СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Один из путей решения проблемы психического и физического здоровья дошкольников - разработка психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка». При разработке данного проекта и его реализации были выбраны современные методические подходы к проблеме здоровьесбережения детей дошкольного возраста.  

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка"»

Опыт работы детско-родительского клуба «Здоровей-ка»


Щербакова И.А. – педагог-психолог

Костюкова Л.Ю. – инструктор по физической культуре


Опыт работы представлен на совещании Заместителей заведующих по УВР ДОУ г. Каменска-Уральского в 2012 г.


Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно в период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе – создание прочного фундамента здоровья.

С 21 веком в нашу жизнь стремительно вошли новые методы и технологии, которые далеко не всегда положительно сказываются на здоровье людей. Привычными стали тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижения уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.

Проблема формирования культуры здоровья очень актуальна. На заседании правительства РФ (15.07.2006г.) В.В. Путиным была высказана обеспокоенность проблемами укрепления и сохранения здоровья нации. Перемены, происходящие в обществе, затрагивают и сферу образования. Анализ заболеваемости детей выявляет острую необходимость изменений во всей системе образования, начальной ступенью которого является ДОУ.

Таким образом, основополагающим принципом работы учреждения образования является единство психологического и физического здоровья будущего поколения, постоянное совершенствование знаний руководителей учреждений, инструкторов по физической культуре, педагогов-психологов и других специалистов детского сада. Осознание большой ответственности за здоровье детей дает стимул к овладению новыми методиками и технологиями в направлении оздоровительной работы. Однако стоит заметить, что прогрессивный результат будет давать только постоянная и целенаправленная работа.

Работая в детском саду, мы поняли, что показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но, перед нами встал вопрос: «Какими средствами и путями это сделать?». Анкетирование родителей детей, которые посещали детский сад, показало, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребенка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр и т.д. Они зачастую оберегают своих детей: «Не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадешь, посиди лучше».

Первое с чем мы столкнулись – это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина была такова: дети испытывали «двигательный дефицит», задерживалось возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Были дети с излишним весом, нарушением осанки, вследствие чего у них наблюдалась неуклюжесть, вялая жестикуляция и мимика, чувствовалась скованность и неуверенность. Поэтому, мы пришли к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых был учтен весь комплекс соматических, физических и психологических проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Одним из путей решения этой проблемы мы увидели в разработке психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка».

При разработке данного проекта и его реализации были выбраны современные методические подходы к проблеме здоровье-сбережения детей дошкольного возраста. Для систематизации работы было принято решение о создании детско-родительского клуба, с целью взаимодействия с семьей, привлечения родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.

Детско-родительский клуб на базе МБДОУ «Детский сад №94» г. Каменска-Уральского работал с 2007 по 2012 г.г.

Данный клуб посещали дети и родители старших и подготовительных групп. Работа строилась на основе разработанного годового и перспективного плана.

Цели работы клуба:

  1. Сохранение и укрепление здоровья детей и их родителей.

  2. Формирование у воспитанников, родителей, педагогов ответственности в деле сохранения и укрепления собственного здоровья, как психического, так и физического.

  3. Привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу ДОУ.

  4. Пробуждение интереса к организации жизнедеятельности детей в ДОУ.

  5. Активизация участия родителей в различных мероприятиях.

  6. Формирование знания родителей, позволяющие воспитывать у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни.

  7. Повышение роли семьи в физическом воспитании и психологическом развитии детей

Встречи в детско-родительском клубе проходили 1-2 раза в месяц продолжительностью – 60 мин. и предусматривали теоретическую и практическую части. Так, например, в первой – теоретической части встречи родителям предлагалось сообщение или беседа специалиста (инструктора по физической культуре, инструктора ЛФК, педагога-психолога, медицинских работников) по определенной теме. Продолжительность – 15-20 минут. Затем во второй – практической части подключались дети – совместное выполнение комплекса лечебно-профилактических упражнений в спортивном, тренажерном залах, кабинете педагога-психолога. В третьей части – заключительной подводились итоги. Родителям раздавались памятки, методическая литература, рекомендации.

С целью ознакомления родителей со здоровье-сберегающими технологиями в конце каждого занятия мы предлагали буклеты, которые содержали описание и схематическое изображение упражнений. На стенде клуба велась ежемесячная рубрика, где демонстрировалась жизнь клуба, информация о здоровье, интересные и занимательные советы и рекомендации.

Для педагогов разработали консультации, памятки по физкультурно-оздоровительной работе.

Стало традицией участие детей и родителей в городских спортивных мероприятиях: Туристический слет «Планета дошколят»; Военно-спортивная игра «Зарничка»; Всероссийские мероприятия: «Лыжня России»; «Кросс наций».

За прошедший период было проведено множество мероприятий:

  • выставка рисунков «Мой выходной день»;

  • конкурс «Спортивный фотоальбом моей семьи»;

  • занятие «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста;

  • спортивные состязания «Зов джунглей»;

  • «Малые олимпийские игры»;

  • «Мама, папа, я – спортивная семья»;

  • консультации: «Расти здоровым», «Движение плюс движение»;

  • устные журналы и дискуссии: «Сохранить здоровье чтоб…», «К гармонии через движение»;

  • семинары-практикумы: «Моя копилка здоровья», «Спортивные задоринки»;

  • деловые игры и тренинги: «Наша традиция – быть здоровыми!», «Сохраняем здоровье с ранних лет»;

  • открытые Дни здоровья и т.д.

Безусловно, такие занятия и встречи в детско-родительском клубе, приносят ощутимые результаты. Однако, следует подчеркнуть, что данная результативность обусловлена не только содержанием, но и качеством общения специалистов ДОУ с семьей.

Внедряя в работу комплексное сочетание программ и здоровьесберегающих технологий в системе, мы пришли к выводу, что:

  1. У детей и их родителей повысилась заинтересованность в совместной деятельности.

  2. Увеличился уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.

  3. Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.

  4. Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.

  5. Укрепляется костно-мышечная система, повышается функциональная деятельность органов и систем организма.

  6. Создаются условия для положительного психоэмоционального состояния детей, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.