Технология критического мышления на уроках словесности (1 слайд)
Наряду с традиционными методами урока я использую в процессе обучения и новые технологии, которые позволяют устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создают условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяют реализовать принципы здоровьесбережения. Безусловно, осуществлять выбор технологии необходимо в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
Для меня наиболее актуальны методы и приемы следующих технологий:
Развития критического мышления
Проектной
Развивающего обучения
Здоровьесберегающих
Проблемного обучения
Игровых
Мастерских
Кейс
Интегрированного обучения
Педагогики сотрудничества.
Уровневой дифференциации
Групповых
Традиционные технологии (классно-урочная система)
Мне бы хотелось подробней остановиться на технологии развития критического мышления.(2 слайд)
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем Понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые приведу ниже.
Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся.
Разработчики технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – американцы Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл , Дона Огл , а в России – красноярские ученые и практики А.Бутенко , Е.Ходос . Эта технология тесно связана с понятием личностно - ориентированного обучения.
Конструктивную основу «технологии развития критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: (3 слайд)
1 стадия. На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.
2 стадия. На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
3 стадия. Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Функции трех фаз технологии развития критического мышления: (4 слайд)
Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) | Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знания) | Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) |
Формы урока отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Роль учителя — в основном координирующая.
Модель построения уроков в технологии развития критического мышления (5 слайд)
Тип урока | Работа с информационным текстом | Работа с художественным текстом | Взаимообучение | Урок-исследование |
Вызов | Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д. | Рассказ - предположение по ключевым словам (по заголовку); графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций и т.п. | Верные-неверные суждения; корзина идей и т.д. | Мозговой штурм |
Осмысление | Маркировка текста; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п. | Чтение с остановками; маркировка текста; дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы | Зигзаг (мозаика) | Заполнение таблицы, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы |
Рефлексия | Возвращение к кластеру | Кластер, составление словаря по тексту произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам | Сводная таблица | Предсказание |
В технологии критического мышления существует множество методических приемов для реализации целей разных фаз базовой модели урока.
Поскольку сама люблю приводить разрозненную информацию в систему, классифицировать её, обобщать и визуализировать это в виде схем, таблиц, структурных записей, то часто использемыми на уроках методами являются те, о которых речь пойдет ниже.
Основные методические приемы развития критического мышления: (6 слайд)
Прием «Кластер».
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде любой формы: цветка, дерева, солнечной системы и т.п.(7 слайд) В центре располагается основное понятие, мысль, тезис, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры.(8 слайд) Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Рекомендации по составлению кластера
Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.
Применение метода кластер
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. Так, в 10 классе на уроке русского языка было предложено теоретический материал темы «Происхождение лексики современного русского языка» воспроизвести в виде кластера (схемы). Самостоятельная (индивидуальная) работа, по мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, вылилась в общую графическую схему.
Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, так и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.
Еще пример: (9 слайд)
В качестве примера приведем составление кластера на уроке литературы при изучении темы «Образ Катерины в драме Островского «Гроза». В самом начале работы (вызов) учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: невестка, жена, любимая...; качества: честная, набожная, романтичная, независимая… Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение сцен из произведения. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами (осмысление). Учитель дописывает их. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений о героине и обобщением полученной информации (рефлексия).
Или – на доске написано: «Пара, цепочка, гнездо». О чем речь? Чем отличаются данные слова? (вызов) Версии ответов: существительные, многозначные, есть среди них жаргонизм, 2 - женского рода, 1 – среднего… Учитель пишет примеры: вода-водяной-водянистый. Подводный, водник и т.д. (осмысление) Вывод: эти слова связаны темой «Словообразование», и слова – понятия (словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо).
Достоинства и результаты применения приема
Применение кластера имеет следующие достоинства:
он позволяет охватить большой объем информации;
вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
умение ставить вопросы;
выделять главное;
устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
сравнивать и анализировать;
проводить аналогии.
Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
Приём "Таблицы" (10 слайд)
Существует множество способов графической организации материала, помимо кластера. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Предлагаю рассмотреть несколько табличных форм. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени – это стратегии ведения урока в целом.
Например, таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаём» (З – Х – У)
Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала уточняю, что они знают. Показываю им картинку или предмет или высказываю суждение. Когда обучающиеся предлагают свои идеи, выписываю их на доску в первую колонку таблицы. В колонку «Хочу узнать» ребята вносят свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагаю заполнить колонку «Узнал». Располагаем ответы напротив поставленных вопросов. Далее обучающимся предлагается сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста. При этом желательно излагать сведения, понятия или факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
Она используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
| Герой 1 | Герой 2 | Герой 3 |
| Внешность | | | |
| Поведение Речь… | | | |
В зависимости от цели, поставленной на уроке, таблица может заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем проводим обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение.
В дальнейшем учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или линии сравнения.
Данная таблица помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто. Средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить.
Таблицы помогают увидеть школьникам не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке. При использовании приема "Сводная таблица" желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех, но и не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти. Нужно обязательно задавать вопросы тем, кто составлял таблицу. Эти вопросы должны быть интересны. Старшеклассники обязательно должны выделять линию сравнения самостоятельно, так как работать по навязанному сценарию неинтересно. Гораздо интереснее опираться на то, что придумал сам. У ребят также возникает потребность в поиске дополнительной информации, так как бывает, что не все вопросы охвачены на уроке. Эти вопросы и остаются в качестве домашнего задания, которое принимает форму увлекательной работы с информацией.
Владение перечисленными выше приемами предполагает и использование модного иностранного метода, называемого «Инсерт».
3. Прием «Инсерт»
Приём был разработан американскими учёными Д. Воган и Т. Эстес, а впоследствии дополнен одними из основоположников технологии критического мышления Ч. Темпл, К. Меридит и Д. Стилл. По их определению, ИНСЕРТ — это умение критически осмысливать новую информацию и находить связи с уже изученной посредством работы с текстом. Инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией. В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения.
В практическом отношении технология эффективного чтения представляет собой систему знаков, организованных в таблицу, заполнение которой идёт в процессе изучения нового материала. Название приёма складывается из первых букв каждого слова определения: (7 слайд)
I — interactive (интерактивная)
N — noting (познавательная)
S — system for (система)
E — effective (для эффективного)
R — reading and (чтения и)
T — thinking (размышления).
Работая с текстом, ученики помечают на полях те или иные отрывки, предложения или слова. Авторы приёма предложили использовать для этого следующие обозначения:
V — «Эта информация мне уже известна»;
+ — «Новые факты для меня»;
— — «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;
? — «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения».
После маркировки учащиеся переносят записи из учебника в специальную таблицу.
Учителя, использующие ИНСЕРТ на уроках, рекомендуют вкладывать в учебники полоски листа А4, чтобы не марать книги.
Пример. Ученики 6 класса, работая в паре, при изучении темы «Буквы Ы и И после приставок», составили следующую таблицу: (8 слайд)
V | + | — | ? |
Тезисные записи фактов, терминов и понятий, которые уже знакомы | Всё новое, что стало известно из прочитанного | Противоречия, которые появились после прочтения | Непонятные слова, факты, требующие разъяснения |
Правописание приставок | Есть приставки на согласные, которые влияют на однокоренные слова (без этих приставок), начинающиеся с буквы И И переходит в Ы | И переходит в Ы, но не всегда. Не меняется: после приставок на гласную; после приставок МЕЖ- и СВЕРХ- | Почему «со звука И» (опечатка в учебнике!)? |
На практике, признаюсь, в специальную таблицу мы редко заносим. Но при определенных условиях это необходимо делать. Чем старше становятся обучающиеся, тем полезней использовать данный прием, так как теоретический материал увеличивается в объемах. Особенно по литературе. Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала.
Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока коррекции ЗУН или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС). Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прием Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.
Есть еще методика, ничем не уступающая первой в простоте применения, называется «Плюс, минус, интересно». Здесь используется только 3 критерия.
Как видим, все эти три приема так или иначе пересекаются. Поэтому название, по большому счету, не имеет значения. Все они ведут к одной цели – критически осмыслить и систематизировать определенную информацию.
Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
Этапы проведения мозговой атаки на уроке:
Создание банка идей. Примерное время проведения 10, иногда и меньше. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксируются учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей.
Анализ идей. Он занимает основное время урока. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать.
Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном уроке. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.
Пример, в 8 классе при изучении «Капитанской дочки» А.С. Пушкина поставлен вопрос: кто такой, по Вашему мнению, Пугачев? (Ответы: бунтарь, преступник, атаман, самозванец, висельник, освободитель; хитрец, мудрец, плут; помнит добро, справедливый, жестокий, кровожадный, одинокий, самовлюбленный и т.д. человек).
Еще один прием, который актуален на этапе вызова, - "Корзина идей".
Он всего лишь определяет "поле интересов" и позволяет высказывать любые суждения — без их оценивания и анализа. В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.
Важно! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации.
Обычно учителям трудно выступать нейтральным слушателем: мы привыкли поправлять, исправлять, указывать на ошибки. Отход от этого давления авторитета и есть одно из наиболее трудновыполнимых требований технологии критического мышления.
Прием "Дерево предсказаний" был разработан американским ученым Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. В адаптированном варианте этот прием впервые стал применяться на уроках по развитию критического мышления через чтение и письмо. Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету.
