Учебная среда как средство формирования
социально-эмоциональных навыков
Понятие о социально-эмоциональном развитии.
Развитие эмоциональной культуры приобретает особую значимость в младшем школьном возрасте. В этот период отмечается усложнение эмоционально-мотивационной сферы и возникновение внутренней жизни, появляется логика чувств. Уменьшается импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Он начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Однако у него в значительной мере сохраняется и стремление выплеснуть все эмоции на окружающих, и сделать то, что сильно хочется.
Характеристики социально-эмоционального развития.
– легкая отзывчивость на происходящие события;
– непосредственность и откровенность выражения своих переживаний – радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
– большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонность к кратковременным и бурным аффектам;
– эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;
Развитие социально-эмоциональных навыков средствами учебного предмета "Окружающий мир".
Игра, наглядность, технические средства.
4. Дидактические игры на уроке окружающего мира.
- Игра "Кто это?". При изучении темы «Животные» применяю игру «Кто это?» Данная игра развивает умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера.
- Игра «Назови предмет и его свойство». Игра «Назови предмет и его свойство» при изучении темы «Свойства предметов». В мешочке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, деревянный, круглый, бархатный и т.д.) Играющий берёт в руку предмет и, не вынимая его из мешочка, определяет его свойство.
- Игра “Превращалки». Дети по очереди изображают различных животных, причем так, чтобы эти животные сочетали в себе противоречивые качества – например, были большими и трусливыми (трусливый осёл, трусливый лев) или маленькими и смелыми (смелая мышка, смелый воробей).
- Интеллектуальная игра "Поле чудес". Очень любят ребята игры «Поле - Чудес», «Самый умный». На них мы выбираем лучшего эрудита по экологии.
5. Логические задачи на уроке окружающего мира.
Логические задачи могут быть выражены в виде проблемных вопросов. Например, могут ли в пустынях жить растения наших краёв? Как они будут чувствовать себя во время песчаных бурь? Проблема может быть выражена не только в виде вопроса. Например, можно распределить по столбцам то, что умеют животные и человек.
Среди логических задач большой интерес младших школьников представляют философские задачи. «С какими животными сравнивают человека?»
6. Синквейн на уроке окружающего мира.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. В этом мне помогают составление с детьми синквейнов. При внешней простоте формы, синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк.
Синквейн, который составили обучающиеся моего класса по теме
"Какой бывает транспорт?"
Автомобиль
Быстрый, скоростной
Движется, мчится, сигналит
Автомобиль облегчает человеку передвижение
Средство повышенной опасности.
7. Формы организации образовательного процесса.
- Уроки-праздники. Они наиболее интересны детям. Они дают возможность ребятам раскрыть свои творческие таланты (КВН, праздники, экологические игры, и т.д.).
- Уроки-сказки. Сказки – верные спутники малышей. Они учат добру, учат общаться, радоваться и огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах поступков героев, а также понимать слово и выражать свои чувства. На данных уроках даю детям творческие задания «Придумай историю о своем любимом цветке» (животном) и т.д.
- Уроки-экскурсии. Такие уроки развивают кругозор учащихся. Данные уроки проходят в игровой форме. -Найди самый красивый листок (цветок, снежинку и т.д.)
- Уроки-исследования. (Тема «Полезные ископаемые», «Вода – природное богатство). На этих уроках дети превращаются в ученых – исследователей и работают в своей «научной лаборатории».
- Урок-проект. (тема «Красная книга»). На этих уроках дети выдвигают проблему, гипотезу, сами приходят к нужному выводу.
8. Условия для развития коммуникативной компетенции.
1. Избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка.
2. Не допускать переутомления и учебных перегрузок.
3. Стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, упражнениями).
4. Специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.