СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы «Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе краеведческого направления деятельности МБУ ДО ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  опыте  методической работы  учреждения дополнительного образования (МБУ ДО ДПШ) представлена эффективная система работы по краеведению: по созданию единого  краеведческого образовательного пространства на основе интеграции и  внедрения  в образовательный процесс ИКТ; показана социально-значимая и практико-ориентированная деятельность краеведческих ДО; представлены как традиционные, так и инновационные формы и методы воспитательной  работы. 

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы «Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе краеведческого направления деятельности МБУ ДО ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом пионеров и школьников имени Героя Советского Союза Николая

Ивановича Филоненко г. Сальска







Опыт работы

«Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе краеведческого направления деятельности МБУ ДО ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска»







Артюшина Наталья Николаевна,

методист высшей квалификационной

категории МБУ ДО ДПШ

им. Н.И.Филоненко г. Сальска













г. Сальск

2017 г.

Содержание работы

I.Введение ………………………………………………………………………..3 с. II.Основная часть .…………………………………………………………….....5 с. 1.Теоретическое обоснование «Роль информационных технологий в образовательном краеведческом процессе»……………………………… . …5 с. 1.1.ИКТ - важнейший инструмент модернизации российского образония….5с. 1.2.Внедрение ИКТ в дополнительное образование……………………… …..7 с. 1.3. Роль педагога в формировании информационно-коммуникативных компетенций обучающихся …………………………………………….......8 с. 1.4.Роль информационно-образовательной среды в реализации современных педагогических технологий……………………………………..10 с. 1.5.Предмет, объект и задачи краеведения…………………………………….11с. 1.6.Основные направления краеведения……………………………………….13с. 1.7.Методологические принципы краеведения………………………………..14 с. 2. Практическая часть: «Опыт работы по использованию информационных технологий в учебно-воспитательном процессе краеведческого направле- ния деятельности»……………………………………………………………….15 с. 2.1.Педагогический анализ состояния краеведческой работы в ОО Сальского района и МБУ ДО ДПШ………………………………………………………...15 с. 2.2. Специфика, направления краеведческой деятельности ДПШ………….20 с. 2.3. Учебная краеведческая деятельность детских объединений …………..26 с. 2.4. Организация проектной исследовательской деятельности с использованием ИКТ……………………………………………………………29 с. 2.5. Включение информационных технологий в воспитательную краеведческую деятельность……………………………………………………………………...31 с. 2.6. Информационные технологии в методической работе краеведческого направления деятельности. ……………………………………………………..34 с. III. Заключение…………………………………………………………………..40 с. IV.Список литературы…………………………………………………………...42 с. V. Приложения ……………………………………………………………. 44 с.

  1. Введение

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. К сожалению, нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, и который будет ею гордиться. Эти качества личности формируются всем укладом жизни человека.

Вот почему в последние годы значительно возросла роль краеведения в воспитании подрастающего поколения. Знание истории родного края конкретизирует многие события отечественной истории, помогает понять многие процессы, происходящие в современном мире. Знакомство с яркими страницами местной истории, с известными земляками, с памятниками архитектуры вызывает гордость за своих предков. Изучение истории своей семьи помогает восстановить связь поколений, улучшает взаимоотношения с родителями. Исследовательская работа по краеведению помогает детям реализовать свои интересы и раскрывает новые страницы в летописи родных мест. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания в настоящее время вышли на государственный уровень. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Кроме того, в конце 20 века человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество, которое уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий. Речь идет об изменении содержания образования, об овладении информационной культурой — одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность. Современные педагоги должны уметь выбирать и применять в образовательной деятельности именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года была поставлена важная задача:«…подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационно - коммуникационных технологий».

И это уже не дань моде, а объективная необходимость успешного педагогического процесса. Российское образование, в том числе и дополнительное, с каждым новым десятилетием автоматически поднимается на более высокий современный интерактивный уровень, что предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, в краеведении, в частности.

В условиях внедрения стандартов второго поколения (ФГОС) как для школы, так и для учреждений дополнительного образования, приоритетной стала проблема создания, распространения и обоснованного внедрения в учебный процесс современных средств ИКТ. Современные технологии можно и нужно использовать на всех этапах занятия, в различных активных и интерактивных формах учебной и воспитательной работы по краеведению. Целью такой информатизации является интенсивное использование информационных технологий для более быстрого достижения образовательных результатов.





II. Основная часть

1.Теоретическое обоснование «Роль информационных технологий в образовательном процессе»

1.1.Информатизация - важнейший инструмент модернизации российского образования.

Современное общество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Темпы получения, накопления и передачи информации обеспечены развитием и широким внедрением во все сферы жизни информационно – коммуникационных технологий (ИКТ). Мы зависимы от огромного числа сведений, без которых уже не можем представить своей жизни. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно - технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.    

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - приоритет российского образования. Речь идет не просто об обеспечении образовательного учреждения компьютерной техникой и доступом в Интернет, а о процессе изменения содержания, методов и организационных форм образовательной работы, которые вызваны необходимостью готовить подрастающее поколение к жизни в информационном обществе – о процессе информатизации.

Сегодня новые современные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, становятся важнейшим инструментом модернизации школы в целом - от управления до обучения и обеспечения доступности образования. В настоящее время вопросы информатизации рассматриваются во многих нормативных  документах в области образования. В Национальной инициативе «Наша новая школа» президент Дмитрий Анатольевич Медведев неоднократно упоминает о необходимости внедрения в школы интерактивных учебных пособий и высокотехнологичного оборудования:  «Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с… высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями…»

Сегодня трудно найти образовательное учреждение, которое оказалось бы вне сферы интенсивного использования информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) для проведения образовательного процесса и управления своей деятельностью. Все большее внимание уделяется разработкам цифровых (электронных) образовательных ресурсов и применению дистанционных образовательных технологий, основанных на ИКТ.

Учебный процесс в информационно – образовательной среде, основанной на использовании средств ИКТ, по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет:

  • Увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;

  • Обеспечить доступ к разнообразной информации из лучших библиотек, музеев района и области; дать возможность слушать лекции ведущих ученых и задавать им вопросы, принимать участие в работе виртуальных школ;

  • Повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счет наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей;

  • Повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления;

  • Активнее использовать методы взаимообучения (обсуждение учебных проблем на форумах, в чатах, оперативное получение подсказок);

  • Развивать учебную инициативу, способности и интересы учащихся;

  • Создавать установку на непрерывное образование в течение всей жизни.

