СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт преподавателя спецдисциплин Белоус С.С.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт преподавателя спецдисциплин ГБПОУ "СТОТиС" Белоус С.С.

Просмотр содержимого документа
«Опыт преподавателя спецдисциплин Белоус С.С.»

Метапредметность как особый вид интеграции на уроках “ Технической механики ”

Метапредметность как особый вид интеграции на уроках Технической механики

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.

В настоящее время необходимыми становятся не только  сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать.

В настоящее время необходимыми становятся не только сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать.

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Метапредметный урок - это урок, целью которого является формирование метапредметных  и  универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании. 

Метапредметный урок - это урок, целью которого является формирование метапредметных  и  универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании. 

Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его.

Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его.

Этапы построения сценария метапредметного занятия  1. Предварительно нужно выбрать проблемную тему. Затем на основании специального логического анализа и логической проработки проблемной темы выявить позиции, столкновение которых и определяет структуру проблемной ситуации. 2. Далее следует установить отношения участников образовательного процесса (педагогов и учащихся) к выделенным позициям, задающим структуру проблемной ситуации.

Этапы построения сценария

метапредметного занятия

1. Предварительно нужно выбрать проблемную тему. Затем на основании специального логического анализа и логической проработки проблемной темы выявить позиции, столкновение которых и определяет структуру проблемной ситуации.

2. Далее следует установить отношения участников образовательного процесса (педагогов и учащихся) к выделенным позициям, задающим структуру проблемной ситуации.

3. Результатом третьего этапа является построение проблемной образовательной ситуации как ситуации учения-обучения со всем набором педагогических и учебных позиций. Это, собственно, и отличает мыследеятельностный процесс проблематизации в образовании от так называемого проблемного обучения. Все дело в том, что реальная проблема - это проблема в равной степени и для педагога, и для обучащегося.

3. Результатом третьего этапа является построение проблемной образовательной ситуации как ситуации учения-обучения со всем набором педагогических и учебных позиций. Это, собственно, и отличает мыследеятельностный процесс проблематизации в образовании от так называемого проблемного обучения. Все дело в том, что реальная проблема - это проблема в равной степени и для педагога, и для обучащегося.

4. На четвертом этапе нужно вернуться в исходную точку построения процесса проблематизации – к первоначально сформулированной проблемной теме: когда на основе построенной проблемной ситуации осуществляется переосмысление выделенной проблемной темы. В результате этого переосмысления строится действительность определения проблемы, и проблема переводится в задачу.

4. На четвертом этапе нужно вернуться в исходную точку построения процесса проблематизации – к первоначально сформулированной проблемной теме: когда на основе построенной проблемной ситуации осуществляется переосмысление выделенной проблемной темы. В результате этого переосмысления строится действительность определения проблемы, и проблема переводится в задачу.

Метапредметы - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это - учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления - Знак Знание Задача Проблема

Метапредметы - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это - учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления -

Знак

Знание

Задача

Проблема

В рамках метапредмета «Знак» у обучающихся формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.

В рамках метапредмета «Знак» у обучающихся формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.

На уроках «Технической механики» применяю  метапредмет  «Знак» .  В теме урока, очень легко и интересно работать с этим метапредметом.  Например:  Основные понятия кинематики: траектория, S , t , v и a . S- путь t-  время v-  скорость a-  ускорение

На уроках «Технической механики» применяю метапредмет «Знак» . В теме урока, очень легко и интересно работать с этим метапредметом.

Например: Основные понятия кинематики: траектория, S , t , v и a .

S- путь

t- время

v- скорость

a- ускорение

В рамках другого метапредмета - «Знание» - формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т.е. способность работать с системами знаний).

В рамках другого метапредмета - «Знание» - формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т.е. способность работать с системами знаний).

Дисциплина:  “ Техническая механика ” Тема:  Основные понятия кинематики  Траектория  –  условная линия движения тела в пространстве.   Путь  – длина траектории.   Перемещение  – направленный отрезок.

Дисциплина: “ Техническая механика ”

Тема: Основные понятия кинематики

Траектория – условная линия движения тела в пространстве. Путь – длина траектории. Перемещение – направленный отрезок.

На метапредмете  «Задача»  учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у обучающихся формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у обучающихся формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

Пример.  Дано уравнение движения точки:  Определить скорость точки в конце третьей секунды движения. Решение 1.  Уравнение скорости: 2.  Скорость в конце третьей секунды:  Решение данной задачи на уроке технической механики невозможно без умения определять производные функций, но и решение этой задачи на уроке математики требует от студентов знания основных физических формул, умений анализировать процессы, описанные в задаче.

Пример. Дано уравнение движения точки:

Определить скорость точки в конце третьей секунды движения.

Решение

1. Уравнение скорости:

2. Скорость в конце третьей секунды:

Решение данной задачи на уроке технической механики невозможно без умения определять производные функций, но и решение этой задачи на уроке математики требует от студентов знания основных физических формул, умений анализировать процессы, описанные в задаче.

Изучая метапредмет  «Проблема» , обучающиеся учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.

Изучая метапредмет «Проблема» , обучающиеся учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.

На уроках «Технической механики» применяется  метапредмет  «Проблема».  Использование данной образовательной технологии, а также отдельных ее элементов возможно в проектно - исследовательской деятельности по данной дисциплине. Например:  При работе редуктора появился шум. Что может быть причиной этого шума? При решении этой проблемы обучающемуся на уроке необходимо применить знания нескольких дисциплин, кроме того нужно провести исследовательскую работу, состоящую из нескольких этапов: Постановка проблемы. Постановка цели и задач. Гипотеза исследования. Организация исследования. Подготовка к защите и защита работы.

На уроках «Технической механики» применяется метапредмет «Проблема». Использование данной образовательной технологии, а также отдельных ее элементов возможно в проектно - исследовательской деятельности по данной дисциплине.

Например: При работе редуктора появился шум. Что может быть причиной этого шума?

При решении этой проблемы обучающемуся на уроке необходимо применить знания нескольких дисциплин, кроме того нужно провести исследовательскую работу, состоящую из нескольких этапов:

  • Постановка проблемы.
  • Постановка цели и задач.
  • Гипотеза исследования.
  • Организация исследования.
  • Подготовка к защите и защита работы.
КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ Дисциплина Учебный год Техническая механика Средний балл 2015-2016 2016-2017 3,5 Качество знаний СОУ 58 3,8 64 61 70

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ

Дисциплина

Учебный год

Техническая механика

Средний балл

2015-2016

2016-2017

3,5

Качество знаний

СОУ

58

3,8

64

61

70

Преподаватель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Преподаватель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.