Опыт использования информационно-коммуникативной технологии в работе учителя-логопеда
Заинтересовать современного ребёнка и, тем боле, удержать его внимание демонстрацией картинок или игрушек, пусть даже очень ярких и красивых, достаточно сложно. В индивидуальной работе с этим ещё можно справится, но во фронтальной работе, пока взаимодействие осуществляется с одним ребёнком, остальные – отвлекаются, переключаются на свои дела. Предлагаю вашему вниманию опыт использования мультимедийной презентации в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.
Мультимедийная презентация – это способ ярко, эффективно и понятно рассказать о сложных процессах, привлечь внимание и произвести нужное впечатление. Главная задача – удивить и заинтересовать слушателя.
Использование мультимедийной презентации в работе с дошкольниками должно быть ориентированно на ведущую деятельность ребенка – игру, не превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. Кроме этого, занятия должны удовлетворять возрастным, интеллектуальным потребностям детей с ОВЗ, развивать их способности.
Согласно Постановлению «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», при использовании электронных средств обучения (далее ЭСО) с демонстрацией обучающимся фильмов, программ или иной информации продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5–7 лет – 5 – 7 минут. Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски – для детей до 10 лет – 20 минут. Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся. Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.
Для создания большинства мультимедийных учебных пособий используется программа Power Point. Такая презентация характеризуется возможностью использования самого разнообразного по объему и времени представления материала, удобством структуры слайд-шоу, простотой создания и демонстрации. Мультимедийная презентация позволяет одновременно использовать графическую (видеоролики, анимацию, учебные рисунки, таблицы, графики), текстовую и аудио – информацию, объединенную в единую оболочку учебного процесса. Комбинирование разнообразных средств представления информации призвано обеспечить создание максимально интересной, доступной формы современного учебного пособия.
Предлагаю рассмотреть возможность использования учителем-логопедом информационно-коммуникативной технологии, средств мультипликации, мнемотехники и экспериментальной деятельности в коррекционной работе с детьми с ТНР 5-6 лет при изучении темы «Домашние птицы».
Эффективное применение средств информационно-коммуникационных технологий в организованной образовательной деятельности способствует лучшему усвоению нового материала, формируют у детей целостное восприятие и стойкое запоминание изучаемого материала.
Презентация «Кто как голос подаёт» с голосами домашних птиц, когда дети по звуку определяют, кто кричал, и птица появляется на экране, способствует развитию слухового восприятия, внимания и обогащению словарного запаса обучающихся. Игра сопровождается вопросами логопеда: - Кто так кричит? (Петух). Что делает петух? (Кукарекает). (Аналогично с другими домашними птицами).
Презентация «Кто спрятался?» (На слайдах забор, дом, ёлка, пень, ведро). После отгадывания загадки, по щелчку соответственно появляются: петух, индюк, гусь, утка, курица. Голос за слайдом: - Отгадай загадку и ты узнаешь, кто спрятался за забором.
Хвост - с узорами,
Сапоги – со шпорами,
Ночью распевает,
Время считает. (Петух)
- Где спрятался петух? (Логопед следит, чтобы дети отвечали полным предложением).
Аналогично с другими домашними птицами.
Средства мультипликации возможно включить в проведение опытно-экспериментальной деятельности. Использование мультипликационного фильма «Петух и краски» при проведении опыта по получению зеленого цвета из жёлтого и синего цветов вызывает детский интерес, стимулирует их познавательную и речевую активность. Демонстрация фрагментов мультфильма приостанавливается на моменте, где осталось раскрасить петуху крылышко.
Логопед: - Ребята, давайте поможем петушку стать настоящим. Посмотрите, какого цвета у петушка гребешок (грудка, хвостик). Сделаем петушку зеленое крылышко.
- Подойдите к столу. (На столе приготовлена палитра, стаканчик с водой, кисточка и краски синего, желтого и красно цвета). Назовите, какого цвета у нас есть краски. Зелёной краски нет, но это – не беда. Я знаю, что нужно сделать. (Детям предлагается набрать в палитру желтой краски и добавить в неё немного синей, хорошо размешать). Попробуйте на листе бумаги, краска какого цвета получилась? (Зеленого).
- Молодцы, ребята, посмотрите конец истории. (Останавливаем на месте, где петушок раскрашен, и лисята ему говорят, что он стал настоящим).
Использование приёмов мнемотехники при пересказе рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьёй» способствует развитию связной речи дошкольников.
Также использование карточек с обозначением игр и упражнений, используемых на занятии, может выступит планом или опорой на этапе рефлексии.
Таким образом, использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать у детей речь детей, все виды восприятия: зрительного, слухового, чувственного, задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др., что, бесспорно, необходимо и очень актуально в работе с обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи.