СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт организации проектной и исследовательской деятельности в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многочисленными исследованиями в области педагогики и психологии доказано, что именно исследовательская деятельность в наибольшей степени развивает способность человека мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал.

Просмотр содержимого документа
«Опыт организации проектной и исследовательской деятельности в начальной школе.»

Опыт организации проектной и исследовательской деятельности

в начальной школе.

Представляя тему «Организация проектной и исследовательской работы в начальной школе», хочу обратиться к теоретическому аспекту данного вопроса. Многочисленными исследованиями в области педагогики и психологии доказано, что именно исследовательская деятельность в наибольшей степени развивает способность человека мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом на ранних этапах становления личности: к шести годам – более чем на треть, к восьми – наполовину, а к двенадцати годам – на три четверти. Поэтому именно на первой ступени обучения необходимо активно приобщать школьников к проектной и исследовательской деятельности. Начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность, я считаю, нужно обязательно, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

В практику учителей нашей школы метод проектов вошел давно, он выступает и как технология, и как элемент содержания образования. Но, несмотря на то, что педагоги все чаще обращались к проектной и исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности, многие из них отмечали, что в большинстве случаев проектная деятельность учащихся не вполне самостоятельна. По наблюдениям руководителей проектных и исследовательских работ многие учащиеся не умели самостоятельно выбрать тему, выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать свою деятельности и формулировать цели. Одной из причин данных проблем было то, что не все школьники были обучены проектной и исследовательской деятельности. В большинстве случаев они пользовались предложенным учителем алгоритмом без предварительной подготовки, не имея базовых знаний и умений, относящихся к проектной и исследовательской деятельности.

Раньше я считала, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками, как мне казалось, заниматься проектной деятельностью достаточно сложно физически, пока не попробовала сама. Это оказалось настолько увлекательно! Я поняла, что для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени. Младшие школьники это потенциальные будущие «исследователи и научные работники». Пока они ещё учатся в начальной школе, но их исследования не менее важны, по крайней мере, для них самих. Исследовательскую работу я начала во 2 классе. Своих учеников и их родителей познакомила с технологией проектной деятельности, показала образцы проектов, создала памятку для родителей. В каждом классе появились коробки «Почемучки». Ребята написали волнующие их вопросы на листочки и положили в эти коробки. В конце недели, вместе искали на них ответы. Вот таким образом появились темы для проектной деятельности. Сначала мы выполняли коллективные проекты. Хочу остановится на наиболее ярких работах: «Мой режим дня», «Животные нашего края», «Наши домашние питомцы», «Как выращивать витамины на подоконнике». В год 70-летия Победы готовили научно-исследовательский проект «Герои –антифашисты». Каждый ученик изучал то, что для него интересно и значимо. Дети с большим интересом исследовали повадки и характер животных. Им были интересны темы космоса, природные явления, многие хотят знать про динозавров. Конечно, работы детей в этом возрасте похожи на реферат, где они описывают то, что прочитали в книгах, журналах, Интернете, хотя я стараюсь научить их наблюдать, проводить исследования. Но все равно они - исследователи, первооткрыватели! У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Опираясь на новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, можно четко сформулировать, что цель современной школы - не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях дальнейшей жизни.

В  нашей Салмановской школе проводится ежегодно научно-практическая  конференция  «Малая академия». Участвуя в конференциях, мы  получаем опыт публичного выступления, возможность научиться предъявлять себя в сложных обстоятельствах. Ежегодно школьные проекты участвуют в районных «Шаг науке- путь к успеху», областных научно-практических конференциях. Организацией проектной и исследовательской деятельностью занимаюсь с 2011 года. В течение 9 лет помогаю учащимся попробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности, раскрыть свой талант и найти себя, сформироваться свободными личностями. В своей педагогической деятельности я осуществляю работу по этому направлению в рамках урочной деятельности со всеми учащимися и внеурочной деятельности, с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы. Под моим руководством учащиеся начальных классов успешно реализуют себя в роли исследователей. Об этом свидетельствуют результаты школьного и заочного районного, областного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Малая академия».

Учеб-ный год

Тип мероприятия

Тема проекта

класс

результат

2011

Зональный этап конкурса младших школьников «Малая академия -2011»

Районный фестиваль «Первые шаги к науке»

«Для чего колесо хомякам» Малинкина Александра

2

1 место

Сертифи-кат

2012

IV региональный экологический фестиваль «Чистота родного края»

«Самый чистый снег»

Тихонов Никита

2

Сертифи-кат

2013

Зональный этап конкурса младших школьников «Малая академия -2013»

Музеркин Кирилл

«Мой режим дня»

3

2место

2014

Зональный этап конкурса младших школьников «Малая академия -2014»

Малинкина Александра

«Болотная черепаха»

Мигина Виктория

2

Сертифи-ат



2 место

2015

Зональный этап конкурса младших школьников «Малая академия -2015»

«Классная школьная форма!»

Сафин Рамиль

2

Сертифи-кат

2016

Зональный этап конкурса исследований младших школьников «Малая академия-2016»

«Как влияет музыка на человека»

Сафин Рамиль

3

Диплом 2 степени

2017

Зональный этап конкурса младших школьников «Малая академия -2017»

«Тайна снежинок нашего двора»

Насибуллин Н.

4

Диплом 1 степени

2017

Региональный конкурс исследований младших школьников «Малая академия»

«Тайна снежинок нашего двора»

4

Сертифи-кат

2019

Региональный конкурс исследований младших школьников «Малая академия – Новый формат»

«Снеговик, снеговик, ты откуда здесь возник?»

Музеркина Ирина

Немцев Евгений

2

Диплом победителя

Работы учеников можно увидеть в разных печатных продукциях. Например: Материалы научно практической конференции «Мы– исследователи», журнал «Симбик». Но это не главное в моей работе. Главное, на мой взгляд, это видеть, какую радость испытывают ученики, когда они находятся в поиске вместе с одноклассниками, учителем, родителями; следить за работой мысли ребят, направлять их по пути познания, а иногда просто не мешать, отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.

Кроме индивидуальных проектов, практикую совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями. В ходе реализации исследовательской и проектной деятельности младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектно-исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Как правило, у детей не вызывает затруднений этап сбора информации. Другое дело, что не всегда эта информация является ценной для данной работы. Проведение опытов и экспериментов вызывает наибольший интерес и эмоциональный подъём при изучении темы. Самым сложным этапом в работе над исследованием является обработка полученных данных и представление их в виде готового продукта. Эта работа в начальной школе, как правило, ложится на плечи учителя. Самостоятельно обработать информацию, представить её в виде структурированного текста, создавать презентацию, сопровождающую теоретический материал, учащимся младших классов не под силу. Вот тогда родители и становятся активными помощниками учителя. Совместно с родителями ребята защищали такие проекты как «Буква моего имени», «Моя семья», «Мой папа когда-то был солдатом». Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, отмечаю памятными подарками. При этом не забываю, что в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Помимо личных призов стараемся с родителями приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие или угощение сладостями.

За годы педагогической деятельности мною наработаны  методические материалы проектной и исследовательской деятельности. При  выполнении каждого нового проекта мы решаем несколько интересных,  полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение  координировать свои усилия с усилиями других детей. Чтобы добиться  успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью  проделывать конкретную работу. Моя задача  состоит в том, чтобы найти и  организовать интересные формы процесса познания мира. Включение  школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать,  предвидеть, и, главное, происходит интенсивное развитие детей. Участие в  конкурсах, конференциях способствует развитию ценностного,  интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, способствует формированию предметных  умений и универсальных учебных действий. 



Список литературы:

1.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

2.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

3.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.

4.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.





2