СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Опыт организации краеведческих исследований"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре учителей истори и обществознания

Просмотр содержимого документа
«"Опыт организации краеведческих исследований"»

«Опыт организации краеведческих исследований»


Исследовательская деятельность школьников это особая форма организации учебного процесса, в основе которой лежит самостоятельная поисковая работа, направленная на приобретение новых знаний. Одно из направлений исследовательской деятельности – это исследования в области исторического краеведения. Изучение истории родного края конкретизирует многие события отечественной истории, помогает понять многие процессы, происходящие в современном мире, способствует воспитанию патриотизма. Знакомство с яркими страницами местной истории, связанной с историей семьи, с известными земляками, с памятниками культуры вызывает гордость за своих предков, помогает восстановить связь поколений. Изучение истории страны на примере своей малой родины, своей семьи придает этому процессу личную значимость, мотивирует учащихся к более глубокому проникновению в суть исторических процессов. Исследовательская работа по краеведению с одной стороны помогает детям реализовать свои интересы, а с другой стороны раскрывает новые страницы в летописи родных мест, что является важнейшими особенностями школьного краеведения. Эта деятельность способствует воспитанию патриота своей страны, что сделать в наше непростое время сложно, но очень важно. Многое в этой работе зависит от личности педагога, который должен сам быть заинтересованным в открытии новых знаний, быть увлеченным человеком, постоянно совершенствоваться и духовно расти. Важно заинтересовать ребят историей родного края, развить этот интерес. Кроме этого педагог должен обладать компетенциями в области организации исследовательской деятельности, чтобы направить деятельность учащихся в нужное русло. При этом педагогу не нужно забывать, что исследовательская деятельность учащихся есть творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача между ними культурных ценностей, результатом чего является, в том числе, формирование научного мировоззрения.

Мой опыт организации исследовательской работы насчитывает более 10 лет и более 10 подготовленных учащимися краеведческих работ. Большая часть из них опубликована в районной газете «Авангард» и в сборниках работ краеведов Заволжского района Ивановской области. Учащиеся выступали с этими работами в различных конкурсах: краеведческих чтениях районного и областного уровня, межмуниципальных чтениях имени Г.И. Невельского, региональных чтениях им. Д.Г. Бурылина, всероссийских чтениях исследовательских работ им. В.И. Вернадского, региональном и всероссийском этапах конкурса «Юный архивист». С каждым новым исследованием мы совершенствовались, накапливали опыт, учились на своих ошибках. В результате работы становились всё более качественными и получали все больше признания у конкурсного жюри.

Конкурсы исследовательских и творческих работ способствуют разностороннему развитию личности участников, помогают выявить перспективных одаренных детей и подростков. Задача педагогов и научных руководителей учащихся – дать возможность воспитанникам реализовать себя в полной мере. На них ложится большая ответственность в подготовке своих учеников. Не секрет, что ошибки и недоработки руководителей рикошетом ударяют по детям во время соревнований.

В начале, в 2005-2006 году, когда мы готовили своё первое исследование, трудно было найти качественные рекомендации по подготовке работы. Был собран материал, но оформить его должным образом мы не могли. Но участие в краеведческих чтениях позволило приблизиться к пониманию того, как нужно подходить к этой работе. Со временем, с опытом, с учетом непосредственных рекомендаций, критики членов жюри мы стали допускать все меньше ошибок. Исследовательская деятельность учащихся приобрела логичность, структурность, целостность и презентабельность.

На своём опыте мы убедились, что для организации учебно – исследовательской работы, необходимы такие компоненты как формулировка темы, выявление проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановка цели и задач, определение методов проведения исследования, в том числе подбор и изучение литературы и источников.

Формулировка темы находится в прямой зависимости от содержания исследования. Тема – это определение его сути. Для того, чтобы сформулировать тему, необходимо, прежде всего, выявить проблему, определить объект и предмет исследования. Стержнем исследования является объект исследования, который и определяет его тему. Продуманный выбор темы предопределяет успешное ее исполнение и приносит не только моральное удовлетворение учителю и ученику и пользу обществу, но побуждает ученика идти дальше по пути научного поиска. Педагог помогает определить тему, наметить объект исследования, виды и методы работ. При выборе темы следует исходить из возможности ее освоения школьником. Она должна быть мало или совсем не изученной. Необходимо, чтобы ученик, работая над выбранной темой, мог проявить свои творческие способности, внести пусть и не большой, но реальный вклад в изучение своей родины и сделать свое первое открытие. Тема должна быть обеспечена разнообразными видами источников, которые в процессе исследования выявит и изучит юный краевед. Выбор темы – это тот этап, на котором руководство просто необходимо, хотя и важно использовать возникший интерес исследователя к предмету исследования. То есть тема для исследователя должна быть личностно значима, например, родственные связи с участниками изучаемого события (краеведческая работа «Мой прадед – герой» об участнике Великой отечественной войны, краеведческая работа «Из истории Чегановского колхоза имени 17 партсъезда» - прадед исследователя – Герой Социалистического труда, и др.) Объектом исследования является процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Объект фиксирует существование явлений, их свойств, связей и законов развития. Например, объектом в историко – родословном, историко – биографическом исследовании может быть сам процесс исследования, а также генеалогия или биографика как специальные исторические дисциплины, изучающие разные аспекты развития и деятельности человечества и человека.