В первую очередь существенные изменения произошли в группе «Технические средства обучения». Прежде всего, персональный компьютер с программами компьютерного моделирования и программами мультимедиа не только полностью, но и с большим успехом заменяет лингафонные устройства, кинопроекторы, диапроекторы и электронно - вычислительную технику, существовавшие ранее. Именно персональный компьютер становится центральным техническим средством. При проведении в аудитории уроков - лекций, занятий, вся видеоинформация выводится из компьютера, видеокамеры, видеомагнитофона на экран (лучше, если используется интерактивная доска) или демонстрационный телевизор, а звуковая информация — через звуковые колонки. Причем современные мультимедиа проекторы имеют большой световой поток, и в аудиториях практически не требуется затемнения. Следовательно, в наступившей эпохе глобальных информационных технологий технической базой стал персональный компьютер, а методической — цифровое представление информации.

Кроме того, появилась новая группа средств обучения — «информационные сети», в состав которой входят различные телекоммуникационные сети, в том числе и глобальная сеть Интернет.

1.2. Внедрение ИКТ в дополнительное образование.

Опыт показывает, что и дополнительное образование, наряду с общим, автоматически поднимается на более высокий современный интерактивный уровень, что предполагает широкое применение ИКТ в образовательном процессе, которое определяется рядом факторов:

Во-первых, внедрение ИКТ в дополнительное образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального  опыта не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют подростку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором обновления системы дополнительного образования в соответствии с требованиями современного общества, социальным заказом родителей на качественное предоставление образовательных услуг.

1.3. Роль педагога в формировании информационно-коммуникативных компетенций обучающихся

Современные информационные технологии ведут к подлинной революции в образовании. Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Основными современными требованиями к педагогу любой дисциплины, в том числе и к педагогу дополнительного образования, являются: наличие высокого уровня компьютерной грамотности, информационной культуры, умение применять различные программные продукты для достижения поставленной цели, знание функциональных и дидактических возможностей средств ИТ. Только грамотный образованный педагог может осуществлять грамотный образовательный развивающий педагогический процесс. Основная задача педагога, осуществляющего деятельность в современном образовательном процессе — это развитие учащегося, его личностное становление.

Однако в организации педагогического процесса очень многое зависит и от личности самого педагога: надо обладать хорошими знаниями, быть увлеченным человеком, постоянно совершенствоваться и духовно расти, «идти в ногу» с техническим прогрессом. Применительно к краеведческой деятельности, педагогу важно не только заинтересовать ребят историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать больше, но и показать дальнейшую перспективу личностного роста каждого из учащихся, возможность широкого применения полученного краеведческого и информационно-коммуникативного опыта в жизни.

Средства обучения долгое время традиционно рассматривались лишь как условие взаимодействия педагога и учащихся, реализации того или иного метода обучения. Иначе и быть не могло, потому что носителем знания являлся педагог, и он использовал определенные методы и средства, чтобы эти знания передать. Но если педагог не единственный носитель знаний, следовательно, учащемуся необходимо их самостоятельно получить из окружающего мира, из различного рода источников информации. Без средств обучения учащемуся тем более не обойтись в самостоятельной образовательной деятельности. От учащегося сегодня требуется не просто «усваивать» предлагаемый материал, но и познавать окружающий мир, вступая с ним в активный диалог; осуществлять сбор, обработку и преобразование информации; самому искать ответы и не останавливаться на достигнутом.

Однако по ряду причин компьютер не способен заменить педагога:

1. Компьютер не может осуществлять воспитательную функцию в процессе занятия. 2. При работе с техникой у учеников не развиваются коммуникативные способности. 3. Компьютер не способен понять мысли учеников и выстроить с ними человеческое общение.

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что на данный момент информационные технологии не могут выступать в роли преподавателя, их стоит рассматривать как эффективное средство помощи в усвоении материала в процессе обучения.

1.4. Роль информационно-образовательной среды в реализации современных педагогических технологий

Практическая реализация новых технологий в дополнительном образовании возможна за счет разработки и внедрения в учебный краеведческий процесс современных информационно-образовательных сред, которые являются наиболее эффективной формой из всех ранее известных программных средств учебного назначения. Их целесообразно использовать в учебной краеведческой и особенно в самостоятельной информационно-поисковой деятельности. Информационные образовательные среды позволяют реализовать в учебном процессе большую часть возможностей современных педагогических технологий, что способствует: -        лучшему усвоению программного материала за счет того, что подаваемый краеведческий материал становится более увлекательным, наглядным, усиливается его информационная емкость, появляется возможность разностороннего рассмотрения изучаемого явления, расширяется арсенал приемов подачи учебного материала, экономится время на его изложение; -        реализации возможностей интеллектуального управления ходом учебного процесса, что позволит создать условия для индивидуального и дифференцированного обучения, выбора обучаемым темпа и траектории изучения краеведческого материала; -        автоматизации контроля знаний, умений, навыков, что способствует повышению объективности контроля знаний, усилению мотивации учения; -        организации самостоятельного изучения учебного материала, позволяющего повысить интеллектуальный уровень обучаемого.

1.5. Предмет, объект и задачи краеведения.

В современных условиях развития нашего общества, когда глубокие перемены, происходившие в жизни России в конце прошлого столетия-начале 2000-х годов, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. Было «упущено» целое поколение молодых россиян. Понижение нравственно-культурного уровня, возникновение социальной пассивности, безразличия к родной истории, уже дали свои «плоды». Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, возрождении традиций нашей страны, начиная с ближнего окружения – малой родины.

Одним из важнейших видов такой работы в обучении и воспитании молодого поколения является Краеведение. Краеведческое направление во всех сферах деятельности воспитывает любовь к своему родному краю, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки, способствует всестороннему познанию своего края (области, района, города, села, микрорайона), фундаментальному изучению окружающего пространства, природных, экономических и культурных ресурсов, географических, этнографических и демографических особенностей, его истории, общественной жизни, перспектив и закономерностей развития природы и общества на местном материале.

Предметом изучения краеведения является территория, местность, а объектами географического краеведения – природа, население, хозяйство, история, археология края.

Сущность краеведения заключается в комплексном изучении природы, населения, хозяйства, этнографии, истории, археологии, культуры в их динамике в данной местности. Природа края и отдельные компоненты, население и хозяйство изучают во взаимосвязи и развитии, т.е. с исторических позиций. Природа, население, хозяйство края изучаются как часть более крупных историко-природно-социально-хозяйственных районов страны.

