СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт «Организация модульного принципа в педагогическом процессе по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный опыт доказывает необходимость организации модульного принципа в педагогическом процессе по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах  и дорогах. 

Просмотр содержимого документа
«Опыт «Организация модульного принципа в педагогическом процессе по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах».»


Управление образования

администрации ЧЕРНЯНСКОГО РАЙОНА


«Организационно – методический информационный центр»










ОРГАНИЗАЦИЯ МОДУЛЬНОГО ПРИНЦИПА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ










Туренко Валентина Ивановна, воспитатель,

МБОУ «СОШ №4 п. Чернянка Белгородской области», структурное подразделение: Детский сад «Алёнушка»











Чернянка

2018



СОДЕРЖАНИЕ




Информация об опыте…………………………………………………..….3-8

Технология описания опыта…...…………………………………………..9-12

Результативность опыта ….……………………………………………….13-14

Библиографический список ………………………………........................15





























РАЗДЕЛ I

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения и становления опыта

Становление опыта происходило на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №4", структурное подразделение: Детский сад «Алёнушка», расположенной на территории п. Чернянка Белгородской области, которая является социокультурным центром микрорайона.

В учреждении созданы все условия для эффективного обучения и воспитания детей.

Одной из задач реализации основной общеобразовательной программы учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей и, как следствие, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Детский сад расположен в микрорайоне улицы Кольцова. Вблизи находится проезжая дорога. Большинство дошкольников проживают в благоустроенных домах, на улицах которых часто наблюдается большой поток транспортных средств. Придя домой из детского сада и в выходные дни, дети гуляют, катаются на велосипедах во дворах, где их подстерегает опасность пострадать от проезжающего во дворе транспорта.

Все выше сказанное обуславливает повышенное внимание к проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему. Рост количества машин на улицах населенного пункта, увеличение скорости их движения, растущие пробки на дорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.

Профилактика дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Формировать у детей навыки правильного поведения на улицах начинать надо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны; правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании. Нет единой системы по обучению детей правилам дорожного движения, охватывающей все стороны деятельности дошкольников.

Началом работы над проблемой стал детальный анализ образовательного процесса по обучению правилам дорожного движения и диагностика знаний детьми правил дорожного движения.

По результатам опроса «Знание детьми дошкольного возраста правил дорожного движения» (автор Т.И. Данилова) было выявлено, что у 15,3 % детей преобладает высокий уровень освоения правил дорожного движения. (Приложение №1) Знания этих детей устойчивы, они проявляют смекалку в нахождении правильного решения в создавшихся ситуациях, у детей сформировано сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения. Средний уровень овладениями навыками безопасного поведения показали 33,6% дошкольников. У них есть знания, но они недостаточно устойчивы, еще не сформирована осознанная необходимость выполнения правил дорожного движения. У 51,1% детей имеются лишь первоначальные представления о правилах дорожного движения.

Анализ первичной диагностики показал, что необходима разработка и внедрение системы занятий, которая сделает обучение дошкольников навыкам безопасного поведения на улице более интересным, позволит реализовать принцип обучения в игре и поднимет уровень знаний детьми правил дорожного движения. 

Именно это и привело к углубленной работе над темой: «Организация модульного принципа в педагогическом процессе по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах».

Актуальность опыта

Актуальность опыта подтверждается обоснованием Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования вопроса охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, требованиями программы к содержанию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», одной из задач которой является формирование основ безопасности дорожного движения.

Анализ существующих программ обучения детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения показал, что они являются составной частью общей программы воспитания детей. Все занятия по обучению правилам дорожного движения напоминают школьную модель обучения, а игра, как основной вид деятельности дошкольного возраста, теряет свою значимость и важность. Отказ от главного принципа дошкольной педагогики – обучение в процессе игры, ведет к потере устойчивого интереса к занятиям, инициативы, любознательности и самостоятельности дошкольников.

Данные анализа свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения системы занятий, которая сделает обучение дошкольников правилам дорожного движения более интересным, позволит реализовать принцип обучения в игре и поднимет уровень знаний детьми правил дорожного движения. 

По мнению автора, актуальность создания модульного курса «Маленькие пешеходы» (Приложение №2) обусловлена: 

- резким ростом автомобилизации;

-лидирующим местом травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий в общем списке;

- отсутствием у дошкольников осознанной необходимости выполнения правил дорожного движения. 

В настоящее время при планировании воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ необходимо учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Цели и задачи содержания дошкольного образования по формированию безопасного поведения должны решаться и в ходе реализации других образовательных областей. Причем все предлагаемые ребенку задания должны носить практико – ориентированный характер и быть жизненно обусловленными, формировать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у детей соответствующей мотивации в образовательном процессе.

Современная педагогическая и учебно – методическая литература предлагает педагогу дошкольного образовательного учреждения разнообразные методики формирования основ безопасности дорожного движения. Однако, в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, учитывающих принцип интеграции, позволяющих обеспечить эффективность этого процесса в дошкольном возрасте.

Таким образом, в массовой практике при реализации данного направления встречаются следующие противоречия:

- между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к содержанию образовательной области «Социально - коммуникативное развитие», одной из задач которой является формирование основ безопасности дорожного движения и недостаточной проработкой этого вопроса в условиях дошкольного учреждения;

- между необходимостью формирования навыков безопасного поведения у детей и не приспособленностью правил дорожного движения к психофизиологическим особенностям детей дошкольного возраста;

-между высоким уровнем ДТП с участием детей и неосознанным отношением родителей к проблеме обучения детей безопасному поведению на дороге.

Все изложенное приводит к осознанию того, что необходим качественно новый подход к формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

1.3 Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании логически обоснованной системы работы по основам безопасности жизнедеятельности детей, посредством модульного принципа в реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и интеграцию других образовательных областей, которая способствует получению дошкольниками устойчивых навыков поведения в повседневной жизни при опасных ситуациях, обеспечивает сохранение их жизни и здоровья.

1.4 Длительность работы над опытом.

Работа над опытом охватывает период с сентября 2016 года по май 2018 года и разделена на несколько этапов.

1.5 Диапазон опыта.

В опыте описывается модульный курс работы педагога по формированию у дошкольников безопасного поведения на дорогах через реализацию модульного курса «Маленькие пешеходы» (Приложение №2) в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и других образовательных областей, направленных на расширение знаний по данной проблеме среди детей, педагогов и родителей.


1.6 Теоретическая база опыта.

Разрабатывая собственные подходы к воспитанию у детей основ безопасности жизнедеятельности, автор проанализировал существующие основные и дополнительные программы развития, воспитания и образования дошкольников с точки зрения представления в них данной проблемы («От рождения до школы» (под редакцией Веракса Н.Е.), «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и др.).

При работе над темой опыта, автор опирался на позиции Н.Н. Авдеевой, А.А. Баранова, В.Г. Каменской, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Они утверждают, что в дошкольный период начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде. Анализ исследований показывает, что в качестве специфического компонента образования, который направлен на подготовку человека к безопасному существованию в окружающей среде, должен выступать опыт безопасного поведения.

Проблеме модульного принципа в последнее время уделяется значительное внимание. Согласно анализу научно – методической литературы, ученые, педагоги – практики ищут адекватные, обоснованные, эффективные пути применения интегрированных технологий на различных этапах всей системы образования от детского сада до вуза.

Модульный курс по обучению дошкольников правилам дорожного движения основывается на принципах: 

-обучение в процессе игры, как главного принципа дошкольной педагогики;

-модульный принцип построения образовательной программы, позволяющий использовать ее как часть программы по основам безопасности детей дошкольного возраста, направленной на развитие у детей осознанного выполнения правил дорожного движения; 

- последовательности - любая ступень в обучении ребенка правилам дорожного движения опирается на уже усвоенное в предыдущем модуле.

В толковом словаре С. И. Ожегова термин «модуль» определяется как унифицированный, функционально законченный узел, оформленный конструктивно как самостоятельное изделие.

Термин «модульный принцип организации педагогического процесса» предложен А. И. Ивановой. Это – «объединение занятий между собой на основе какого-либо сюжета, делающий педагогический процесс более интересным и содержательным».

В основу опыта легли труды А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина «Психология детей дошкольного возраста», авторские пособия А.И.Ивановой «Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ», Т.Ф. Саулиной «Три сигнала светофора», Л.А. Вдовиченко «Ребенок на улице», Т. И. Даниловой «Программа Светофор» (обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения).

В исследовательской деятельности за основу взята идея Н.Н. Поддъякова, который предложил «создавать программу (т.е. систему работы) таким образом, чтобы конкретные знания, получаемые детьми, выстраивались вокруг центрального звена, основу которого составляют важнейшие связи и зависимости в той или иной области». Ценность идеи состоит в использовании сюжета, который объединяет все занятия модуля и развертывается на протяжении долгого времени.

