Шемелина Ольга Георгиевна
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №2
пгт Чернышевск
Опыт приобщения младших школьников к гражданско – патриотическому воспитанию во внеурочной деятельности (на примере МОУ СОШ №2 п.г.т. Чернышевск)
Аннотация: В статье поднимаются вопросы гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности. Приводятся формы организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся.
Ключевые слова: воспитание, гражданственность, патриотизм.
Гражданско-патриотическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования гражданственности и патриотичности как интегративных качеств, представляющих совокупность социально значимых гражданских свойств личности, обусловленных особенностями, динамикой и уровнем развития общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни. В гражданско-патриотическом воспитании особое значение приобретает личностно ориентированный подход, когда в центре учебно-воспитательного процесса находятся интересы ребёнка, его потребности и возможности, права конкретного индивида, его суверенитет. Вопросы гражданственности и патриотизма всегда были в центре внимания педагогической мысли России, они отражали объективное состояние общества на определенном этапе развития и господствующую в нем идеологию. Поскольку изменившаяся в стране социальная ситуация диктует необходимость формирования гражданской позиции в новом ценностно-смысловом, функциональном и содержательном наполнении, проблема формирования гражданственности у подрастающего поколения становится актуальной. Огромная роль в воспитании гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива и, организуя совместно с активом класса, в соответствии с годовым планом, общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой, историей, культурой России и малой родины. Вопросами патриотического воспитания занимались выдающиеся педагоги прошлого. Они поднимались в трудах В. Г. Белинского, Е. Р. Дашковой, Н. А. Добролюбова, Н. М. Карамзина, М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Л. Н. Толстого. К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение и в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения. Говоря о содержании, формах и методах гражданского воспитания по внеурочной деятельности, отмечу, что все мероприятия, которые провожу я, опираясь на знания, полученные в процессе изучения основ наук, являются логическим продолжением учебной деятельности. При планировании учитываю возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, их интересы и желания. Целенаправленная работа по гражданско-патриотическому воспитанию в МОУ СОШ №2 ведётся не один год. Основным направлением воспитательной работы выделяю ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, где на первом месте стоит: Гражданско-патриотическое воспитание.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. Одной из наиболее распространенных, чаще всего используемых форм гражданского воспитания является беседа. В первый учебный день был проведён Единый классный час «Великая Победа». Он был посвящён воинам Забайкальцам, участвовавшим в годы Великой Отечественной войны на полях сражений. Дети с интересом рассказывали о своих родных, которые защищали Родину. В сентябре месяце мы вместе с детьми выполняли и защищали проект « Мой посёлок родной Чернышевск». Обучающиеся с интересом искали информацию о старых зданиях посёлка. Расспрашивали своих бабушек и дедушек. Посетили музей, где нашли больше всего информации. У каждой группы получился свой интересный проект. Каждый год мы проводим классный час «Трагедия Беслана». В ноябре месяце день героев Отечества. В этот день дети узнают о наших земляках- героях. Презентация или фильм «Герой России – Евгений Эпов». В этом учебном году были проведены беседы, дискуссии, классные часы на темы: «100 лет со дня рождения М.Т.Калашникова, российского конструктора стрелкового оружия (1919)», тематический классный час «День Неизвестного солдата», занятие из цикла классный час: «Виртуальные экскурсии» - музей- панорама «Сталинградская битва», День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, Международный день памяти Холокосто, День Забайкальского края, Гагаринский урок «Космос – это мы», классный час: «Через тернии к звёздам», Уроки мужества, Диспут «Что значит быть настоящим гражданином».
В феврале – месяце обязательно проводим смотр-конкурс военной- строевой песни по параллелям. Таким образом, патриотическое воспитание должно базироваться главным образом на систематической пропаганде патриотизма во всех видах учебной и внеучебной деятельности. В освещении каждой проблемы надо найти повод сказать о любви к своему Отечеству. В основе воспитания гражданина лежит, прежде всего, правильное понимание времени, в котором он живёт, сознание своего места в жизни, сопричастности ко всему, что происходит на земле
Список литературы:
Головня Е. В. Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 54-56. — URL https://moluch.ru/archive/149/41608/ (дата обращения: 01.04.2020).