Опыт работы
Воспитателя высшей квалификационной
категории: Морозовой Любови Александровны.
КГОКУ «Детский дом п. Преображение».
Тема: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста».
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И "Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину".
Человек и природа: философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалий.
Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю – наш Зеленый дом. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Человек должен знать, что можно и нужно, а что нельзя и опасно делать в нашем большом доме под названием Земля. В этом главный смысл экологического воспитания и образования. Формирование у детей основ экологической грамотности, бережного отношения к окружающей природе является одним из основных направлений в моей работе.
Я поставила перед собой следующую цель:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).
Задачи:
-формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
-развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. ( трудовое воспитание).
Начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству. Перед собой поставила цель организовать работу так, что бы при поступлении детей в школу, они усвоили комплекс экологических знаний. Старалась показать ребятам, что по отношению к природе люди занимают позицию более сильной стороны и поэтому они должны беречь и заботиться о ней. Дети должны усвоить, что человек часть природы. Свои знания они должны применять, пользоваться ими в самостоятельной и познавательной деятельности.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвую в природоохранной деятельности.
Работая с детьми над формированием экологической культуры, разработала цикл мероприятий, дидактических игр, которые помогают ознакомлению с окружающим миром. В цикл входят занятия, дидактические игры, опыты, наблюдения.
В сочетании с наблюдениями обязательно занимаемся заполнением календаря природы, я считаю, что это важная совместная деятельность, в процессе которой происходит познавательное общение с детьми, обучаю находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые наблюдали, а также понимать символы обозначения. С детьми младшего дошкольного возраста выполняем самые простые действия, например, выкладывание картинок на стенд, с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.
На территории детского дома имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Но с учётом возраста детей их правильнее называть экологическими тропинками. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, я стараюсь использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной, очень высокой берёзе есть гнездо. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полют, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, я наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и рассказываю о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы посещаем разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю, обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях .
Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу моря, мы с дети собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром .Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего со старшими детьми, а с малышами используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. На основе изучения возрастных особенностей детей, их интересов, стремлений и желаний, создала условия психологической комфортности. С этой целью оформила среду такими элементами, которые развивают познавательную активность детей, способствуют интеллектуально – эстетическому развитию, создают условия для коллективной и индивидуальной работы с детьми.
Вместе с детьми оформили экологический уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста, его обитателями, а так же оборудованием в уходе за ними, разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности, посадили огород на окне, дети активно помогают выращивать рассаду для цветника, это дает возможности для наблюдений, опытов, экспериментов, свои наблюдения дети зарисовывают в альбомах.
Провела серию занятий «Что прячется в семенах». Детям нравятся дидактические игры «Семена», «Стань деревом».
Провели опыты с почвой «Как получается почва». В результате опытов дети сделали вывод: «Почва – создание живых и не живых сил природы».
Познакомила детей с фауной и флорой Лазовского заповедника. С растительностью острова Петрова.
Разнообразная опытническая работа с детьми активно способствует умственному воспитанию дошкольников, они обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.
Регулярно провожу экологические прогулки, рейды. Малыши вместе со старшими детьми принимали участие в акции « Чистые берега», собирали мусор на побережье моря, зачищали территорию родника. Детям нравятся такие акции, они понимают, что вносят свой вклад в охрану природы.
Все перечисленные мероприятия позволили развить познавательную активность детей. Дети делают выводы о некоторых взаимодействиях в природе. Знают о лекарственных свойствах трав, знают последовательность ухода за комнатными растениями. У детей формируются навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе. Системный подход позволил создать взаимосвязь различных видов деятельности - исследовательской, изобразительной, театральной, игровой, трудовой. Результатом работы было участие детей в 2010году в районной олимпиаде «Тайны дикой природы» - Золотов Егор. В 2011 году дети участвовали в международном конкурсе рисунков «S.O.S.- 2012», в конкурсе рисунков «Сохранить, нельзя потерять». Сотников Ваня, Паршиков Андрей, Савченко Настя.
На занятиях и в свободное время я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл
Большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н. А. Рыжова, я с ней полностью согласна.
Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми разного возраста.
Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание.
Я очень хорошо знаю индивидуальные особенности каждого ребенка, на что он способен в той или иной ситуации, поэтому при распределении ролей подхожу с пониманием к ним. Если ребенок захотел быть кем-то в сказке, а я знаю, что у него может не получиться и он расстроится, замкнется, тогда я стараюсь убедить его взять другую роль и при этом не ущемлять его достоинства.
Вначале с детьми показываем самые простые и знакомые сказки. Когда результат стал очевиден, дети стали более активными, речь детей улучшилась, тогда мы решили показывать сказки на мероприятиях детского дома. Подбирали сказки такие, чтобы задействованы были все дети, а дети старались показать свои способности и все были довольны.
Считаю уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании - это проектирование. Проект – в переводе – это план замысел, это «игра всерьез», где результаты значимы и для детей, и для взрослых. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребенок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
За основу в своей работе я взяла программу Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» и технологию З. Ф. Аксеновой - «Войди в природу другом».
Разработала долгосрочный проект по экологическому воспитанию - «Вы слыхали о воде, говорят она везде…»,
3. Цель проекта
Приобщить детей к рациональному использованию ресурсов воды.
4. Задачи проекта
Дать детям представление о воде, её свойствах (прозрачность, текучесть, три состояния: жидкое, лёд, пар). Учить детей излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас, пробудить интерес к природе, ее явлениям.
При написании проекта я следовала следующим педагогическим принципам:
• системность;
• наглядность;
• доступность;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
• сезонность проекта.
В результате действия проекта дети не только узнали о свойствах воды, они учились беречь воду. Приобрели новые навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. - у воспитанников возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформировались навыки самостоятельного творческого мышления;
- повысился уровень экологической культуры воспитанников Итогом проекта стало оформление книжки «Вода – водичка». Сочинение экологической сказки «Волшебница вода».
.Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
-сформированы начала экологической культуры у детей;
-сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-дети учатся практическим действиям по охране природы;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Используемая литература: Н.А. Рыжова «Наш дом природа» (программа).
В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Экология».
Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми»