СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт использования приемов Мнемотехники

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к опыту работы по использованию приемов Мнемотехники

Просмотр содержимого документа
«Опыт использования приемов Мнемотехники»

Опыт использования приемов Мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Криворотова Виктория Валентиновна учитель-логопед МБДОУ Иланский детский сад № 20»

Опыт использования приемов Мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Криворотова Виктория Валентиновна

учитель-логопед

МБДОУ Иланский детский сад № 20»

Трудности в развитии речи детей дошкольного возраста:  - скудный словарный запас;  - нарушение звукопроизношения;  - неумение согласовывать слова в  предложениях;  - нарушение связности высказывания. Несовершенное логическое мышление Нарушение внимания, памяти.
  • Трудности в развитии речи детей дошкольного возраста:

- скудный словарный запас;

- нарушение звукопроизношения;

- неумение согласовывать слова в

предложениях;

- нарушение связности высказывания.

  • Несовершенное логическое мышление
  • Нарушение внимания, памяти.
Диагностическое исследование состояния связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня и нормотипичных детей комбинированной группы.  Методика «Пересказа текста» И.Ф. Марковской Понимание текста Правильно ли ребенок формулирует основную мысль Структурирование текста Умение последовательно и точно строить пересказ (базируется на основе сопоставления пересказа со структурой текста) Лексика Полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными Грамматика Правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения Плавность речи Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста

Диагностическое исследование состояния связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня и нормотипичных детей комбинированной группы. Методика «Пересказа текста» И.Ф. Марковской

Понимание текста

Правильно ли ребенок формулирует основную мысль

Структурирование текста

Умение последовательно и точно строить пересказ (базируется на основе сопоставления пересказа со структурой текста)

Лексика

Полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными

Грамматика

Правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения

Плавность речи

Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста

№ 1 п/п Ирина А. 2 Фамилия, Понимание текста Артем Б. 3 Структурирование текста имя ребенка 4 Иван Б. Лексика Александр В. Грамматика 5 Плавность речи Арина Г. 6 Дарина Г. 7 Илья Е. 8 9 Карина К. Татьяна К. 10 Дима К. 11 Ксения К. 12 Юлиана К.  2 балла (высокий уровень) 1 балл (средний уровень) 0 баллов (низкий уровень)

1

п/п

Ирина А.

2

Фамилия,

Понимание текста

Артем Б.

3

Структурирование текста

имя ребенка

4

Иван Б.

Лексика

Александр В.

Грамматика

5

Плавность речи

Арина Г.

6

Дарина Г.

7

Илья Е.

8

9

Карина К.

Татьяна К.

10

Дима К.

11

Ксения К.

12

Юлиана К.

2 балла (высокий уровень) 1 балл (средний уровень) 0 баллов (низкий уровень)

Высокий уровень развития связной речи – 15 % (4 человек) Средний уровень – 27 % (7 человек) Низкий уровень 58 % (15 человек)

Высокий уровень развития связной речи –

15 % (4 человек)

Средний уровень – 27 % (7 человек)

Низкий уровень 58 % (15 человек)

Развитие связной речи осуществляется разными способами: Пересказ текста Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин Составление описательных рассказов по сюжетной картине Составление описательных рассказов Составление рассказов по замыслу.

Развитие связной речи осуществляется разными способами:

  • Пересказ текста
  • Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин
  • Составление описательных рассказов по сюжетной картине
  • Составление описательных рассказов
  • Составление рассказов по замыслу.
Дошкольный возраст –  возраст образных форм сознания Образные  средства  сенсорные наглядные эталоны модели  символы,  знаки

Дошкольный возраст – возраст образных форм сознания

Образные средства

сенсорные наглядные

эталоны модели

символы,

знаки

Создание плана высказывания Последовательное размещение в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Создание плана высказывания

  • Последовательное размещение в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?   МНЕМОТЕХНИКА

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний?

Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи?

Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

МНЕМОТЕХНИКА

Мнемотехника (мнемоника) –  искусство запоминания. Мнемотехника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное , аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Мнемотехника (мнемоника) –

искусство запоминания.

Мнемотехника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное , аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Актуальность использования приемов мнемотехники Использование наглядного моделирования :  вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости ;  облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала; учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Актуальность использования приемов мнемотехники

Использование наглядного моделирования :

  • вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости ;
  • облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;
  • учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Ожидаемые результаты от использования приемов мнемотехники в развитии связной речи

Ожидаемые результаты от использования приемов мнемотехники в развитии связной речи

Разработка конспектов занятий по формированию связной речи с использованием приемов мнемотехники;  Создание картотек мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц для запоминания стихов, загадок, пословиц, поговорок, рассказов, сказок и др.
  • Разработка конспектов занятий по формированию связной речи с использованием приемов мнемотехники;
  • Создание картотек мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц для запоминания стихов, загадок, пословиц, поговорок, рассказов, сказок и др.
На данном этапе работы была проведена педагогическая деятельность по развитию связной речи с использованием мнемотехнических приемов . Были разработаны мнемотаблицы - схемы , которые служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Таблицы используются для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений.

На данном этапе работы была проведена педагогическая деятельность по развитию связной речи с использованием мнемотехнических приемов .

