Опыт применения личностно-ориентированных технологий в работе учителя-дефектолога
Гильмитдинова И.В.
Учитель-дефектолог
МБОУ «СКШИ – VIII вида
г.Чернушка
Личностно-ориентированное обучение – обучение, которое строится на принципе субъектности, то есть «признание учащегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса».
“ Технология ” в широком смысле этого слова - наука о мастерстве.
techno - искусство, мастерство
logos - наука, закон
Технология обучения – это:
Совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации.
Наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических и информационных средств.
Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:
цели обучения;
содержание обучения;
средства педагогического воздействия;
организация учебного процесса;
ребёнок,
педагог;
результат деятельности.
Личностно-образовательные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребёнка , обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели.
Использование данных технологий требует от участников образовательного процесса создания ряда условий , а именно:
разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;
организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр;
учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками.
С целью внедрения личностно-центрированного подхода к занятию, учитываются следующие особенности:
оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др.; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);
поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приёма смещения мотива на цель;
выявление субъектного опыта детей по предложенной теме;
подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики группы;
использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала;
построение деятельности каждого ребёнка с учётом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций лечащего врача и общих рекомендаций невролога ;
использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, позволяющего ребёнку развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме задания, характеру его выполнения;
обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого ребёнка в ходе занятия; широкое применение самооценки и взаимооценки;
создание условий для формирования у каждого ребёнка высокой самооценки, уверенности в своих силах;
проведение с детьми рефлексии занятия (что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить или, наоборот, повторить).
Использование личностно-ориентированных технологий на занятиях учителя-дефектолога:
Исследовательская (проблемно-поисковая)
Коммуникативная (дискуссионная)
Имитационного моделирования (игровая)
Психологическая (самоопределенческая)
Деятельностная
Рефлексивная
Ребенку с тяжелыми интеллектуальными нарушениями всегда нужны педагогическая помощь и поддержка. Поддержка - ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш. Амонашвили:
• любить ребенка;
• очеловечить среду, в которой он живет;
• помочь прожить ребенку детство.