СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественно-эстетическое воспитание детей является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы ДОУ. Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКА»»


«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКА»


СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………….……3

I. Теоретическая часть………………………………………………….…....7

II. Практическая часть……………………………………………….……..15

Заключение….…………………………………………………………………….26

Список литературы………………………………………………………….……28

























Получить в детстве начало – эстетического

воспитания – значит

на всю жизнь приобрести чувство 

прекрасного, умение понимать и ценить

произведения искусства, приобщаться

к художественному творчеству  

                                                   Н.А. Ветлугина

Актуальность

 Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется основные художественно-эстетические качества человека и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, а так же  закладываются основы всего будущего развития человечества и осуществляется развитие ребенка как Личность. Художественно-эстетическое воспитание детей является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы ДОУ. Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия ребенком от простого к сложному. В связи с этим   художественно- эстетическое воспитание является сложным и длительным процессом: дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование. В этом возрасте активизируется самостоятельность мышления; развивается познавательный интерес детей и любознательность; интенсифицируется развитие самосознания, основанной на гуманистических ценностях; идет приобщение ребенка к познанию окружающего мира; развивается его позиция начальной социализации; гармонизируется эмоционально-коммуникативная сфера детей;  оптимизируется  их поведение; расширяются   возможности совместной деятельности и общения детей.  Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно- эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие, способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.
    Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются именно в творчестве. Ведь малыш имеет неограниченную возможность придумывать свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. В формировании  художественно- эстетического вкуса у детей большая роль играет ознакомление детей  с классическими произведениями детской  художественной литературы, музыкальными произведениями, живописью. Все продукты художественной деятельности приобщают их к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет детям истинное удовольствие, легко запоминается и формирует основы художественно- эстетического вкуса, в следствии чего, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь его. Развивая художественно- эстетические способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, мы закладываем основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека. А так как художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными, то они требуют специального обучения и воспитания.  Так как художественно –эстетическая деятельность развивает пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, которые являются основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

Методологическую основу моего опыта составили результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного Н.А. Вершинина, Н.М. Зубарева, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, О.П. Радынова, Т.А. Копцева.

Исходя их актуальности данной темы, мной определена цель работы, заключающаяся в поиске, разработке и внедрении новых игровых технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

Организация Объединенных Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Этот факт свидетельствует о первостепенном значении игры для естественного и гармоничного развития ребенка. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. При этом ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него начинает вырабатываться устойчивый личностный стиль поведения и появляется представление о самом себе.

Используя художественно - эстетические и дидактические игры, как средство активизации в формировании художественного творчества мною была поставлена

ЦЕЛЬ: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию творческих способностей.

 ЗАДАЧИ:


1.Развитие эстетического восприятия художественных образов (и произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2. Развитие художественно-творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных продуктивных видах художественно-эстетической деятельности.  

3. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

4. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.

5. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментам.

6. Повышение педагогической культуры родителей.

Свою образовательную деятельность разделила на 3 этапа;

1 ЭТАП.

АНАЛИТИКО - ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Проведены: анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта, сбор информации, диагностика. Создание предметно-развивающей среды в группе. Оформление уголка «Художественная мастерская». Педагогическое просвещение родителей. Включает в себя:

- коллективные и индивидуальные беседы;

- консультации («Несколько золотых правил для родителей», «Развития художественного творчества у ребенка», «Чем занять ребенка дома», «Анкетирование»)

- выставка методической литературы и пособий;


2 ЭТАП.

ПРАКТИЧЕСКИЙ В единой системе проведена образовательная деятельность - наблюдение; эксперимент, частично-поисковая деятельность, репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, наглядный метод, индивидуальная работа. Организация и проведение организованной образовательной деятельности в течение учебного года. Систематизация и модификация развивающих дидактических творческих игр по видам деятельности. Организация индивидуальной работы – в течение года.

3 ЭТАП.

АНАЛИТИКО – ОБОБЩАЮЩИЙ. Подведён итог работы: пополнены пособия, атрибуты к играм по изучаемой теме, разработаны рекомендации работы с детьми, обобщен опыт работы. Проведение итоговой диагностики.