Идея А.И.Ивановой о том, что модульный принцип организации педагогического процесса позволит реализовать принцип обучения в игре, тем самым сделать его интересным для детей, легла в основу разработки тематики модуля, его структуры.

Рекомендации что все обучение правилам дорожного движения должно быть направлено на повышение интереса к проводимым занятиям и требует от воспитателей четкого подбора необходимого наглядного и игрового материала, взяты из авторского пособия Т.Ф. Саулиной «Три сигнала светофора».

Автор пособия «Ребенок на улице» Л.А. Вдовиченко считает, что «, во-первых, надо дать сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, в-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность». На основе этих идей были объединены усилия педагогов дошкольного учреждения для обеспечения условий по формированию навыков безопасного поведения.

Определенное количество занятий, дидактических игр, развлечений, викторин, пословиц были заимствованы из методического пособия Т.И. Даниловой «Программа Светофор» (обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улице через систему организации педагогической деятельности на модульном принципе.

Достижению этой цели служит решение задач по изучению правил дорожного движения: 

- создание условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения через интеграцию разнообразных видов деятельности (игровой, познавательной, продуктивной); 

- повышение устойчивого интереса к занятиям по изучению правил дорожного движения;

- закрепление знаний у детей по дорожной тематике, формирование полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице.

Однако, исследований, посвященных применению модульного принципа в формировании навыков безопасного поведения на дорогах, недостаточно. Нет обоснований применения модульного принципа в данном направлении, дозированности материала в рамках модульных занятий, форм и методов организации детей на основе интеграции, учета особенностей развития психики ребенка, требований к образованию, мастерству педагогов, осуществляющих программу по основам безопасности дорожного движения на основе модульного подхода. Практический опыт, приобретенный при работе в сфере дошкольной педагогики, позволяет заключить, что такой подход обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы работы по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма.

Все это и определило выбор темы настоящего опыта работы.

Новизна опыта заключается в разработке и реализации модульного принципа по обучению дошкольников навыкам безопасного движения по улице на основе интеграции всех видов деятельности, создание системы взаимодействия педагогов и детей.

























РАЗДЕЛ II

ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА.

Цель и задачи педагогической деятельности.

Целью педагогической деятельности является повышение эффективности педагогического процесса по обучению дошкольников навыкам безопасного движения на улице посредством организации модульного принципа.

Достижению этой цели служит решение задач:

-на основе теоретического изучения психолого-педагогической литературы уточнить сущность понятий: «модульный принцип организации педагогического процесса», «безопасное поведение на улице»;

- определить у дошкольников уровень сформированности навыков культурного поведения в дорожно – транспортной среде;

- разработать модульный курс «Маленькие пешеходы», направленный на совершенствование педагогического процесса по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения;

- доказать опытно-экспериментальным путем возможность и необходимость использования модульного принципа по обучению дошкольников безопасному движению по улице;

- повысить уровень знаний у детей по дорожной тематике, формировать навыки и привычки безопасного поведения на улице.

На различных этапах работы и при решении отдельных задач использовался широкий спектр методов:

-теоретические (анализ, сравнение, обобщение, моделирование);

-эмпирические (наблюдение, беседа, анализ продуктивной деятельности, анкетирование).

Организация образовательного процесса в ходе модуля осуществлялась в следующей последовательности:

- проведение опроса «Знание детьми дошкольного возраста правил дорожного движения»

- было определено содержание работы по проблеме обучения детей правилам дорожного движения;

-разработан модульный курс «Маленькие пешеходы», в который вошли 4 модуля:

  1. «Приключение автомобильчика».

  2. «Светофорчик».

  3. «Дорожная азбука».

  4. «Школа зеленого огонька».

Они определяют содержание работы с детьми по данному вопросу в группе;

-разработан и подготовлен наглядно-дидактический материал, соответствующий тематике модулей;

-обеспечено методическое сопровождение по обучению детей правилам безопасного поведения на улице.

Работа по обучению правилам дорожного движения в процессе модуля проводилась не в форме «прямого обучения», а в форме перманентной развивающей игры. Продолжительность определялась построением педагогического процесса в каждой возрастной группе, спецификой изучаемых понятий по дорожной азбуке. Игровая деятельность, беседы, экскурсии, обучающие игры с задачей решения проблемных ситуаций осуществляются в свободное время. 

Каждый модуль имеет свои цели, задачи, завязку и сюжет, вокруг которого объединяются занятия по дорожной безопасности по видам деятельности (познавательной, игровой, продуктивной). Он дает определенную сумму знаний по ПДД, необходимую именно в данной возрастной группе. Содержание модуля включает: в младшей группе формируется элементарные навыки поведения на дороге, умение различать виды транспорта, знакомство с понятиями улица, дорога, тротуар, светофор; в средней группе – знакомство с правилами перехода через улицу (пешеходный переход, изучение дорожных знаков «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно, дети!», «Наземный переход», «Подземный переход», правилами поведения в автобусе, закрепление знаний о видах транспорта, знакомство со значением тротуаров, ориентировка в пространстве поселка; в старшей группе – расширение знаний о безопасном поведении в транспорте, при езде на велосипеде, о дорожных знаках; в подготовительной группе – закрепление знаний детей о дорожных знаках, видах перекрестков, участниках дорожного движения, безопасном движении по улице. (Приложение №2)

В основе реализации модульного курса использовался принцип эмоционального восприятия, который позволил сделать педагогический процесс более интересным для дошкольников и реализовать принцип обучения в игре.

Направление, в котором реализуется модуль – это взаимодействие педагога и детей в процессе организации работы по обучению правилам дорожного движения.

Реализация каждого блока осуществляется через организацию занятий познавательного цикла, экскурсий, наблюдений, игровой, продуктивной, театрализованной, культурно – досуговой, самостоятельной деятельностей, разыгрывание дорожных ситуаций. Все занятия сохраняют форму занимательной, увлекательной игры. При отборе содержания этих занятий автор ориентируется на то, что обучение на модульной основе способствует формированию оптимальных взаимоотношений детей между собой, что ведет к становлению личностно-ориентированной модели обучения. 

Для закрепления знаний используются целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, сочинение сказок, моделирование ситуаций.

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью рисованием, аппликацией, ручным трудом), затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ. 

Заключительные занятия модуля организуются не в форме опроса, а в виде развлечений «Знакомим Лунтика с правилами дорожного движения» (Приложение №3), «Правила пешехода знай и уважай», «Город дорожных знаков», «Турнир знатоков по правилам дорожного движения» (Приложение №4).

Эффективности реализации поставленных задач способствовало создание предметно-развивающей среды в группе, которая включает:

  • уголок безопасности в группе;

  • наглядную агитацию;

  • познавательно- агитационные материалы.
    В процессе работы над модульным курсом педагогами разработан и подготовлен наглядно-дидактический материал:

  • настольно-печатные игры;

  • дидактические игры;

  • атрибуты для развлечений;

  • атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Транспорт»;

  • плакаты и иллюстрации, отражающие дорожные ситуации;

Была разработала система работы в рамках модульного курса «Маленькие пешеходы», направленного на организацию профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. (Приложение №2)

В процессе реализации модуля совместно с родителями организовывались акции: «Письмо водителю», «Шагающий Автобус» и другие, направленные на повышение эффективности работы ДОУ по обучению дошкольников навыков безопасного поведения на улице, на вовлечение родителей в педагогический процесс по обучению дошкольников правилам дорожного движения. (Приложения №5, №6) Темы акций отражали основные проблемы и вопросы, стоящие перед взрослыми, отвечающими за безопасность своих детей.

Акция «Пристегнись!» - проводилась с целью напоминания родителям о правилах перевозки детей в автомобиле. (Приложение №7). Она прошла в рамках тематической недели «Неделя Безопасности» (Приложение №9), где дети раздавали памятки о правильном перевозе детей в легковых машинах взрослым, которые на автомобиле подъезжали к воротам детского сада.

Акция «Засветись» (Приложение №8), была направлена на формирование у детей элементарных знаний о правилах дорожного движения, о предназначении светоотражающих элементов, видах фликеров.

Предлагаемый модульный курс по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге дает возможность реализовать принцип обучения в игре. Он направлен на повышение интереса дошкольников к изучению правил дорожного движения и воспитание дисциплинированного пешехода.







































РАЗДЕЛ III

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Автор добился значительных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных участников дорожного движения. Изучение данных о сформированности у детей навыков безопасного поведения проводилась с помощью диагностики модульного курса «Маленькие пешеходы», которая показала успешность выбранной системы.

