УДК 376
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Пчельникова Евгения Михайловна
Ассистент кафедры «Дефектология и инклюзивное образование» ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
г. Ростов-на-Дону
E-mail: pchelnikovа-e@mail.ru
Копылова Ольга Викторовна
Директор МБОУ СОШ № 1 Аксайского района Ростовской области
E-mail: [email protected]
Статья знакомит с особенностями организации процесса обучения для лиц с задержкой психического развития в МБОУ СОШ № 1 Аксайского района Ростовской области. Также рассмотрены отечественные литературные источники, освещающие варианты организационных форм образования.
Ключевые слова: обучающиеся с задержкой психического развития, специальные условия, интегрированное обучение, инклюзивное образование.
Одним из приоритетных вопросов российского образования является обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ), детей – инвалидов.
Право на образование является конституционным. Не может стать препятствием на пути его реализации наличие у ребенка умственного или физического недостатка.
Замминистра просвещения РФ Денис Грибов, выступая на Съезде руководителей коррекционных школ, проходившем в марте 2024 года в городе Москве, отметил, что в настоящее время в России около миллиона детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья получают образование в школах, причём почти половина из них – в коррекционных школах, другая часть - инклюзивно, то есть в общеобразовательных школах [2].
Одной из таких общеобразовательных школ в Ростовской области является муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района средняя общеобразовательная школа № 1 (далее – МБОУ СОШ № 1 Аксайского района). В данном образовательном учреждении помимо основных образовательных программ активно реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ, проживающих в городе Аксае.
Цель настоящей статьи – рассмотреть модели организации обучения детей с задержкой психического развития в МБОУ СОШ № 1 Аксайского района.
Состав обучающихся с ОВЗ в школе довольно разнообразен. Наиболее многочисленной является группа детей с задержкой психического развития (далее - ЗПР). Данную группу детей относят к группе «риска». Вместе с тем, при должном внимании со стороны педагогов, квалифицированной коррекционной помощи дети довольно успешно осваивают программу обучения. В настоящее время в школе функционируют 4 специальных класса для таких детей. В литературе данная модель организации образования называют интегрированной [1].
Кроме того, значительное количество учеников с ЗПР в МБОУ СОШ № 1 Аксайского района обучаются в классах совместно с обучающимися, не имеющими недостатков в развитии. Эту модель в литературе называют подлинной инклюзией. В частности, Д.З. Ахметова и Л.Р Фазлеева отмечают, что только в этом случае дети с ОВЗ равны и в образовательном процессе, и в иных видах деятельности, и только при полной инклюзии возможна 100-% социализация детей с ОВЗ [1].
Вместе с тем, ряд педагогов, учёных и практиков считают, что при инклюзивном обучении дети с ЗПР растворяются в массовых классах и адекватной коррекционной помощи не получают. Л.В. Смирнова полагает, что в связи с тем, что в одном классе дети обучаются по разным образовательным стандартам качество работы учителя снижается. Обучение детей с ЗПР – это очень сложный процесс, требующий коррекционных технологий. Только обучение в специальном классе специально подготовленным учителем может компенсировать недостатки в развитии таких детей и овладеть школьными знаниями [4].
Как было сказано выше, дети с ЗПР в МБОУ СОШ № 1 Аксайского района обучаются как в специальных коррекционных классах, так и инклюзивно - в обычных классах.
Младшие школьники с ЗПР, получающие начальное общее образование, могут осваивать два варианта ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР: вариант 7.1 и вариант 7.2.
Как бы не было организовано обучение детей с ЗПР, в специальных классах или инклюзивно, им обеспечивается комплексное психолого-педагогическое и социальное сопровождение, которое включает психолого-педагогическое обследование ребенка, мониторинг динамики развития и успешности в освоении АООП НОО. Данное сопровождение осуществляются коррекционными педагогами и социальным педагогом.
Динамика развития каждого ребенка отражается в его дневнике наблюдений, который регулярно заполняется специалистами и классным руководителем. Ежегодно составляется индивидуальная карта (программа) психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребёнку. Также заполняется карта психолого-педагогического и медико-социального развития ребёнка.
На специальных коррекционно-развивающих занятиях (логопедических, психокоррекционных) осуществляется коррекция нарушений психофизического развития обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала. На логопедических занятиях проводится работа по преодолению нарушений устной речи, а также профилактике и преодолению таких расстройств письменной речи как дисграфия, дислексия, дизорфография. Также коррекционно-развивающую направленность имеют специально организованные занятия по ритмике, которые направлены на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности детей, развитие у них координации движений и улучшение осанки ребёнка. Дополняют перечисленные виды коррекционной работы занятия с учителем по восполнению пробелов по русскому языку и математике, а также по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.
На уровне основного общего образования в МБОУ СОШ № 1 также обучаются дети с ЗПР как в режиме полной инклюзии, то есть в классах вместе с нормативно развивающимися сверстниками, так и в специальных классах. На данном уровне в настоящее время организовано три специальных класса.
При организации обучения таких подростков обязательно учитывается специфика усвоения ими учебного материала, обусловленная особенностями их эмоционально-волевой и личностной сферы, познавательной активности. Для всех подростков с ЗПР характерны различные трудности. Прежде всего, это трудности произвольной саморегуляции, неравномерное качество становления ВПФ, дефицит познавательных и социально-перцептивных способностей.
Для успешного освоения обучающимся ФАОП ООО (вариант 7) в школе также успешно функционирует система комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательно-коррекционного процесса. Обучающиеся проходят стартовую диагностику в начале 5 класса. Далее осуществляется мониторинг динамики их развития.
