яркие эмоциональные окраски, насыщенные творческой деятельностью самих учеников. Урок – ведь не сказка ли это? И разве не про такие уроки мечтают дети, когда идут в школу? Ученики чувствуют разочарование в обучении, если все уроки «на одно лицо», если сказка не произошла. А где живет сказка? Сказка живет в игре.

Введение в учебный процесс игр позволяет:

-создать благоприятную атмосферу на уроке;

- повысить интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся;

- почувствовать успех в игровой ситуации;

- развивать комплекс различных способностей.

У игры и искусства общие корни. Это родство еще со времен Платона отличали многие философы, психологи, педагоги и художники. Крупнейшие философы Кант и Шиллер считали игру, как искусство, эстетической деятельностью. Психологи А.Выготский, Д.Узнадзе, эстетик Г.Рид трактуют игру как художественное творчество ребенка, а игровую деятельность – как механизм формирования его эстетической культуры.

Игра есть, прежде всего, вид неформальной деятельности, способной превращаться в художественную деятельность и таким образом оказывать влияние на органичное развитие ребенка.

В начальных классах на уроках музыки почти любому дидактическому приему может быть огульно приписан игровой характер, лишь на том основании, что он связан с движением, ритмом, произведениями детского фольклора (дразнилками, считалками и т.д.), атрибутикой и символикой. Однако для самих детей такие приемы и формы работы никогда не будут казаться игрой, если не проявят главных компонентов игровой технологии: полной свободы и заинтересованности детей интригой, тайной, непредсказуемостью результата и возможностью самовыражения и успеха.

Игровые правила никогда не сковывают творческую свободу ребенка, которая проявляется в импровизационности, соревновательности, фантазиях и т.д. Заставить заниматься игрой невозможно. Навязанная учителем с серьезными дидактическими целями игра – плохая, ненастоящая, «это скрытая форма принуждения». Поэтому очень важно воодушевить детей на игру, создать в классе игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства.

Все это помогает учителю провести урок музыки на высоком уровне. После такого урока учащиеся с нетерпением ждут следующей встречи с музыкой. Такие уроки требуют от учителя артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.

Безотказным средством для поддержания интереса к учебной деятельности на уроке музыки в начальных классах является игра. Существует метод «образного вхождения в музыку». Он заключается в создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, богатой фантазии, воображения.

Кроме традиционного понимания игры как заранее спланированного процесса и распределенного по ролям действия, игру можно наполнить тем смыслом, который она издавна имеет в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть песню. Так называемый сценарий игры-песни (игры-танца) детям заранее неизвестен, поэтому они сами выбирают себе роль и находят те выразительные средства, которые, по их мнению, им необходимы для их воплощения. Учитель наравне с детьми сочиняет и исполняет свою роль. Играть песню – значит выразить традиции устного народного творчества, когда накопленное музыкально-поэтическое богатство передавалось от сердца к сердцу, из в уст в уста и поэтому живет так долго .

Большой популярностью на уроках музыки пользуются элементы сказки, при помощи которых учитель создает эффект удивления и привлечения внимания и интереса к новому материалу. Ведь сказка – это самый любимый жанр детей. Сказка активизирует учебно-познавательную деятельность, помогает ученикам с легкостью постичь закономерности музыки .

В педагогической практике все чаще стали применять музыкально-дидактические игры, которые позволяют в простой, доступной дать представление о музыке, ее выразительных возможностях, научить различать разнообразные гаммы чувств.

В специально направленных играх мы можем и должны решить такие вопросы, как развитие специальных, а в некоторых случаях – музыкальных способностей. К специальным музыкальным способностям относятся – муз. ритм, муз. слух, муз. память, муз. творчество и исполнительство.

Существует множество игр, которые помогают развивать чувство ритма, муз. память; игры, которые развивают диатонический тембровый слух; игры для определения формы музыкальных произведений; игры для развития вокально-хоровых навыков; игры, которые помогают выполнить ритмично движения под песню.