Задачи педагога, направленные на формирование у обучающихся основных краеведческих компетенций:

  1. Овладение знаниями о сущности и значении краеведения, основных формах и методах краеведческой работы.

  2. Через призму историзма проследить основные направления развития краеведения в районе, регионе.

  3. Формировать умения у учащихся давать описания исторических, архитектурных объектов, природных компонентов, а также характеристику населения, хозяйства, отдельных предприятий.

  4. Овладеть умениями по использованию краеведческих знаний в туристско-экскурсионной работе.

  5. Овладеть умениями разработки и проведения учебных экскурсий, исторических экскурсов.

  6. Содействовать овладению знаниями об эколого-природоохранительной деятельности на территории области и функционировании особо охраняемых территорий и объектов.





1.6. Основные направления краеведения.

Краеведение формируется как результат деятельности самых различных наук, разных по содержанию и методам исследования, но ведущих в совокупности к всестороннему познанию края. Общее краеведение охватывает самый широкий круг вопросов, касающихся истории, этнографии, культуры, археологии, природы, населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др. В зависимости от объектов исследования, выделяются различные направления краеведения (Приложение № 1 Схема «Направления краеведения»; Приложение № 2 «Общая характеристика направлений краеведения»):

  • историческое (а внутри него археологическое);

  • этнографическое;

  • природоведческое (природно-географическое);

  • географическое (физико-географическое);

  • биологическое;

  • экологическое;

  • литературное;

  • художественное (искусствоведческое);

  • топонимическое;

  • экономическое и др.

Но у всех направлений краеведческой науки есть общий предмет изучения – конкретная местность, край. Это и есть объединяющая основа разнообразных сведений, которые синтезируются по территориальному признаку. Замечательная особенность и сила краеведения в том, что оно комплексно оценивает значимость происшедших на изучаемой территории событий, связанных с ними людей, ценность археологических и архитектурных памятников, красоту пейзажей, важность и редкость природных данных: ландшафта, климата, редких растений и животных и т.д.

1.7. Методологические принципы краеведения.

Краеведение предусматривает усвоение ряда принципиальных положений. Данные принципы носят характер самых общих указаний, правил, норм регулирования процесса познания и включают руководящие идеи, законы и закономерности:

  1. Научность 

  2. Систематичность и последовательность,

  3. Комплексность

  4. Плановость  

  5. Региональность

  6. Массовость 

  7. Историзм  (Приложение № 3 «Характеристика методологических принципов краеведения»)

В краеведении - школа, учреждения дополнительного образования и семья должны стать союзниками, работать в одном направлении. Ведь необходимо воспитать человека неравнодушного, умеющего сопереживать, восхищаться прекрасным, будь это что-то материальное или поступок человека, у которого есть стремление сделать лучше не только свою жизнь, но и окружающих.











2. Практическая часть: «Опыт работы по использованию информационных технологий в учебно-воспитательном процессе краеведческого направления деятельности»

«Краеведение вносит в окружение человека

высокую степень духовности, без которой

человек не может осмысленно существовать»

Д. С. Лихачев.

2.1. Педагогический анализ состояния краеведческой работы в ОО Сальского района и МБУ ДО ДПШ

«И современники и тени
В тиши беседуют со мной.
Сильнее стало ощущенье
Шагов Истории самой…»

Эти строки из стихотворения советского поэта Ярослава Смелякова каждый раз всплывают в памяти, как только переступаешь порог музея боевых и революционных традиций «Служу Отечеству» сальского Дома пионеров и школьников, воспитавшего не одно поколение юных сальчан на достойных примерах и традициях, за свою 70- летнюю историю. Самому же Дому пионеров без малого 91 год. Первые кружки туристов-следопытов начали свою работу в 50-х годах, когда на работу в ДПШ пришел Эдем Газиевич Эюпов – молодой лейтенант, прошедших военными дорогами сотни километров от Крыма до Сальских степей, не понаслышке знавший правду о войне. Это на его энтузиазме и гражданском патриотизме создавался музей, который в наше время признан одним из лучших в Ростовской области. Э.Г.Эюпов - педагог-новатор, более 30 лет отдал любимому делу, воспитанию подрастающего поколения, а богатейший фонд музея, собранный его руками и руками краеведов трёх поколений, до сих пор активно используется всеми педагогами, краеведами города и района: при написании своих исследовательских работ, при создании тематических слайдовых фото-презентаций, при проведении тематических встреч, экспресс-часов и экскурсов. Старые кинопленки с сотнями метров отснятого краеведами материала, не раз переписывались и бережно хранятся в фондах музея. 1991 год для Дома пионеров и школьников стал годом перехода с досуговой деятельности на образовательную, где краеведческая заняла достойное место. С внедрением в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, этот вид деятельности стал более содержательным, насыщенным, современным.

Важнейшей целью современного общественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является «…воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России…. Общеобразовательные и дополнительные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.» ( из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России).

Педагогический анализ состояния краеведческой работы в образовательных организациях Сальского района в целом высветил ряд проблем, над которыми необходимо серьезно работать: многие школы, не имеющие специалистов по краеведению (педагогов-краеведов), уделяют основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию личности в данном направлении деятельности; не учат принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. Практика показывает, что для решения поставленных задач образовательными организациями недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы района, учителя зачастую пренебрегают краеведческим принципом преподавания. Даже в тех образовательных организациях, где действуют краеведческие объединения учащихся, как правило, наблюдается отсутствие системы работы, связей с другими краеведческими объединениями, музейные материалы практически не используются в образовательном краеведческом процессе школы. Таким образом, отсутствие единства краеведческого обучения, воспитания и развития противостоит решению стратегических задач краеведческого образования. Все это свидетельствует о наличии противоречия между потребностями образовательных организаций, имеющимися образовательными и воспитательными ресурсами краеведческой деятельности  и  недостаточным уровнем их использования, решение которого возможно при  определении содержания и организации краеведческой деятельности как системообразующего компонента педагогической системы образовательных учреждений.