Сравнительная диагностика по определению уровня знаний детьми правил дорожного движения за 2016 - 2018 годы показала, что у детей удалось сформировать навыки уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде. (Приложение №10)
















Дети приобрели умение предвидеть опасные ситуации и избегать их. Мониторинг работы показал, что дети способны осознавать и творчески разрешать под руководством педагога различные виды заданий, направленные на закрепление и расширение знаний детей о правилах дорожного движения. У 20,9% дошкольников сформированы основные навыки безопасного поведения в дорожном движении, но еще у 21,1% детей вызывает затруднение различение дорожных «ловушек» Результаты мониторинга зафиксированы и обработаны по каждому модулю, что позволило выявить: 58% детей умеет объяснять и применять основные правила культурного поведения на улице на заключительном этапе исследования.

В ходе реализации модульного курса проводился промежуточный мониторинг по каждой возрастной группе. Это помогло определить знания и навыки детей, и уровень их возможностей. На основе этих результатов были грамотно спланированы групповые занятия и проведена индивидуальная работа.

Модульный подход в педагогическом процессе, направленный на формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах города, на практике показывает свое преимущество.

Занятия, включенные в модули, оказались результативными, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию поставленных задач в процессе обучения. У них появилось стремление заниматься разными видами деятельности: изобразительной, театрализованной, художественно-речевой. Дошкольники лучше и быстрее стали воспринимать полученную информацию о правилах дорожного движения. У них прослеживается активное развитие любознательности, самостоятельности, ответственности. Дети не только приобрели новые знания об общепринятых нормах выполнения правил дорожного движения, но и успешно применяют их на практике. 

Мониторинг детского развития

КРИТЕРИИ

высокий (%)

средний (%)

низкий

(%)

2016

2017

2016

2017

2016

2017

ЗНАЕТ ОБ УСТРОЙСТВЕ УЛИЦЫ, О ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ

15

25

60

70

25

5

ЗНАКОМ С ДОРОЖНЫМИ ЗНАКАМИ- ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИМИ, ЗАПРЕЩАЮЩИМИ, УКАЗАТЕЛЬНЫМИ

10

30

50

68

40

2

ИМЕЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАБОТЕ ГИБДД

20

50

60

50

20

0

СВОБОДНО ОРИЕНТИРУЕТСЯ В БЛИЖАЙШЕЙ К ДОУ МЕСТНОСТИ

10

25

25

70

65

5

ОЦЕНИВАЕТ СВОИ ПОСТУПКИ И ДЕЙСТВИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

10

28

65

70

25

2

ОСОЗНАЁТ НЕОБХОДИМОСТЬ СОБЛЮДЕНИЯ ПДД

5

25

25

55

70

20

УМЕЕТ НАХОДИТЬ ДОРОГУ ИЗ ДОМА В ДОУ ПО СХЕМЕ МЕСТНОСТИ

10

30

65

55

25

15

КУЛЬТУРНО ВЕДЁТ СЕБЯ НА УЛИЦЕ И В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

5

25

65

65

40

20

Библиографический список


  1. Авдеева Н.Н. Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2004.

  2. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице / Л.А. Вдовиченко – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008.

  3. Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей правилам дорожного движения / Т.И. Данилова – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008.

  4. Иванова А.И. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ / А.И. Иванова – М.: ТЦ Сфера, 2007.- 16c.

  5. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкиной – М.: ТЦ Сфера, 2007.

  6. Калашникова О.В. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок. / О.В. Калашникова - Волгоград: Учитель, 2001.

  7. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора / Т.Ф. Саулина – М.: Мозайка синтез, 2009.

  8. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук / О.Ю. Старцева – М.: ТЦ Сфера, 2008.

  9. Поддубная Л.Б.Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы / Л.Б. Поддубная – Волгоград: ИТД «Коринфей», 2007.

  10. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы / Л.Б. Поддубная – Волгоград: ИТД «Коринфей», 2007.

  11. Психология детей дошкольного возраста. / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1964. - 352 с.

  12. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.; 2015.

  13. Программа обучения детей Правилам дорожного движения в дошкольных образовательных учреждениях г. Кемерово [Текст] / авт.-сост. Т. Б. Соколова. – Кемерово: МОУ ДПО «Научно - методический центр», 2009. – 32 с.

  14. Подьяков Н.Н. Особенности психического развития детей - М. 1996.