С целью преодоления или ослабления нарушений познавательного и речевого развития подростков с ЗПР для них организованы психокоррекционные и логопедические занятия. Психокоррекционные занятия направлены на развитие и коррекцию различных сфер, обучающихся: познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной. Формирование речевой компетенции подростков с ЗПР проводится на логопедических занятиях, где осуществляется развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса, преодоление или ослабление нарушений чтения и письма.
Для преодоления образовательных дефицитов подростков с ЗПР также проводятся занятия предметной направленности с учителями-предметниками, в частности, по восполнению пробелов по русскому языку и математике. Данные занятия помогают успешно освоить ФАОП ООО.
Основываясь на опыте организации образования детей с ЗПР полагаем необходимым отметить, что инклюзивное обучение может быть эффективно для детей, которые близки к возрастной норме психофизического и речевого развития. При этом им создаются специальные условия обучения.
Однако, если у ребёнка уровень развития несколько ниже возрастной нормы, отмечаются нарушения познавательных процессов, умственной работоспособности, эмоционально-волевой сферы, то обучение инклюзивно в обычном классе для него может быть неэффективным. Таким детям желательно обучаться в специальном коррекционном классе, где учеников обычно 8-12 человек. Здесь легче создать благоприятные условия для удовлетворения особых образовательных потребностей таких детей и подростков: обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды с учётом быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса. Именно при организации обучения в специальном классе легче организовать процесс обучения таких детей с учётом специфики усвоения ими знаний, умений и навыков, обеспечить непрерывный контроль за становлением учебно-познавательной деятельности обучающихся, оказывать постоянную помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний.
Открыть путь к получению качественного образования обучающимися с ЗПР возможно только удовлетворяя их особые образовательные потребности.
Что же касается социализации детей с ЗПР, обучающихся в специальных классах, то она успешно осуществляется путём их участия в общешкольных воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Совместный досуг формирует такие необходимые качества личности, как социальная компетентность, толерантность. Опыт взаимодействия обучающихся без особенностей в развитии и обучающихся с ОВЗ способствует формированию у первых альтруистического поведения, эмпатии и гуманности, что неоднократно отмечается в специальной литературе [3].
Таким образом, в МБОУ СОШ № 1 Аксайского района на сегодняшний день реализуются разнообразные организационные формы образования детей и подростков с ЗПР. Также в должной степени осуществляется психолого-педагогическое сопровождение таких обучающихся. Школа осуществляет свою деятельность в русле Приоритетных направлений развития образования, обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года, утвержденных 30.12.2022 г. Министром просвещения Российской Федерации С.С. Кравцовым, где одним из важнейших направлений указаны реализация разнообразных форм образования (в инклюзивных классах, в отдельных классах) и совершенствование психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ и инвалидам [5].
Список использованных источников:
Ахметова Д.З., Фазлеева Л.Р. Модели обучения и социализации лиц с ОВЗ и/или инвалидностью: исследование готовности педагогов республики Татарстан // Педагогическое образование и наука. – 2023. - № 2. – С. 98-104.
Минпросвещения: школьное образование в РФ получает более 1 млн ребят с инвалидностью // Учительская Россия https://uchitelskaiarossiya.ru/minprosveshheniya-shkolnoe-obrazovanie-v-rf-poluchaet-bolee-1-mln-rebyat-s-invalidnostyu/, дата обращения 14.03.2024.
Слепухина Г. В., Маметьева О. С., Степанова О. П. Инклюзивное образование как основа профилактики сегрегации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 4 (46). - С. 360-370.
Смирнова Л.В. Актуальные проблемы специального образования: анализ ошибок и пути преобразований // Коррекционно-педагогическое образование. - 2022. - № 4(32). - С. 5-18.
Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года [утв. Минпросвещения России 30.12.2022] // Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации https://docs.edu.gov.ru/document/2b0a9c8ee9a3ca41fee3c116e3a6be67/, дата обращения 05.04.2024.
THE EXPERIENCE OF ORGANIZING THE EDUCATION OF PEOPLE WITH MENTAL RETARDATION IN SECONDARY SCHOOLS
Pchelnikova Evgeniya Mikhailovna
Kopylova Olga Viktorovna
The article introduces the peculiarities of the organization of the learning process for people with mental retardation in MBOU Secondary school No. 1 of the Aksai district of the Rostov region. Domestic literary sources covering variants of organizational forms of education are also considered.
Keywords: students with mental retardation, special conditions, integrated learning, inclusive education.
Заявка
Название конференции | II Международная научная конференция «Социально-гуманитарные дискуссии XXI века в мировом современном обществе» |
Фамилия, имя, отчество автора (соавторов) (полностью) | Пчельникова Евгения Михайловна, Копылова Ольга Викторовна |
Название статьи | ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ |
Название секции | Педагогические исследования современности |
Место работы (учебы) (полностью) | ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» (Пчельникова Е.М.) МБОУ СОШ № 1 Аксайского района Ростовской области (Копылова О.В.) |
Должность, ученая степень, звание | Ассистент кафедры «Дефектология и инклюзивное образование» (Пчельникова Е.М.) Директор школы (Копылова О.В.) |
Необходимость в справке о публикации (100 руб.) | 1) Пчельникова Евгения Михайловна 2) Копылова Ольга Викторовна |
Необходимость в получении сертификата участника конференции. (150 руб.) | нет |
Диплом участника конференции (200 руб.) | 1) Пчельникова Евгения Михайловна 2) Копылова Ольга Викторовна |
Благодарность научному руководителю. (200 руб.) | нет |
E-mail для связи | [email protected] |