Были разработаны мнемотаблицы - схемы , которые служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Таблицы используются для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихотворений.
На занятиях мы с ребятами учили стихотворения с использованием мнемотаблиц.  Красочный наглядный материал привлекал внимание, а схематичность и образность вызывали интерес. Заучивание стихотворений происходило в короткие сроки, а повторное воспроизведение даже через занятие давало прекрасные результаты.

На занятиях мы с ребятами учили стихотворения с использованием мнемотаблиц.

Красочный наглядный материал привлекал внимание, а схематичность и образность вызывали интерес. Заучивание стихотворений происходило в короткие сроки, а повторное воспроизведение даже через занятие давало прекрасные результаты.

Если на начальном этапе работы мною были предложены готовые схемы, то на следующем происходило коллективное обсуждение различные версий и отбор наиболее удачных вариантов. Постепенно дети начинали проявлять творческую самостоятельность, и мы вместе создавали мнемотаблицы, а также дети создавали их дома вместе с родителями.

Если на начальном этапе работы мною были предложены готовые схемы, то на следующем происходило коллективное обсуждение различные версий и отбор наиболее удачных вариантов. Постепенно дети начинали проявлять творческую самостоятельность, и мы вместе создавали мнемотаблицы, а также дети создавали их дома вместе с родителями.

Мнемотаблицы использовались в следующих видах деятельности:

Мнемотаблицы использовались в следующих видах деятельности:

Фронтальная непосредственно образовательная деятельность

Фронтальная непосредственно образовательная деятельность

Фронтальная непосредственно образовательная деятельность Лексическая тема: «Фрукты, составление описательных рассказов»

Фронтальная непосредственно образовательная деятельность

Лексическая тема: «Фрукты, составление описательных рассказов»

Родительское собрание по обучению родителей приемам использования Мнемотехники

Родительское собрание по обучению родителей приемам использования Мнемотехники

Использование мнемотаблиц для пересказа сказок, заучивания стихов и чистоговорок. Использование мнемотаблиц для пересказа сказок, заучивания стихов и чистоговорок.

Использование мнемотаблиц для пересказа сказок, заучивания стихов и чистоговорок.

Использование мнемотаблиц для пересказа сказок, заучивания стихов и чистоговорок.

Домашние задания по составлению и использованию в рассказывании мнемотаблиц

Домашние задания по составлению и использованию в рассказывании мнемотаблиц

Домашние задания по составлению и использованию в рассказывании мнемотаблиц

Домашние задания по составлению и использованию в рассказывании мнемотаблиц

Индивидуальные и подгрупповые занятия по составлению и использованию в рассказывании мнемотаблиц

Индивидуальные и подгрупповые занятия по составлению и использованию в рассказывании мнемотаблиц

Промежуточная диагностика уровня развития связной речи у детей старшей группы (февраль 2022 г. ) Высокий уровень развития связной речи – 17 % (5 человек) Средний уровень – 58 % (15 человек) Низкий уровень 25 % (6 человек)

Промежуточная диагностика уровня развития связной речи у детей старшей группы (февраль 2022 г. )

Высокий уровень развития связной речи – 17 % (5 человек)

Средний уровень – 58 % (15 человек)

Низкий уровень 25 % (6 человек)

Результаты контрольного эксперимента  Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов позволил выявить положительную динамику в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста как с нарушениями речи, так и без нарушений речи.. Уровни развития связной речи Показатели по уровням в % Высокий уровень ДО ПОСЛЕ Средний уровень 15 Низкий уровень 17 27 58 58 25

Результаты контрольного эксперимента

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов позволил выявить положительную динамику в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста как с нарушениями речи, так и без нарушений речи..

Уровни развития связной речи

Показатели по уровням в %

Высокий уровень

ДО

ПОСЛЕ

Средний уровень

15

Низкий уровень

17

27

58

58

25

Вывод Опыт работы показывает, что приёмы мнемотехники служат эффективным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без. Положительные побочные эффекты от занятий мнемотехникой следующие:   мощное развитие визуального мышления;  выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);  формирование способности к эффективному самостоятельному обучению. В ходе работы была достигнута цель работы и успешно решены поставленные задачи .

Вывод

Опыт работы показывает, что приёмы мнемотехники служат эффективным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без.

Положительные побочные эффекты от занятий мнемотехникой следующие:

  • мощное развитие визуального мышления;
  • выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);
  • формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.

В ходе работы была достигнута цель работы и успешно решены поставленные задачи .

ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ:    Продолжать работу по развитию связной речи детей с нарушениями речи с использованием мнемотехники. Разрабатывать новые мнемотаблицы. Углубленно внедрять приемы мнемотехники в индивидуальную коррекционно-логопедическую работу с детьми по автоматизации и дифференциации звуков. Продолжать развивать умение детей структурировать рассказы, грамотно строить предложения. Развивать психические процессы, образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ:

 

  • Продолжать работу по развитию связной речи детей с нарушениями речи с использованием мнемотехники.
  • Разрабатывать новые мнемотаблицы.
  • Углубленно внедрять приемы мнемотехники в индивидуальную коррекционно-логопедическую работу с детьми по автоматизации и дифференциации звуков.
  • Продолжать развивать умение детей структурировать рассказы, грамотно строить предложения.
  • Развивать психические процессы, образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребенка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!