В своей работе пользуюсь разнообразными формами, методами и приемами:

•организованная образовательная деятельность;

•игровая деятельность;

•самостоятельная деятельность детей;

•рассматривание;

•чтение художественной литературы.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, я много использую эмпатии, доброжелательность, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазии ребёнка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребёнка и создания положительной атмосферы сотрудничества  со взрослыми. Сначала игровые технологии  использовала как игровые моменты, которые очень важны, в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей. Использую фронтальные  игровые ситуации, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Это игры типа «Хороводные», «Догонялки» и «Выдувание мыльных пузырей». В дальнейшем добиваюсь, чтобы игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима. Детские интересы наиболее ярко проявляются в игре, и воздействовать на развитие интересов легче всего через игру.  Интеграция даёт возможность активнее использовать игровые формы работы на занятиях. Поэтому я  использую множество игровых приёмов с целью стимулирования познавательных интересов. В построении занятий применяю и художественно - развивающие игры. Например, такие как «Подбери цвета, которые художник использовал в своей картине, «Холодные и тёплые цвета», «Найди картинку по палитре» и другие. Так же в занятия включала нетрадиционные техники рисования. Их использование доставляло детям множество положительных эмоций, дарило неожиданные открытия, раскрывало новые возможности использования знакомых бытовых предметов в качестве художественных материалов.                                                                 

Игры и упражнения по развитию творческих способностей позволяют решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий, воспитательный.

Познавательный аспект:

- формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения, умений и навыков;

- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект:

- развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

- развитие сенсорной сферы, развитие двигательной активности.

Воспитывающий аспект:

- воспитание системы нравственных межличностных отношений.

В своей работе наряду с типовой «Растим личность» под редакцией М. А. Васильевой, постаралась собрать воедино разные игры на развитие логического мышления у детей старшего возраста.

В работе с дошкольниками я исходила из того, что творческий труд должен быть положительно мотивирован, не нести в себе отрицательных эмоций и переживаний.  В соответствии с этим, с детьми среднего дошкольного возраста была проведена предварительная работа по формированию мотивационной готовности к предстоящей творческой деятельности.
Обучение детей в основном строилось на использовании вербальных методов и приемов обучения с проблемно-поисковой и прогностической направленностью. С детьми проводились беседы, читались и анализировались стихотворения, рассказы, создавались проблемные ситуации, позволяющие ребенку самостоятельно, творчески подойти к правильному осознанию и разрешению возникшего противоречия («сегодня у нас на занятии нет кисточек, но волшебница нам оставила листики мятой бумаги. Как при помощи этого материала  можно нарисовать ёжиков?»)
Другое важнейшее условие для развития у детей изобразительных способностей - организация интересной содержательной жизни ребенка в детском учреждении  и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. С этой целью проводилось прежде всего анкетирование родителей по изучению художественных интересов детей (приложение 1). Необходимо было показать родителям необходимость развития у детей творческих способностей. Не менее важным считаю работу по обогащению знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования (использовались различные методы работы: папки-передвижки, консультации для родителей, выставки рисунков в нетрадиционных техниках.)

Учет  индивидуальных особенностей ребенка – одно из основных условий развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в этот день.
При формировании у детей мотивационной готовности к художественно-творческой деятельности мной были реализованы следующие педагогические условия:
1.Обеспечение предметно-развивающей среды играми, наглядными и дидактическими пособиями, вспомогательными устройствами, материалами и инструментами, способствующими проявлению и развитию детского творчества в процессе рисования нетрадиционными. техниками.
2.Создание атмосферы креативного взаимодействия между детьми и педагогом:
-  проявление доброжелательности к детям, создание атмосферы сотрудничества в процессе рисования, отказ от  критики и отрицательных оценок творческой деятельности ребенка;
-  поощрение высказываний и реализации детьми оригинальных идей, нестандартных решений, стремления ребенка к саморазвитию, самовыражению; учет и формирование в художественно-творческой деятельности продуктивного мышления каждого из детей.