Положительное решение этой проблемы возможно, поскольку именно в МБУ ДО ДПШ, как центре дополнительного образования города и района, имеются все необходимые условия для осуществления качественного образовательного процесса краеведческой направленности: наличие высококвалифицированных методических кадров и базы (туристко-краеведческое структурное подразделение, музей революционных и боевых традиций «Служу Отечеству»); многолетний положительный опыт ведения краеведческой работы с педагогами дополнительного образования и учащимися; стабильное целенаправленное планирование и осуществление организационно-педагогической краеведческой деятельности в масштабах города и района; ведение методической деятельности с педагогами, учащимися детских краеведческих объединений МБУ ДО ДПШ, ОО г. Сальска и Сальского района. И самое главное, большое желание вывести краеведческую работу Сальского района на новый качественный уровень.

Методисты Дома пионеров и школьников, руководствуются основными положениями «Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года»: «Каждое учреждение дополнительного образования детей должно стать организационно-методическим центром по развитию дополнительного образования детей для образовательных учреждений различных типов и видов своего микрорайона, муниципалитета, региона. Государственные учреждения дополнительного образования детей (федеральные, республиканские, краевые, областные) должны осуществлять координирующие, информационно-организационные, программно-методические функции поддержки развития дополнительного образования детей на уровне субъекта.», выдвинули идею «Создания единого образовательного краеведческого пространства на основе преемственности и интеграции содержания основного и дополнительного образования детей», в соответствии с которой разработали систему методической работы в краеведческом направлении деятельности: ежегодно разрабатывают и реализуют планы методической и организационно-педагогической (массовой воспитательной работы краеведческой направленности) (Приложение № _4_ «Схема создания единого образовательного краеведческого пространства»).

Основными целями такой работы являются:

  • Обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по туристско - краеведческому направлению образовательной деятельности;

  • Методическая поддержка инновационной деятельности;

  • Методическое сопровождение различных сфер деятельности педагогов туристско-краеведческого структурного подразделения для эффективного использования перспективных форм работы с учащимися и повышения профессиональной компетентности педагогов.

В ряде поставленных задач в 2011- 2017 учебных годах следует выделить задачи, направленные на освоение и внедрение современных информационных технологий через активные и интерактивные краеведческие формы совместной деятельности:

  1. Предоставлять педагогическим работникам необходимую информацию по основным направлениям развития дополнительного образования, о программах, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания.

  2. Формировать теоретическую и практическую готовность педагогов к инновационной деятельности через внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий (проектной, исследовательской, ИКТ, технологии интерактивного обучения).

  3. Способствовать использованию и развитию информационных технологий для повышения творческого потенциала обучающихся и педагогов.

  4. Продолжать дальнейшее внедрение информационных технологий в образовательный процесс.

  5. Информировать социум о деятельности педагогов и учащихся через официальные сайты: ИМЦ, МБУ ДО ДПШ и СМИ.

Задачи, направленные на развитие краеведческой деятельности в МБУ ДО ДПШ и ОО Сальского района:

  1. Содействовать в оказании поддержки педагогическим работникам  в инновационной деятельности, организации и проведении исследовательской  работы.

  2. Побуждать педагогов к изучению новой информации, опыта; создавать условия для активизации приобретенных знаний, творческого их применения.

  3. Создавать условия для взаимодействия, способствующие совершенствованию форм и методов творческого развития детей.

  4. Принимать участие в Российских, в областных и районных конкурсах, краеведческих конференциях, слётах по патриотическому воспитанию, фестивалях детского творчества.

  5. Совершенствовать содержание, организационные формы и методы образовательной краеведческой деятельности.

  6. Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогических кадров путём участия в проблемных курсах, стажёрских площадках, семинарах, мастер-классах, творческих педагогических мастерских;

  7. Содействовать обеспечению непрерывного роста профессионального мастерства педагогов через активные формы обучения.

  8. Осуществлять методическую и консультативную поддержку педагогам по актуальным вопросам образовательного процесса.

Опираясь на вышесказанное, можно предположить, что туристко - краеведческое структурное подразделение МБУ ДО ДПШ – это та структурная единица, которая может стать центром инновационной краеведческой работы ОО Сальского района, способная оказать квалифицированную методическую поддержку педагогам и обучающимся по вопросам организации и ведения образовательной краеведческой деятельности, с учётом современных методических требований.

2.2. Специфика, направления краеведческой деятельности ДПШ

Краеведение в МБУ ДО Дом пионеров и школьников им. Н.И.Филоненко г. Сальска имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности:

  • приоритет воспитательных задач;

  • интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемой территории: природа, хозяйство, экология, культура, история, современность и др.);

  • применение общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на регион;

  • самые широкие возможности использования образовательных и воспитательных ресурсов социокультурного пространства микросреды, субрегиона;

  • реализация личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе деятельности;

  • внешняя привлекательность деятельности для учащихся, вызывающая непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся;

  • практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.

Учёт особенностей требует особого подхода к организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методике организации учебно-воспитательного краеведческого процесса в учреждении.

Краеведческая работа МБУ ДО ДПШ развивается по ряду направлений:

• Историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное и др.);
• Естественно-научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое);
• Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.);
• Музейное краеведение (изучение истории, традиций родного края на базе музея революционных и боевых традиций «Служу Отечеству» МБУ ДО ДПШ, школьных, поселковых музеев Сальского района);
• Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных,  или участия в плановых экскурсиях);
• Семейное краеведение.

Главными целями работы в краеведение являются:

  • развитие исследовательской деятельности учащихся;

  • закрепление и развитие знаний об исторической науке (о краеведении);

  • развитие исторического мышления;

  • выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации;

  • связь с региональным компонентом;

  • распространение опыта творческой деятельности учащихся;

  • приобретение учащимися опыта публичных выступлений.