Текст произведения читается не до конца. Строится дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения (Какие ситуации предполагают такое развитие события? Какие качества героя могут повлиять на ситуацию?).
Так, 6-классникам после прочтения незаконченного произведения Пушкина «Дубровский» было предложено завершить роман. В 8 классе перед описанием памятника архитектуры было прочитано не до конца стихотворение Кедрина «Зодчие», и обучающиеся должны были высказать свои идеи по тому, какое окончание у данной истории.
4. Интеллектуальная разминка
5. Зигзаг, или туда-сюда
Эссе (франц. «Essai”, англ. “essay” или “assay” – опыт, очерк, от латинского «exagium» – взвешивание) – жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной или социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Классиком-основателем опытов с эссе считается М.Монтень («Опыты» 1580). Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике, в российской школе эта форма и сам термин становятся все более и более популярными в последнее время. Эссе целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии осмысления, обработки прочитанного. Собственно, теме создания эссе посвящены многие научные и научно-популярные трактаты. Здесь же хотелось бы отметить, что разнообразие форм эссе определяется тремя основными факторами:
- временем, которое на него тратится;
- умением строить логичные композиции (в уже известной нам логике, например, вызов, изложение тезисов, аргументация, выводы);
- художественным даром автора, выразительностью речи, богатством привлекаемого культурного контекста ит.д.
Для написания эссе можно предложить и 5 и 10 минут, эссе может стать серьезным заданием для выполнения в свободное время. Создание эссе – замечательное задание для обучающегося, направленное на лучшее понимание текста.
Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии - эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.
Возможный алгоритм написания эссе.
Обсуждаемая тема (проблема).
Собственная позиция.
Краткое обоснование.
Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.
Заключение.
Научить учеников написанию эссе и других видов письменной рефлексии - довольно трудная задача. Выделим основные правила обучения письменной рефлексии:
Регулярная возможность писать.
Выбор интересной темы для письма.
Наличие образцов.
Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.
Привычка править - значит понимать, что любой текст в любое время может быть откорректирован пишущим.
Помощь друзей. Возможность делиться написанным.
Пример, в 9 классе на уроке русского языка для публичного выступления были даны темы: 1. Читать – это модно? 2. Кем я себя вижу в будущем? 3. Компьютер – польза или вред? Но прежде было предложено написать эссе. Ребята самостоятельно определялись с темой, могли ее немного видоизменить, образцами, как правило, не пользовались.
Или еще – задача обучающимся: посмотреть экранизации изучаемых произведений и написать эссе. Даю выходные данные фильмов и даже самые нестандартных постановок. Например, «Грозу» в постановке Нины Чусовой на подмостках театра «Современник» или современную интерпретацию в театре имени Вахтангова. Десятиклассники соотносят свои представления о героях, их взаимоотношениях с тем, что они видят на сцене (подчас не самые лучшие образцы, несмотря на известные имена постановщиков). Таким образом, происходит попутно еще и формирование вкусов обучающихся.
Отрадно заметить, что и 6-классники уже вкусили этот процесс. Два ученика посмотрели экранизацию «Дубровского» середины века, а один сумел понять суть фильма по произведению Пушкина, сюжет которого перенесен в наши дни.
Мой метод: «Версии». Ставлю вопрос и выслушиваю версии, которые надо доказать. ( слайд)
8. Метод контрольных вопросов. Толстые и тонкие вопросы предполагают развернутые или односложные ответы.
9. Прием «Да – нет», или «Верно-неверно»
Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Затем - просьба к учащимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. На стадии вызова предложить ребятам поиграть в игру «Верные-неверные утверждения» о жизни писателя. Например, при изучении творчества И.С. Тургенева можно составить такой список утверждений: 1. Тургенев был счастливым человеком. 2. Он родился в небогатой семье. 3.Были душевные, доверительные отношения в семье. 4. Получил прекрасное образование. 5. Его называли продолжателем Гоголя. 6. Был несчастлив в браке. 7.Был отправлен под негласный надзор полиции. 8. Имел много врагов. И т.д. Причём, утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – не зная ничего о писателе, согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус». В эту игру рекомендуется играть накануне знакомства с творчеством писателя. Домашнее задание заключается в том, чтобы подготовить сообщение об авторе. Выполняя домашнее задание, ребёнок обязательно проверит, в чём он оказался прав, выдвигая предположения в игре, а в чём ошибся, и посчитает свои «плюсы» и «минусы».
10. Ролевой проект. Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка.
11. Приём «Чтение с остановками» ( слайд)
12. Приём « Взаимоопрос»
13. Приём «Перепутанные логические цепочки»
14. Приём « Перекрёстная дискуссия»
15. Приём «Составление синквейнов»
16. Круги по воде
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.
И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписания, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.
Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание "ВСЕ НОВОЕ – ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".