Огромные возможности для развития личности и обогащения детского творчества таит в себе эстетическая игра.

Для решения задач художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста я использую особые эстетические игровые образовательные ситуации:

на одних - дети погружаются в мир красоты, открывают для себя красоту окружающего мира, природы, предметов искусства, знакомятся с жанрами искусства (портрет, натюрморт, пейзаж) например «Мир натюрморта», «Секреты художника портретиста», «Как цвет помогает понять настроение картины?»;

на других – осваивают новые способы действий с материалами, экспериментировали с цветом, с разными фактурами «Можно ли рисовать без красок?», «Как слепить бусы из муки?».

Игровые образовательные ситуации состоят из трех частей:

  1. Чтобы заинтересовать совместной деятельностью детей в первой части провожу постановку игровой проблемы, игровой мотивации (кому-нибудь помочь, исправить чьи – то ошибки).

  2. Во второй части происходит обогащение детского творческого опыта. Вместе с детьми мы рассматриваем произведение искусства и обсуждаем его, или активизирую детскую деятельность на создание какого–либо продукта детского творчества.

  3. В третьей части обобщаю полученный опыт, обыгрываем ситуацию и она плавно перетекает в игру. Вместе с детьми мы отправляемся в путешествие или сказку, по дороге выполняя творческие задания, помогая персонажам.

Большой потенциал для развития художественно–творческих способностей дошкольников заложен в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Моим ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ («Внимание – пешеход!», «Мама лучшая на свете» и др.), где они бывают главными экскурсоводами.

Мы вылепили «Пластилиновый театр» и показывали сказки малышам. Проектировали и делали макет города, макеты «Мой, любимый город Донецк»», «Деревенский дворик». Организовывали различные мастерские, где занимались рукоделием, изготовлением различных поделок.

Использовала в своей работе метод проектов, где учитывался принцип интеграции с другими образовательными областями. Так, например, в проекте «В гостях у дяди Федора» дети учились создавать натюрморты из фруктов и овощей, лепили Пугало, делали аппликацию сельскохозяйственной техники, одновременно обогащая свои знания о сельскохозяйственном труде. В проекте «В лесу родилась елочка» дети узнали много нового о елке, о традициях празднования Нового года, научились изготавливать объемную елочку из разных материалов: бумаги, мишуры, пряжи, перьев.

Обязательно в конце каждого мероприятия провожу анализ детских работ. Достижения ребенка соизмеряю с его личными возможностями и оцениваю в сравнении с его же прежними результатами. Обстоятельно аргументирую оценку, которой придаю позитивный характер. Стимулирую и поддерживаю проявление самостоятельности и активности детей, их инициативу и аккуратность.

Для активизации творческого воображения и мышления использую следующие приемы:

- Приемы ТРИЗ-технологий,  например

даю детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «Пейзаж – пойди туда, не знаю куда», «Портрет пришельца»;

рисование по необычным словам, которые придумывают сами дети, «Снегоеды», «Зайцемух»;

рисование и лепка по ассоциативным темам «Грусть», «Злость», «Радость».

- Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками.

Это игры–опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой, рисование соком овощей и фруктов.

- Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.

В рисовании:

  • ладонная и пальцевая техники,

  • кляксография,

  • ниткография,

  • монотипия,

  • рисование акварелью по мокрому листу,

  • печатание штампами, листьями,

  • батик.

В лепке:

  • использование глины,

  • соленого теста,

  • бумажной массы,

  • фольги,

  • репейника.

В аппликации:

  • сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина);

  • использование пищевых продуктов (круп, макаронных изделий, яичной скорлупы, окрашенного песка и других материалов).

Проводила такие игры как «Прятки в отпечатке» - дети отгадывали на что похож отпечаток ладони, и предлагала дорисовать до какого–либо образа; «Семейка медвежат» - предлагала детям трафареты медвежат и просила одеть каждого в свой наряд, наклеить разные материалы (нитки, салфетки, ватные шарики).

