Опыт проведения бинарных занятий в дошкольном учреждении
Сегодня в дошкольном образовании нашей страны происходят значительные изменения, которые требуют от педагогов постоянного поиска и использования новых подходов, методов, технологий в работе с детьми. В свою очередь инновационные педагогические подходы в настоящее время неразрывно связаны с понятием «интеграция», то есть объединение в целое каких- либо частей или элементов.
Одной из форм интеграции образовательных областей в дошкольном учреждении являются бинарные занятия. Бинарные занятия предполагают нетрадиционные занятия, где участвуют два или три педагога, к которым они готовятся совместно исходя из темы, планируют формы и методы работы, как свои, так и воспитанников, однако каждый специалист проводит свою часть занятия автономно.
В нашем дошкольном учреждении социальным педагогом активно используются бинарные занятия с воспитателями и педагогом-психологом в зависимости от поставленных целей.
Для решения задач, определенных ГОС ДО, а именно создания таких условий, когда воспитанники могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, ощущать помощь сверстников, преодолевать страх и неуверенность, в работе социального педагога используются социо-игровые технологии.
Так, при подготовке воспитателем к занятиям по познавательному и речевому развитию, социальный педагог планирует использование в работе с детьми игры социо-игрового приобщения к делу, которые дают возможность усвоить или закрепить материал, и одновременно помогают детям самоутвердиться, реализовать себя, восполнить дефицит общения. Игры рабочего настроя во время занятий пробуждают интерес детей друг к другу, ставят участников в зависимость друг от друга.
На бинарных занятиях по художественно-эстетическому развитию социальным педагогом активно используется технология мандала терапии. В то время, как дети продолжают осваивать и формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки, работать с природными материалами, создавать узоры вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, симметричные изображения и др. социальный педагог предлагает ощутить свое внутреннее состояние, познать себя, проанализировать свои ощущения и чувства. Иногда можно с помощью данной технологии выявить конкретные проблемы в эмоциональном состоянии ребенка. Создание групповых мандал из природного материала, лего-кубиков помогает изучить особенности взаимоотношений детей в группе, а детям приобрести навыки работы в коллективе, развить дружеские чувства.
Бинарные занятия социального педагога и психолога обычно проводятся в нашем учреждении во время Недели психологии, Недели адаптации и по мере необходимости. Иногда в занятия включается учитель-логопед, инструктор по физическому воспитанию. Приведу в виде таблицы некоторые примеры таких занятий.
Название мероприятия | Форма проведения | Цель | Участники | Ответственные за проведение |
«Мы разные, но дружные» | Занятия с использованием игр, направленных на сближение друг с другом, с воспитателем, Лего-массаж | Создание положительного эмоционального климата в группе, развитие навыков общения, снятие тревожности у детей | Дети специализированных групп | Социальный педагог, педагог-психолог |
«Веселая дорожка» | Спортивное мероприятие с применением ортопедической дорожки | Создать условия для физического здоровья детей, закаливания организма при помощи ячеек дорожки с разными наполнителями посредством воздействия на биологически активные точки стопы. Содействие улучшению общего эмоционально-психического состояния детей | Дети специализированных групп | Инструктор по физкультуре, социальный педагог, педагог-психолог |
Сказкотерапия | Театрализованное представление рассказов В. Осеев «Волшебное слово», «Синие листья», Д. Гиро «Вежливость» | Формировать представление детей о значении вежливых слов в построении дружеских отношений; развивать навыки общения с детьми разного возраста | Дети подготовительных групп (актеры), дети средних групп (зрители) | Социальный педагог, воспитатели |
«Ты и я - мы с тобой друзья» | Занятия с использованием логопедических игр | Преодоление речевых нарушений и формирование позитивного самоощущения | Дети групп с нарушением речи | Социальный педагог, педагог-психолог, учитель логопед |
«Такие разные микробы» | Кляксография с использованием коктейльной трубочки | Развитие творческой активности детей; воспитание навыков межличностного общения и коллективного творчества, положительного отношения к результатам своего творчества | Дети всех возрастных групп | Руководитель кружка по изодеятельности, социальный педагог |
Такие занятия доставляют удовольствие и дают положительный эффект не только детям, но и самим педагогам. Ведь аккумулируются все усилия для достижения поставленных задач в воспитании и образовании детей, идет обмен опыта и знаний, новых идей.
Таким образом, исходя из опыта проведения бинарных занятий в нашем дошкольном учреждении, можно смело сказать, что они имеют ряд преимуществ, а именно:
объединение двух педагогов и более педагогов позволяет использование на занятии различных методов и технологий, интеграции нескольких образовательных областей;
активное использование творческого потенциала педагогов и дошкольников;
динамичность, постоянная смена видов деятельности;
усиление индивидуальности обучения позволяет достичь более высоких результатов по сравнению с традиционными занятиями;
повышение мотивации и заинтересованности детей;
внимание поддерживается на высоком уровне в течение всего занятия – ведь форма проведения увлекательна и нестандартна, подход к изучению материала нетрадиционен;
Налаживание сплоченной работы воспитателей и специалистов.