Формирование успешной личности средствами инновационных технологий на уроках словесности
АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА
Я никогда не учу своих учеников.
Я только даю им условия, при которых они могут сами учиться.
Альберт Эйнштейн
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. В настоящее время система образования должна быть обращена в будущее, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях.
Актуальность опыта состоит в том, что современному обществу нужны нравственные, образованные, активные, предприимчивые люди, имеющие свой взгляд на мир, которые могут:
- эффективно планировать, осуществлять и анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью; умением построить коммуникативные связи в любой ситуации общения; умением донести мысль собеседнику, отстоять свое мнение адекватными для ситуации общения коммуникативными способами и приемами;
- быть способными к сотрудничеству; толерантности, творчеству;
обладать чувством ответственности за свою судьбу, судьбу своих родных, а также судьбу страны, ее социально-экономическое процветание;
- с чувством ответственности за существование всего живого, экологически чистой территории «малой родины», всей нашей планеты.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования и к школьному уроку как основной форме организации учебного процесса.
В условиях внедрения Государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования, в основу которых положен системно - деятельностный подход, особую актуальность приобретает использование инновационных технологий. Они способствуют целостному развитию личности ученика за счет активной самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности.
Теоретическая база опыта
Любая образовательная система имеет свои корни, свой психолого – педагогический фундамент, свою научную школу. Системно – деятельностный подход ориентируется на отечественную советско – российскую психолого – педагогическую науку и уходит корнями в культурно – историческую теорию известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Его ученики и последователи А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов и др. известные ученые – методисты – в течение полувека смогли разработать эту основу, на которой может строиться современная школа. Ключевое место в системно – деятельностном подходе занимает категория «деятельности», а деятельность сама рассматривается как своего рода система нацеленная на результат. С целью реализации новых требований, используются хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения.
Ведущая научная идея: внедрение инновационных технологий на уроках словесности, с целью создания комфортных условий учебы, при которых каждый ученик почувствует свою успешность, интеллектуальную возможность, значимость.
Технология реализации опыта содержит в себе арсенал разнообразных форм, методов традиционной и инновационной деятельности учителя и учеников на уроке и во внеурочное время. Особенно ценным является творческий подход к созданию системы работы на разных этапах урока в зависимости от его типа и учебного материала.
Модернизация учебно-воспитательного процесса на современном этапе способствует формированию и развитию личности, состоятельной полноценно реализоваться в жизни. Одним из шагов повышения эффективности урока словесности есть внедрение вместе с традиционными методами учебы инновационных технологий.
Поэтому, я на всех этапах урока использую интерактивные методики, которые сочетаю с традиционными (особенно на первом этапе ввода инноваций) для обеспечения "зоны психологического комфорта", а также для предотвращения снижения внимания в течение урока, недопущение снижения интереса к учебному материалу, для преодоления дискомфорта через несовершенное обладание инструментарием интерактивной учебы и учитывая уровень учебной подготовки учеников.
Работу в парах, в малых группах, использование интерактивных приемов "Круг идей", "Аквариум", "Ассоциация", "Микрофон", "Уча - учусь", "Мозговой штурм", "Незаконченные предложения", "Ажурная пилка", разных вариантов дискуссионной учебы (дискуссия, диспут, дебаты) и упражнений "Ловли ошибку", "Своя опора", "Передай мел", "Свои примеры", "Дружественный совет" сочетаю с традиционными формами работы и с творческой деятельностью нестандартного устремления "выступление в суде", интервью с писателем или героем, "создание" фильма, вернисаж иллюстраций к произведению, вернисаж идей, ролевая игра, литературная игра и др.
Большая заинтересованность старшеклассников вызывает применение формы получения информации - активной лекции, которая, в отличие от традиционной, создает условия для возникновения сомнений и вопросов у слушателей.
Алгоритм интерактивной учебы предусматривает использование таких активных методов учебы как анализ конкретных ситуаций, введения в исследуемую проблему, определение задачи, групповая работа над ситуацией, групповая дискуссия, итоговая беседа, рефлексия.
Считаю важным постепенное введение элементов интерактивной учебы (как и любой инновации), скрупулезное изучение инструментария как учителем, так и учеником, ведь неуверенность или неверная установка в начале работы в такой ситуации не даст желательного результата и приведет к напрасному расходованию рабочего времени на уроке.
Сочетаю академические и прагматичные знания, стимулирую самостоятельную познавательную деятельность, использую "Метод проектов" на заключительных (итоговых) уроках в 8-10-х классах. Метод проектирования помогает ученику быть не пассивным реципиентом готовых знаний, а субъектом учебы, который активно включается в совместную деятельность, чувствует себя равноправным участником диалога, со творцом. Это именно тот вид деятельности, который наглядно демонстрирует практическое применение приобретенных знаний. Особенно популярными являются игровые проекты, где учитель может задействовать артистически одаренных детей. Степень творчества учеников в этом случае очень высока, однако доминирующим видом деятельности все-таки является игра.
Удачно вписываются в структуру урока и элементы так называемых долгосрочных проектов : исследовательских и информационных, которые я использую в виде опережающих заданий, для создания проблемных ситуаций в ходе изучения нового материала и как итог на этапе закрепления, систематизации и обобщения знаний.