Наличие того или иного направления зависит напрямую от работающих в ДПШ педагогов-совместителей, которые являются основными сотрудниками ОО г. Сальска и Сальского района (учителя-предметники). Сотрудничество строится на основании действующих двусторонних договоров. Дом пионеров и школьников имеет долгосрочные продуктивные отношения с образовательными учреждениями города и района: педагоги при подготовке к занятиям и другим видам краеведческой деятельности имеют право в полном объеме использовать имеющуюся материальную базу этих образовательных учреждений (компьютерное и мультимедийное оборудование, электронную доску и пр.), что является эффективным подспорьем в решении всех поставленных целей и задач. Ежегодно в детских краеведческих объединениях МБУ ДО ДПШ занимается от 78 до 134-х обучающихся 7-10 –ти школ города и района, что составляет - 17,5 5- 25 % от общего количества образовательных учреждений. (Приложение № __5__ «Диаграмма охвата краеведческой деятельностью обучающихся ОО г. Сальска и Сальского района»). Как показывает анализ, на постоянное сотрудничество активнее идут педагоги городских ОО, нежели сельских, в силу удаленности или каких-либо других субъективных причин. Педагоги, которые уже несколько лет сотрудничают с МБУ ДО ДПШ, проявляют хорошую стабильность и устойчивый интерес к краеведческой деятельности. Однако, наблюдается и такая тенденция, как эпизодическое сотрудничество ряда педагогов городских и районных школ с краеведческим отделом ДПШ: через консультативную и сопроводительную форму при целенаправленной подготовке к муниципальным и региональным конкурсам ДАНЮИ и «Отечество» (педагоги 5 – 8-ми школ). Тем не менее, на данный момент методисты ДПШ считают и такую форму совместной деятельности продуктивной, поскольку она является перспективой к построению более конструктивных отношений в будущем. Ежегодно наблюдается образование новых школьных детских краеведческих объединений.

На текущий момент в туристско-краеведческом направлении МБУ ДО ДПШ реализуется 8 модифицированных и 1 авторская дополнительная общеразвивающая программа по краеведению; 7 программ являются многоуровневыми, что составляет 78 % от общего количества программ.

Таким образом, уже изначально методисты МБУ ДО ДПШ целенаправленно на протяжении ряда лет ведут организационную работу по формированию единого краеведческого образовательного пространства, основанную на подборе и обучении педагогических кадров, сотрудничестве с заместителями директоров по воспитательной работе ОО. Однако главной задачей является – вовлечение всех краеведческих объединений школ города и района в единый краеведческий процесс на основе интеграции общего и дополнительного образования обучающихся, с целью повышения качества ведения краеведческой работы. Вот почему методисты МБУ ДО ДПШ в соответствии с годовым планом учреждения выстраивают методическую работу, руководство и сопровождение образовательной деятельности по краеведению с педагогами и учащимися детских объединений ДПШ, систематически включают в планы методической и организационно – педагогической деятельности мероприятия с педагогами и обучающимися ОО г. Сальска и Сальского района, по четырем направлениям: (Приложение № 6): 1.Учебная краеведческая деятельность детских объединений; 2.Научно - исследовательская краеведческая деятельность; 3.Воспитательная краеведческая деятельность; 4. Методическая краеведческая деятельность с педагогами и обучающимися.

Как показывает опыт, целесообразно использовать систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый. Выбор уровней определяется познавательными возможностями учащегося и целями обучения. В связи с чем, можно выделить три основные формы работы с применением ИКТ в рамках краеведческого объединения.

  • Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе (на занятии краеведческого объединения).

  • Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по краеведению как вне занятий объединения, так и в процессе проведения совместной с педагогом исследовательской деятельности.

  • И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.) и в процессе проведения различных инновационных методических форм работы.

Использование одного из направлений даёт гораздо меньший результат обучения, чем применение всех направлений в комплексе. Применение информационных коммуникационных компьютерных технологий на занятиях  не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.

Проведённый методистом открытый опрос среди обучающихся детских краеведческих объединений ДПШ и городских школ, в феврале 2012 г. в рамках городского мастер-класса, выявил преимущества ИКТ перед другими образовательными технологиями:

- через использование ИКТ: создается интерес и мотивация обучающихся к краеведческой деятельности (подача нового материала через слайды, схемы, наглядность содержания темы занятия); проводится систематизация и закрепление имеющихся знаний через использование компьютерных тестов, викторин, творческих заданий);

- работа в различных Интернет – программах по поиску дополнительной информации по теме даёт возможность изучить и сравнить несколько источников по одному изучаемому вопросу;

- это современно, научно, наглядно;

- используется при подготовке к воспитательным мероприятиям: творческим конкурсам и заданиям;

- при выполнении исследовательской деятельности: создание тематических фото-подборок, видео презентаций, презентаций исследовательских работ, сопроводительных слайдовых роликов;

- создание успеха, успешности обучающихся через индивидуальные формы работы с применением (использованием) ИКТ.

- обеспечение образовательного процесса, развитие и обучение с использование ИКТ; обеспечение дидактикой занятия;

- стимулирование (грамоты, благодарственные письма, поздравления, набранные в различных программах) т.д.

Коллектив ДПШ уделяет большое внимание информатизации образования, под которой понимаем изменение содержания, форм и методов обучения, всего уклада жизни учреждения на основе применения средств ИКТ и в интеграции с традиционным дополнительным образованием.       

2.3. Учебная краеведческая деятельность детских объединений

Для решения задачи внедрения информационно-коммуникационных технологий образовательные учреждения, на базе которых работают детские краеведческие объединения ДПШ,  обладают необходимыми ресурсами и  материально-технической базой:

- учебные кабинеты, каждый из которых оборудован компьютером, телевизором, другими техническими средствами,  мультимедийными проекторами;

- интерактивные презентационные системы (Hitachi, Mimio, Sony);

- компьютеризированы рабочие места всех педагогов;

- Интернет по выделенной линии;

- школьная локальная сеть.

Такие современные технические средства  обучения способствуют модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного краеведческого процесса, активизации мыслительной деятельности учащихся детского объединения, способствует развитию творчества педагогов. Интегрирование ИКТ в процесс занятия по краеведению, делает этот процесс более плодотворным, интерактивным, поскольку каждый учащийся среднего-старшего возраста обладает компьютерной грамотностью для выполнения творческих работ (заданий), поисково-исследовательских, презентационных и слайдовых проектов по краеведению. Краеведы учатся работать с информационными каталогами, получать информацию из сети Интернет, учатся указывать источники полученной ими информации, приобретают культуру работы с текстовыми и графическими документами, выполняют работы исследовательского и творческого характера, готовят доклады и сообщения, создают электронные хронологические таблицы. Появившаяся во всех школах интерактивная доска «Smart Board» позволяет педагогам-краеведам на своих занятиях не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов. Возможности применения интерактивной доски создают условия для создания интереса учащихся к краеведению, интерактивного общения, яркого и живого знакомства с материалом на занятии. Словари, справочники, без обращения к которым вообще трудно обойтись на занятиях по краеведению, тоже доступны в Интернете.

Организация учебно-развивающего краеведческого процесса за последние годы значительно изменилась: неотъемлемой частью обучения стали лекции педагогов с использованием видео-роликов и тематических слайдовых презентаций, созданных в программах PowerPoint; в процессе систематизации полученных краеведами знаний, педагоги зачастую используют развивающие игровые задания и игры, подготовленные в форме слайдовой презентации.

Одним из разделов каждой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является раздел «История и традиции школы» с привязкой к истории микрорайона или сельского поселения базовой школы Сальского района. В связи с чем, одной из форм обучения являются экскурсии в школьный, поселенческий, городской музей, в музей революционных и боевых традиций «Служу Отечеству» при Доме пионеров и школьников. На основе изученного материала по истории малой родины, краеведы создают виртуальные музеи детского объединения, совершают виртуальные экскурсии, создают электронные «Книги памяти», пишут краеведческие исследования (Приложение № _7__), доступ к которым на сайте базовой школы отрыт любому человеку, желающему прикоснуться к истории родного края. Сальская земля – уникальное место, богатое на исторические и культурные события, где собраны памятники истории. Методистами МБУ ДО ДПШ разработан слайдовый экскурсионно - краеведческий маршрут по историческим местам Сальского района «Нам дороги эти позабыть нельзя» (Приложение № __8___), воспользоваться которым может любой педагог – краевед при подготовке к занятию с учащимися, использовать в качестве обучающего материала при разработке собственных электронных экскурсионных маршрутов.

Попыткой систематизации такой работы в туристско-краеведческом структурном подразделении ДПШ стал городской конкурс музейных проектов «Наш музей», проходивший в октябре 2014 г.

Одной из интерактивных форм отчётов детских краеведческих объединений г. Сальска стал творческий конкурс слайдовых визитных карточек по теме «Наследники истории и традиций малой родины» (ноябрь 2012 г.), в ходе которого краеведы в устной форме наглядно представляли свою деятельность за прошедший учебный год. Все отчёты-презентации были выполнены на достаточно высоком уровне, в соответствии с заявленными критериями и Положением о конкурсе. В содержание презентаций были включены тексты, фотографии, графики, диаграммы, фото-результативность и перспективы дальнейшей работы д/о, что указывало на прогрессирующий рост краеведческих объединений в освоении ИКТ.

Таким образом, использование ИКТ на занятиях краеведения позволяет педагогу решать следующие задачи:

  1. обеспечивает доступ к высококачественному иллюстративному материалу;

  2. предоставляет разнообразие методов преподавания и формы работы с учащимися;

  3. интенсифицирует обучение;

  4. организует творческую работу учащихся;

  5. повышает интерес к предмету.



2.4. Организация проектной исследовательской деятельности с использованием ИКТ.

Каждое краеведческое детское объединение в течение учебного года выбирает самостоятельно тему, проблему, выдвигает гипотезу исследования и ведет целенаправленную тематическую поисковую работу. Ребята изучают архивные документы, посещают музеи, встречаются с очевидцами событий, сотрудниками различных служб, архивов, поэтому каждая работа имеет богатый исследовательский материал. Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты выполняются учащимися как индивидуально, так и в творческих группах. Результат работы представляется на краеведческих конференциях, муниципальном и региональном этапах всероссийского конкурса краеведческих исследовательских работ учащихся «Отечество» и в конкурсе исследовательских работ районной научно – практической и областной конференций ДАНЮИ, на которых они защищают свои творческие исследовательские работы (проекты) - труд всего учебного года (Приложение № _9_- таблица «Результативность участия учащихся МБУ ДО ДПШ в проектно-исследовательской деятельности», Приложение № 10 – Фото-материал краеведческих конференций учрежденческого и муниципального уровней, отчёт-презентация, сценарии конференций)

Как правило, финальной частью  краеведческой поисковой работы является ее слайдовая или видео-презентация. Мультимедийные презентации прочно вошли в краеведческую жизнь. Есть много интересных секретов разработки презентаций, которые осваивают учащиеся, защищая свои работы. Сегодня презентация – это убеждение в своих позициях, форма коммуникации, чувство цвета, линии, композиции, пропорции и гармонии, способность к образному мышлению, знание психологии цвета. Все это помогает создать эффективную презентацию результата проекта и обеспечивают успех. При разработке презентации краеведами учитывается, что она:

  • быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

  • вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

  • усиливает воздействие выступления.

В итоге, как показал многолетний опыт работы в этом направлении деятельности, при защите исследований, учащиеся – краеведы умело пользуются подготовленными презентациями, владеют их содержанием. Благодаря этой работе у учающихся детских краеведческих объединений ДПШ и обучающихся ОО формируется компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений: понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации; уважение прав других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.

Стоит отметить, что методисты МБУ ДО ДПШ на протяжении десятка лет являются организаторами муниципального этапа исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество», основными обязанностями которых является: подготовка и проведение заочного и очного этапов муниципального конкурса «Отечество», рецензирование работ, сопровождение и подготовка работ на региональный конкурс, проведение анализа и вынесение устных и письменных рекомендаций по вопросу повышения качества написания и защиты исследовательских работ учащимися, а также организация и проведение методической работы с педагогами и учащимися Сальского района по вопросам ведения исследовательской работы в детских краеведческих объединениях.


2.5. Включение информационных технологий в воспитательную краеведческую деятельность.

Наиболее интерактивной и действенной в краеведении является воспитательная работа, которая имеет гражданско-патриотическую, духовно-нравственную, социокультурную направленности и нацелена на формирование, воспитание лучших человеческих качеств личности у подростков.

Как правило, методический отдел МБУ ДО ДПШ разрабатывает и проводит с обучающимися ключевые воспитательные мероприятия, опираясь на ранее изученный на занятиях краеведческий материал. Такие мероприятия имеют целью систематизацию, закрепление, уточнение полученных краеведами знаний и носят познавательную, развивающую или игровую форму (или все три в комплексе). Каждое такое мероприятие реализует цель, включающую триединую задачу (ведущей является воспитательная задача). Наиболее эффективными активными и интерактивными формами проведения таких мероприятий стали:

-тематический вечер-портрет - серьёзная познавательная форма встречи краеведов со знаменитыми людьми города: ветеранами труда и Великой Отечественной войны, Почётными гражданами Сальского района, тружениками тыла и др. категориями граждан, на чьи плечи выпали тяжёлые годы испытаний в жизни. Такая программа строится по типу программ «от всей души» с высокоэмоциональной подачей текстового, фото и видео- материала (прилагается сценарий).

-встреча в музейной гостиной – также является тематической встречей с известной личностью или проводится по актуальным темам или вопросу, который требует активного дискуссионного обсуждения, может включать концертные вокальные и песенные номера. Место встречи – сама музейная аудитория, экспонаты, включенный видео и слайдовый ряд материалов помогают создать особую атмосферу восприятия и общения, что несёт большой воспитательный потенциал. (прилагается сценарий).

- фольклорный праздник – активная тематическая театрализованная форма мероприятия, содержание которой наполнено познавательными и игровыми заданиями, показательными и импровизированными номерами, включает викторины и соревновательные задания и пр. (прилагается сценарий).

-экспресс – час, час памяти, урок-панорама, цикл консультативно – экскурсионных часов – в целом, лекционная форма подачи материала с элементами беседы, показом фото, видео материала, с использованием публицистической и художественной литературы для передачи содержания; приурочена и поводится к памятным датам страны, региона, Сальского района (прилагается сценарий).

- слет, тематическая акция - мероприятия носят патриотический характер, включают тематическое выступление приглашенных гостей, активов краеведческих ДО, агитбригады, отчеты о работе и участии в акциях, награждения за проведенные дела, активное праздничное действо.

- интеллектуальные: викторины, тест-викторины - узконаправленные формы, как правило являются частью других более крупных по содержанию воспитательных мероприятий, направленные в основном на систематизацию тематических знаний.

игры-вертушки, игровые конкурсы и программы – самые интерактивные формы общения, связующим звеном в таких мероприятиях является движение от этапа к этапу, совместный поиск решения, выполнение практических заданий; заключительным этапом является подведение итога игры и награждение команд-победителей (прилагается сценарий).

- конкурсы творческих работ – например: эссе по теме «Отцом я Сальск любимый называю, а матерью я называю степь!»; конкурс видео-роликов и слайдовых презентаций «Уголок России – отчий дом»; конкурс тематических фото-планшетов «Дедов победа – дорога света»; творческих отчётов и работ, например, «Будущее Сальска - за нами» - по составлению и представлению стихотворных и песенных гимнов о родном городе, ярких тематических спичей-выступлений….., разработка и представление нового символа г. Сальска. ?????????????????

(Приложение № 11 - таблица «План проведения воспитательных краеведческих мероприятий», Приложение № 12 - сценарный материал воспитательных мероприятий)

      При подготовке воспитательных мероприятий методисты МБУ ДО ДПШ постоянно сталкиваются с тем парадоксом, когда невозможно разграничить учебную и воспитательную деятельности, поскольку одна вытекает из другой, переплетается и взаимодополняет друг друга. Поэтому правильнее будет говорить об учебно-воспитательной работе, где прослеживается непрерывная связь обучения и воспитания с жизнью, практикой, окружающей действительностью. Так, например, национальные и патриотические традиции входят в жизнь ребят через работу объединений и функционирование музея революционных и боевых традиций «Служу Отечеству», руководителем которого является методист МБУ ДО ДПШ Т.А. Лоза. В данном направлении особое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.


Изучение природы родного края, его исторического прошлого также эмоционально переживается подростками, способствует укреплению и развитию чувства любви к малой  Родине. Формированию культуры межнационального общения способствует изучение культурных традиций и обычаев народов, проживающих на территории Сальского района.

Таким образом: под гражданско-патриотическим воспитанием мы понимаем специально организованный процесс, направленный на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Компьютерные технологии естественно вписываются в жизнь каждого детского краеведческого объединения и являются еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания. ИКТ органично вплетается в воспитательный процесс детского краеведческого объединения, помогает саморазвитию, самореализации, раскрывает творческий потенциал обучающихся, формирует критическое мышление. Наблюдается рост самостоятельных видов деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе, растет мотивация и осознанное отношение к учению за счет специально создаваемых ИT-насыщенных условий. Подростки становятся активными участниками учебно-воспитательного процесса. Они свободно владеют компьютером, умеют ориентироваться в информационном пространстве. Применение информационных технологий открыло необъятные горизонты в воспитательной работе туристко-краеведческого структурного подразделения МБУ ДО ДПШ. Таким образом, необходимость применения современных ИТ настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах.



2.6. Информационные технологии в методической работе

краеведческого направления деятельности.


Компьютер и информационные технологии заняли прочное место в методической работе туристко - краеведческого структурного подразделения Дома пионеров и школьников. Они стали неотъемлемым атрибутом, без которых сегодня немыслимо эффективное существование и развитие краеведческой деятельности в дополнительном образовании.

Информационное обеспечение методической службы краеведческого направления МБУ ДО ДПШ включает подготовку, обработку и хранение информации по различным направлениям, в результате чего формируется база данных, с которой работают не только методисты туристско-краеведческого структурного подразделения МБУ ДО ДПШ, но и педагоги по краеведению (использование электронных материалов «методических копилок» при подготовке к занятиям по краеведению, исследовательской и проектной деятельности). Имеющиеся материалы удобны для создания системы обратной связи, для развертывания системы сбора предложений, диагностирования членов коллектива, отслеживания исследовательской краеведческой работы детских объединений.

В течение ряда лет ведется обработка данных, изучение состояния работы с учащимися детских краеведческих объединений и педагогическими кадрами: диагностических карт д/о и творческих отчётов педагогов, результатов исследований трудностей в работе педагогов и потребностей в повышении квалификации (через различные формы анкетирования). В 2011-2012 учебном году методистом краеведческого отдела к учрежденческому педсовету был проведен мониторинг по использованию педагогами ИКТ в работе. Изучив фактическое состояние уровня подготовленности педагогов, были выявлены имеющиеся затруднения в практической деятельности (в освоении, применении ИКТ). В связи с чем, методисты краеведческого отдела разработали систему коррекционных мер, определили перспективы профессионального роста каждого работника, что, в свою очередь, предоставило возможность вывести методическую работу и учебно-воспитательный процесс в последующие несколько лет на более высокий профессиональный уровень. Методические цели и задачи были направлены на: совершенствование профессионального мастерства педагогов, повышение эффективности целостного учебно-воспитательного процесса, а также непрерывное наращивание качества информационно-методического обеспечения.