Большой интерес у младших школьников вызывают игры, заставляющие думать, представляющие возможность проверить и развить свои способности, включающие их в соревнование, в решение задач и ребусов, кроссвордов.

Игровой подход в музыкальном обучении не исчерпывается тем или иным количеством игр, применяемых учителем. Он представляет собой многокомпонентную систему организации музыкально-образовательного процесса. Современная программа по музыке нацеливает учителя на применении игрового подхода интригующе-образной формулировкой тем; наличием деятельно-коммуникативной основы: композитор-исполнитель-слушатель.

Игровой подход облегчает для детей процесс изучения музыки как живого искусства, делает его увлекательным, выступает формой художественного общения детей на интонационном языке с произведениями искусства, с учителем, друг с другом.

Целью музыкальных игр является развитие интеллекта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности, чувства ритма ребенка, расширение кругозора, развитие умений и навыков. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество.

В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости с мышлением, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение. Творчество ребят связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности.

Детское творчество на уроках музыки представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.

Творческое начало у младших школьников может проявляться

  • в пении простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно;

  • в сочинении мелодии на предложенный текст;

  • в выразительных движениях под музыку, передающих различные настроения произведений;

  • в создании ритмического сопровождения к пьесам для слушания музыки;

  • в оценочных суждениях об услышанной музыке;

  • в осмысленном исполнении песен с элементами интерпретации;

  • в собственном творчестве.



Детская музыкальная импровизация, с чего начинается она? Какие навыки для нее необходимы?..

Ценность импровизации как методического приема в работе с детьми — не в умении создавать музыкальные конструкции, а в потребности, готовности к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления. Только при таком начале импровизирования как творческого процесса можно уже предсказать появление не теоретически запрограммированной, завершенной на основе правил, сделанной по образцу музыкальной формы, а пусть робкое и наивное, но самостоятельное “взращивание” музыкальной мысли, которая может выразиться подчас в непредвиденной форме.

Пластическое интонирование” — это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке, — это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько “заразить” детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки… Если бы мы с ранних лет развивали в детях способность “внутреннего проигрывания” музыки, “пластического пропевания” ее каждой клеточкой своего тела, своей души, насколько осмысленнее, действеннее было бы освоение детьми музыки, прочувствованнее было бы ее исполнение!..

Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства — движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.

Движения могут быть различными — от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки (“Веселый музыкант” А. Филиппенко); от покачивания корпусом (запев песни “Дружат дети всей земли” Д. Львова-Компанейца) до радостного танца (ее припева); от легкого шага до хоровода (р.н.п. “Во поле береза стояла”).

К пластическому интонированию близок игровой метод –

  «Музыкальное рисование», который тоже развивает творческую фантазию, навыки импровизации. То есть дети представляют, что они художники, и держа в руках кисточку или просто кистью руки «рисуют» в воздухе картины, соответствующие  звучащему музыкальному образу.

Следующий игровой метод, применяемый мною на уроках  - Инструментальное музицирование.


Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие между произведением и его сопровождением.

Особенно нравится детям исполнять русские  народные  песни  и мелодии, позволяющие использовать большое количество музыкальных инструментов- и ложки, и трещётки, и колокольчики, и бубны, и  самодельные  погремушки. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать его.

Следующий вид игровой деятельности-    

Интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.  «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «Своя игра»

«В мире музыкальных инструментов» - эти  игры  расширяют  представления о музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки, музыкальных  стилях разных эпох  и т. д.  Ученики приобретают  опыт работы в группах  по сочинительству  и исполнению.

Игры- путешествия   совершаются школьниками в воображаемых условиях. Такие  игры  применяются  при изучении культуры разных стран, творчества композиторов или основ музыкальной грамоты.

Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности.

Сюжетно-ролевые игры  также развивают творческое мышление и познавательную активность учащихся. Наиболее популярные – «Я- композитор» , «Я- сочинитель» . Это игры на знание средств музыкальной выразительности.    