Сочетала рисование и аппликацию, лепку и аппликацию. На 8 марта и 23 февраля дети рисовали портреты папы и мамы, а украшали портрет при помощи аппликации.

У детей я формировала мотив - стремление выполнить изображение по-своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив – потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью.

Использовала прием сотворчества и коллективных работ. Дети выполняли коллективную аппликацию, изображали улицу города, вырезали и приклеивали дома, машины, людей используя вырезки из журналов, делая работу в технике коллажа.

Одним из направлений работы является взаимодействие и сотрудничество с родителями, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

С этой целью я провела ряд консультаций и родительских собраний («Игрушки из бросового материала своими руками», «Нетрадиционные способы рисования», «Развитие художественного творчества у дошкольников» и др.).

Вовлекаю родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами этой деятельности становятся выставки творчества детей и родителей:

- выставка «Красота в жизни, природе и искусстве»;

- выставки рисунков «Золотая осень», «Весенний пейзаж», «Цветные ладошки»;

- выставки поделок из бросового материала «Наши руки не для скуки», «Наши мамы мастерицы», «Зимушка хрустальная».

В играх с предметами в своей работе я использую игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их  признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Например, «Черепашка»«Мозаика»«Весёлые замочки»«Собери матрёшек»«Найди свой цветок»«Цветочная поляна» и др.

В процессе выполнения игровых правил у детей формируются навыки выделять характерные детали, красивые сочетания цветов, а также развивается художественное восприятие, память, речь, воображение.

1. Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и другие. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

1. Игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы. Играя в эти игры, дети развивают пространственное воображение, учатся узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям. Например«Собери фигуру по картинке»«Формы»«На что это похоже»«Узнай предмет по силуэту».

2. Игры, развивающие у детей цветовое восприятие, способствующие реализации живописных и колористических задач обучения. Например: в игре «Теплый – холодный», мы уточняем с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; в игре «На лугу расцвели красивые цветы» дети собирают букеты цветов определенной цветовой гаммы: теплой или холодной; в играх «Палитра осени»«Палитра весны»«Времена года» ребята подбирают цветовую гамму к определенному времени года и закрепляют знания о сезонных изменениях в природе.

3. Игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении, величине. Например: в игре «Парные картинки» необходимо найди сходство и отличия предметов; играя в конструктор «Животные», дети собирают целое животное из различных частей тела (голова, уши, туловище, лапы, хвост).

4. Игры, на развитие чувства ритма и симметрии. В этих играх дети учатся самостоятельно составлять узоры, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдать симметрию и ритм учили игры - «Выложи узор на коврике»«Продолжи орнамент»«Сложи узор из предложенных элементов».

5. Игры, способствующие развитию композиционных умений, начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине. Например«Составь натюрморт»«Дорисуй картину»«Перспектива». В этих играх дети учатся воспринимать такие характеристики, как далеко, близко, там, здесь, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне

6. Игры для ознакомления с жанровой живописью, например, «Жанры живописи», «Собери (пейзаж, натюрморт, портрет).

7. Игры по декоративно -прикладному искусству «Продолжи узор»«Художественный салон»«Укрась фартук»

8. Игры направленные на знание творчества известных художников, архитекторов, художников – иллюстраторов «Чьи картины?».

9. Игры направленные на знание искусствоведческих терминов «Изословарь»«Натюрморт, портрет, пейзаж», фланелеграф «Составь натюрморт»

10. Практические игры могут быть направлены на развитие глазоручной координации, памяти, внимания, воображения, мелкой моторики, но все они предполагают работу с изобразительными материалами. «Дорисуй»«Чего не хватает»«Нарисуй симметричный узор»«Соедини по точкам». К практическим играм относятся ребусы и кроссворды.

11. Игры на развитие эмоциональной сферы «Зеркальце»«3медведя»

12. Схемы и модели

2. Словесные игры.

Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия.

В своей работе я использую такие игры:

«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко ит. д.).

«Что бывает желтое в природе?» (солнце, одуванчик, лимон, осенние листья).