Объект и предмет исследования относятся между собой как общее и частное. Предмет исследования находится в границах объекта, является его стороной, аспектом или точкой зрения. Предметом исследования могут быть изучение личности и судьбы реального лица, конкретная родословная, генеалогическое древо рода.

Следующим компонентом процесса исследования является постановка цели и задач. Цели исследования это его конечный желаемый результат, решение учебной проблемы, к чему в итоге следует прийти. Формулировка задач исследования необходима для конкретизации цели исследования. Задачи могут быть направлены на анализ, обобщение, выявление, обоснование, разработку, оценку отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы.

Важным, хотя и не обязательным, элементом исследовательской работы является формулировка гипотезы исследования, которая в ходе работы либо доказывается, либо опровергается, что помогает, в дальнейшем, легко справится с формулировкой вывода.

Отбор методов исследования является очень важным этапом работы. Понятие методика исследования включает в себя совокупность различных методов, приемов, способов для систематического, последовательного осуществления исследования. Методы исследования – это способы, приемы, при помощи которых осуществляется исследование. Они заключаются в поиске нового знания или возможности применения старого знания в новых условиях. Существуют следующие виды методов проведения исследования:

1.  Накопление научного материала: изучение литературы и источников; ознакомление с историей и теорией вопроса, достижениями в смежных областях; консультация; наблюдение.

2.  Осмысление собранного материала: сравнение; измерение; анализ и синтез; обобщение; аналогия; моделирование.

3.  Проверка и уточнение фактов: критика, уточнение сделанных выводов, корректировка; обсуждение результатов; эксперимент; проверка на практике.

Можно классифицировать следующие виды источников исследования: письменные (печатные и рукописные: книги, журналы, газеты, мемуары, документы личные и общественные и др.), изобразительные(фотографии, рисунки, плакаты, географические карты и др.), вещественные (предметы быта, изделия народных промыслов, семейно – вещевые реликвии и др.), устные (беседы, интервью и др.), технотронные (аудиовизуальные, видеовизуальные, мультимедийные или компьютерные) и комплексные (предметы, содержащие элементы источников разных видов).

Наиболее стимулирует интерес исследователя, на мой взгляд, общение с носителями интересующей его информации: беседы с родственниками, посещение земляков на дому, когда они могут не только услышать ответы на интересующие его вопросы, но и познакомиться с семейным архивом. В данном случае интерес могут представлять фотографии, документы, награды, уникальные предметы, полученные в качестве подарков или приобретённые в особых обстоятельствах и др. Другой, не менее значимый метод – полевые исследования: посещение интересующих мест, с которыми связан предмет исследования, например, заброшенные деревни или, напротив, восстановленная церковь и др. Большое внимание своих подопечных я стараюсь обращать на посещение архивов с целью изучения архивных документов по теме.

Когда основная работа по сбору, уточнению, систематизации материала завершена, начинается этап подготовки работы для её представления – презентации. Итогом становится написание текста работы. Составляется план, в соответствии с которым излагается наработанный материал с учетом требований, которые предъявляются к исследовательским работам: раскрыть мотивы, побудившие к краеведческому исследованию, сформулировать цель работы, представить методы исследования, выводы и результаты, отобрать и логически представить в качестве приложений иллюстративный, оформленный в виде схем, диаграмм, письменный материал, не вошедший в текст работы, указать на возможность использования в учебном процессе и дальнейшие перспективы краеведческой работы. Презентация может сопровождаться мультимедийной презентацией или стендом, которые дают возможность присутствующим на выступлении в качестве зрителей и жюри лучше разобраться в представляемой проблеме. В компетенции педагога подготовить ученика к выступлению, ориентируя его прежде всего на регламент выступления, на необходимость отвечать на возникшие у слушателей вопросы, то есть на те моменты, которые помогут ученику представить своё исследование в более выгодном свете.

В итоге хочется сказать, что сегодняшние выпускники школы - вчерашние юные исследователи активно применяют полученный опыт в дальней шей учебе и трудовой и творческой деятельности.