Одним из важных видов деятельности, считаю проблемное обучение, которое активизирует самостоятельную работу учеников, которое ведет к основательному усвоению и закреплению научных знаний, развивает творческое мышление, способность к самостоятельному решению поставленного задания. Поэтому элементы такого обучения применяю на отдельных этапах изучение программного материала и на соответствующих этапах урока : постановка проблемного задания в начале изучения раздела (темы) и возвращения к его решению на итоговых уроках; формулировка проблемного вопроса в начале урока (чаще всего - в эпиграфе) с дальнейшим его решением на итоговом этапе.
Процесс информатизации общества предопределяет и информатизации образования: использование новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогической цели обучения и воспитания. Готовя уроки с использованием компьютерных технологий, ставлю перед собой задачу повысить их эффективность, создать условия для высококачественного усвоения учебного материала, развивать интеллектуальные, творческие способности ученика, воспитывать гармоничную личность, готовить учеников к жизни в развитом информационном среде. Благодаря мультимедиа (презентаций, отбора иллюстраций, использование кино- или видеофрагментов) даже сухой теоретический материал оживает, становится интересным, наглядным. Так ученикам 10 класса было предложено подготовить мультимедийное сопровождение к урокам украинского языка и литературы по творчеству Панаса Мирного.
Результативность. Работая в разных классах, как правило, замечаю психологические, индивидуальные, учебные особенности каждого из них. Таким образом, учитывая эти особенности, мы определяем какие формы и методы применять в том или ином коллективе. Наблюдая и анализируя результативность внедрения интерактивных технологий в учебный процесс можно увидеть, что применение интерактивных технологий при изучении предмета, значительно повышает уровень знаний учащихся. Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках словесности дает высокие результаты:
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Применение современных образовательных технологий позволяет мне:
• наполнить уроки новым содержанием;
• развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
• формировать элементы информационной культуры;
• прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
• поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
• идти в ногу со временем.
Результаты показывают более высокую степень сформированности учебно - универсальных действий у учащихся на уроках украинского языка и литературы с применением инновационных технологий. Результатом своей работы вижу основу, направленную на развитие творческого потенциала обучающихся, получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, развитие умения выражать себя, уметь решать проблемные вопросы, развивать критическое мышление. Нетрадиционные уроки языка и литературы обеспечили в моей работе системный анализ лингвистических сведений, развитие языковой наблюдательности.
В ходе реализации опыта работы я использовала элементы современных инновационных педагогических технологий, об эффективности которых свидетельствуют итоги участия обучающихся в городских и республиканских школьных конкурсах, занимающих призовые места.
Проведенный анализ уровня обученности за четыре года, показывает, что при стабильной 100%-й успеваемости уровень обученности обучающихся 7-11 классов повысился с 78% до 100%. (Прил.1) Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов несомненна. При реализации инновационного обучения обучающихся наблюдается положительная динамика повышения качества знаний, что подтверждается итогами учебных достижений учащихся по предмету украинского языка и литературы.
Затруднения в реализации педагогического замысла, пути преодоления
В связи с должностными обязанностями заместителя директора по воспитательной работе, приходится больше посещать уроки других учителей, чем проводить свои. И при посещении уроков, еще больше пригодились знания и умения применять интерактивные инновационные технологии. Ведь сделать надлежащую оценку урока, дать полезный совет, найти изюминку урока, на мой взгляд, даже труднее, чем провести свой. Это дополнительная ответственность. Опять же, благодаря должностным обязанностям, имею благоприятную возможность достаточно активно делится опытом работы с коллегами: постоянные выступления на педагогических советах, а по сути их подготовка и организация, корректировка работы школьных методических объединений, участие в их заседаниях.
Внедрение собственного опыта осуществляю в пределах нашего образовательного учреждения постоянно.
Использование на уроках инновационных методов обучения, более затратные во временном измерении, чем традиционные, требуют особого подхода и к оценке знаний учащихся. Поэтому чаще всего в качестве форм текущего оценивания использую тесты, экспресс-опрос, самооценку. Введение самооценки в педагогический процесс требует достаточно длительной работы, однако знания коллектива класса, знание индивидуальных особенностей конкретных учащихся позволяет пользоваться таким достаточно сложным приемом: ученики не только выставляют себе оценки в баллах, но и проводят содержательный само оценочный анализ своей деятельности на уроке (этап рефлексии) . С целью активизации само оценочной деятельности учащихся применяю приемы «воображаемый микрофон», «незаконченное предложение» и (обязательное условие!) Четко сформулированы критерии оценки участия ученика в каждом виде учебной деятельности в течение урока.
Общий вывод о результативности педагогической деятельности; перспективы дальнейшей работы по теме
Мой опыт показывает, что работа над инновационными технологиями помогает учащимся быть самостоятельными, развивать критическое мышление.
Обучающийся, занимающийся активной деятельностью, учится самостоятельно творчески мыслить, последовательно рассуждать, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения; устанавливать причинно-следственные связи; критически мыслить в условиях работы с большими объемами информации; детально разрабатывать проблему, которая заканчивается практическим результатом. Моя задача как учителя украинского языка и литературы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться и действовать.
Мои обучающиеся овладевают универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Обучающиеся самостоятельно решают ключевые проблемы урока и сами объясняют, как надо действовать в новых условиях. Самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, рефлексируют свою деятельность. Именно в действии порождается знание. Итак, практические навыки, полученные на словесности, переносятся на все сферы жизни детей и обеспечивают им расширение зоны как учебной, так и социальной компетентности.