«Что это такое?»- я называю растение или животное, дети - общую группу, к которой они относятся.

После каждой дидактической игры, детские работы оцениваются взрослым или самими детьми. Таким образом, развивается умение детей давать эмоционально-эстетическую оценку работам, выполненными самими детьми (своей собственной и других детей). Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.

Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

На занятиях используются те д/игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.

При планировании д/игр в воспитательно-образовательном процессе необходимо, чтобы новые игры, взятые на занятии, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий.

Д/игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.

В тесном контакте с родителями провожу индивидуальную работу, систематически изучаю новинки методической литературы, выбираю из неё интересные материалы и консультирую родителей. Родители с большим удовольствием принимают участие в изготовлении наглядного пособия и методического материала. Такая форма работы способствует тесному сотрудничеству МДОУ и семьи по формированию необходимых представлений, воспитывает у ребенка уверенность в своих силах, развивает познавательный интерес.

Результат моей педагогической деятельности. 

После проведения работы я получила следующие результаты.

Систематизированы педагогические знания по развитию художественно–творческих способностей дошкольников.

Создана развивающая среда изостудии «Акварелька».

Дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью.

Появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов.

Появился интерес к творческому экспериментированию.

Субъективная новизна, оригинальность и вариативность, как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества.

У детских работ появился индивидуальный почерк.

Повысился уровень ручной умелости, координации движений.

Повысился уровень художественно-творческих способностей.

Итоговая диагностика художественно–творческих способностей воспитанников показала, что высокий уровень развития данных способностей наблюдается у 55 % детей, средний уровень – у 45 %, низкий уровень развития художественно–творческих способностей у воспитанников полностью отсутствует.

Таблица 1.

Уровень развития художественно–творческих способностей дошкольников.

Уровень развития

художественно–творческих способностей

%

высокий

55

средний

45

низкий

0

Активными субъектами творческого процесса стали родители, повысили психолого–педагогическую компетентность в области детской продуктивной деятельности.

Результатами нашей деятельности является активное участие воспитанников в мероприятиях различного уровня.

Январь 2016 – участники районного конкурса « Елочка- гори» - 1 место.

Ноябрь 2017 года - участники выставки-конкурса детского рисунка «Главное слово мама!», посвящённого Дню матери.

Декабрь 2018 года –  участники районного конкурса творческих работ «Эко-елочка 2018».

Декабрь 2018 года – участники районного этапа конкурса творческих работ «Новогодняя игрушка-2018», 1 место «Новогодний метеорит».

Декабрь 2018 года – участники районного конкурса детских творческих работ «ЭКО-елочка».


Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно–творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.


Заключение

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы и решением его основных задач.

При этом становится возможным создание доброжелательной атмосферы, мотивация деятельности, широкое использование игровых приемов обучения, художественно-развивающих дидактических игр, что является важным стимулом в художественно-эстетическом творческом развитии дошкольников, в воспитании трудолюбия, аккуратности, желания доводить начатое дело до конца, как условий возникновения творчества.

Обобщая можно отметить, что, безусловно, в будущем не каждый ребенок станет художником, но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а созревают в его художественно-творческой деятельности. Главное же, чего удается достичь, организую работу по художественно-эстетическому воспитанию в процессе игровой деятельности, это развитие у дошкольников воображения, что в дальнейшем способствует их переходу к более гармоничной психической деятельности, их художественно-творческому, эстетическому развитию.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.









Список литературы

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – ООО «Карапуз-Дидактика», 2009.

  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: ООО «Карапуз-Дидактика», 2009.

  3. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: ООО «Карапуз – Дидактика», 2007.

  4. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – СПб.: Питер, 1997.

  5. Радынова О.П., Копцева Т.А. Художественно-эстетическое развитие ребёнка в дошкольном детстве. Методические рекомендации. – М.: ООО «Дрофа», 2014.

  6. Торшилова Е.М. Шалун, или Мир дому твоему: Программа и методика эстетического развития дошкольников. – М.: ИХО РАО, 1998.

  7. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №1. – С.35-38.