 1.«Узнай песню». Выбирают водящих (одного или нескольких), они уходят за дверь. Все оставшиеся участники делятся на 4 группы. Из выбранного куплета песни каждая группа получает по одной строчке. Когда водящие (или водящий) входят, все группы поют одновременно свои строчки. Задание узнать, какая песня исполняется.

2.«Поймай темп». Ребята становятся парами и начинают танцевать. Вдруг музыка прерывается, но танец нужно продолжать (это заранее объясняет ведущий). Выигрывает пара, которая точно попадает в такт музыки, когда мелодия вновь зазвучит.

То же самое можно попробовать и с хором. Несколько человек начинают вслух петь песню. Затем по сигналу каждый продолжает петь ее про себя, а потом и далее по команде все опять начинают петь вслух. Иногда получается очень смешно.

3. «Бубенчики»

Жили- были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон.

У каждого была своя песенка. Бубенчик Динь пел тоненьким, высоким голоском. «Динь-динь!» — звенела его песенка. Средний бубенчик Дан, пел свою песенку «Дан-дан» средним голоском. А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже, чем у его друзей, и его песенка «Дон-дон» звучала по-другому. В разных регистрах звучат интонации, а дети должны отгадать имя бубенчика.

На уроках я даю детям разгадывать шарады, ребусы, загадки.

1. В оркестре узнают нас по раскату меди,

Никак не обойтись без нас и на обеде. (Тарелки)

2. Успех мне в группе медных обеспечен,

Нужна я в тех домах, где топят печи. (Труба)

Угадай мелодиюЗвучат музыкальные заставки к различным телепередачам "Поле чудес", "Спокойной ночи, малыши", "В мире животных", "Зов джунглей", "Заветный час", "Прогноз погоды" и др.

В заключении хотелось бы сказать, что игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни, накопленных знаниях. Игровая деятельность является полезным средством воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий.

Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.











Использование межпредметных связей



Музыка является одним из видов искусства, которое и составляет основное содержание предмета.


Литература – музыка

Художественное слово, его ритмическое звучание, тематическое выражение позволяет развивать интерес и стремление прочесть литературное произведение, понять глубже его суть и в то же время проникнуть в тайну музыкального звука, суметь постигнуть его жанровую особенность. В процессе изучения взаимопроникновения произведений развиваются нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности, музыкальные и творческие способности.

В результате совместной деятельности усилиями ребят создаётся творческий продукт в виде словесного рисунка по интерпретации музыкального произведения, музыкально-ритмических движений по его содержанию.

Литературное творчество, отражающее впечатления от прослушанной музыки, на более высоком этапе развития учащихся выступает в трёх видах: стихах, прозаических миниатюрах, аналитических письменных работах, раскрывающих средства музыкальной выразительности.


Музыка – изобразительное искусство

Иллюстрации, репродукции картин, созвучные теме, образному содержанию музыкальных произведений способствуют созданию отзывчивости, необходимых для восприятия музыки, и побуждают учащихся к созданию самостоятельных рисунков, иллюстраций, передающих их видение музыкального произведения.

Интегрированные внеклассные занятия – одна из форм организации кружковой работы, в которую вовлекаются и коллеги. На занятиях учащиеся создают танцевальный рисунок для сопровождения песни. Это всегда совместное творчество учителя и ученика.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Игра является педагогическим средством, адекватным современным условием организации учебной деятельности слушателя на занятиях по  музыке. Это обусловлено современным взглядом на деятельность слушателя как активный творческий и познавательный процесс, важностью игрового аспекта для целостного и адекватного восприятия музыки, а также способностью посредством игровой деятельности воплощать различные инновационные подходы музыкальной педагогики (развивающее обучение, педагогика сотрудничества, интегрированный подход).

2. Благодаря внедрению в процесс обучения игр, игровых методов и приемов, улучшаются слушательские возможности воспитанников. Таким образом,  игровая деятельность является эффективным средством развития музыкального восприятия детей и в рамках целенаправленного педагогического процесса способствует пониманию музыкального произведения.