Методист краеведческого отдела Артюшина Н.Н. выступила на внутриучрежденческом педагогическом совете, проходившем по теме «Формирование информационной культуры педагогических работников МБОУ ДОД ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска» (16.04.2012 г.) с вопросом об использовании ИКТ в работе туристско – краеведческого структурного подразделения» (в учебно-воспитательном процессе и методической деятельности). В следствие чего, был разработан перспективный план методической работы туристко-краеведческого структурного подразделения на ближайшие 5 лет, в который были включены задачи по реализации наиболее актуальных проблем краеведческой работы и информатизации образовательного процесса. На теоретических, практических семинарах учреждения и МО с педагогами обсуждались:

  • «Опыт деятельности туристско – краеведческого направления по выполнению и защите научно – исследовательских работ» (выступление методиста на районном МО педагогов дополнительного образования, подготовка слайдовой презентации опыта) - 29.08.2013 г.;

  • «Эффективные формы взаимодействия с социумом как средством создания единого образовательного пространства в детском объединении» (проведение теоретического семинара) – ноябрь 2013 г.;

  • «Современные педагогические технологии, применяемые в практике дополнительного образования детей» (проведение семинара – практикума) - декабрь 2013 г.;

  • «Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе туристско-краеведческого структурного подразделения» (проведение теоретического семинара) - сентябрь 2014 г.

  • «Формирование общеучебных умений и навыков, в процессе научно-исследовательской деятельности» (проведение семинара – практикума) – декабрь 2014 г.

  • «Модернизация содержания деятельности педагога дополнительного образования в интеграционном пространстве общего и дополнительного образования детей» (проведение теоретического семинара) - сентябрь 2015 г.

Повышение эффективности целостного учебно-воспитательного процесса осуществляется через внедрение в работу детских краеведческих объединений современных педагогических технологий, активные и интерактивные формы и методы совместной работы педагогов и учащихся. Каждое детское объединение ДПШ и ОО г. Сальска и района принимает участие в работе городских и районных мастер-классов, педагогических мастерских, тренингах и КТД, в ходе которых обучающиеся и педагоги получают опыт краеведческой работы, оттачивают свои навыки и мастерство, создают новый творческий продукт.

При подготовке к таким мероприятиям методисты краеведческого отдела в системе используют мультимедиа – ресурсы, чтобы обучающий процесс проходил на высоком интерактивном уровне, соответствовал современным методическим требованиям:

  • творческая педагогическая мастерская по теме «Применение информационно – коммуникативных технологий на занятиях по краеведению» (апрель 2012 г.). Целью данного мероприятия стало включение компьютерных технологий в духовно – нравственный развивающий процесс подростков на примере занятий краеведением. Формой проведения стала -……………………………….

  • выявление опыта работы в рамках творческой педагогической мастерской по теме «Современные технологии обучения и воспитания на занятии в детском творческом объединении»: проведение деловой игры «Ярмарка идей» с педагогами и учащимися краеведческого направлений (10-11 января 2013 г.);

  • в рамках районной творческой мастерской «эстафета творческих дел и наставничество», проходившей в форме КТД по теме «Мой край родной – моя история живая» краеведы упражнялись в составлении тематических экскурсионных маршрутов - январь 2014 г.;

  • мастер – класс по мастерству общения: «Туристско – краеведческая деятельность как фактор успешной социализации личности обучающегося». Социализация подростков средствами игры: игровая копилка «Игра – дело серьезное»; деловая игра по социализации и межличностным отношениям обучающихся в ДО «Тропа доверия» - январь 2015 г.;

  • районная педагогическая мастерская по подготовке и написанию исследовательских краеведческих работ «Введение в исследование» (с включением интерактивных форм работы); поставленные задачи решались через…………………………………….. - ноябрь 2015 г.;

  • практическая игровая интеллектуальная форма «дерево проблем» по теме « Методы исследовательской деятельности» (для педагогов и обучающихся краеведческого направления деятельности: городские краеведческие ДО, ДО ДПШ) - январь 2016 г.;

  • практическая мастерская по теме «Разработка экскурсионного маршрута» (с включением интерактивных форм работы) проводилась в форме……………………………………..- январь 2017 г.

(Приложение № 13 – сценарный материал методических мероприятий)

Особенности и новизна проводимых методических мероприятий состоит в том, что в обучающий процесс одновременно включаются и педагоги и обучающиеся-краеведы, как полноправные участники. В основе методической работы лежат принципы сотрудничества, тесного взаимообучения, взаимодействия в обучении. Оба субъекта педагогического процесса работают на равных, причём, педагоги чаще выступают в роли консультантов, нежели – исполнителей. Поэтому, в процессе практической работы и при подведении итогов творческого дела, право на первое слово предоставляется обучающимся - краеведам.

Условия достижения эффективности проводимых интерактивных методических форм краеведческой работы:

- комплексность целей (обучающих, воспитательных, общеразвивающих задач);

- адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

- соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

- наличие четко продуманной логики мероприятия, преемственности этапов;

- чёткая организация начала мероприятия, мотивация обучающихся на творческую деятельность;

- наличие благоприятной психологической атмосферы;

-активная позиция обучающегося (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого обучающегося в творческую деятельность);

-полное методическое обеспечение, дидактическое  и материально-техническое оснащение мероприятия (включая работу ПК, мультимедиа, проектора и пр.).

- постоянный перевод обучающегося из зоны его актуального в зону ближайшего развития, что является основным показателем эффективности любой интерактивной формы обучения.

В методической работе компьютерные программные средства создают условия для: проведения мониторинга результативности и творческих достижений как отдельных учащихся-краеведов, так и детских краеведческих объединений в целом; в системе ведётся учёт воспитательной работы по различным направлениям краеведения в течение учебного года с подведением итогов и награждением лучших краеведческих объединений и педагогов (Приложение №__14__ фото-награждение ПДО).

Компьютерные программные средства по управлению персоналом способствуют решению задач: определение тенденций во взаимодействии и взаимовлиянии различных факторов в развитии образовательного процесса; выявление позиции каждого его участника.


Таким образом, можно сделать вывод, что использование информационных технологий в краеведении помогает педагогу повышать мотивацию обучения и приводит к целому ряду положительных последствий:

  • обогащает обучающихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

  • облегчает процесс усвоения и запоминания материала;

  • пробуждает интерес к предмету познания;

  • расширяет общий кругозор обучающихся;

  • увеличивает уровень наглядности;

  • повышает производительность труда преподавателя и обучающихся во всех формах краеведческой деятельности;

  • использование ИКТ способствует поиску новых нетрадиционных форм и методов обучения и повышению профессионального уровня педагога, а также усвоение полученных знаний краеведами на более высоком уровне.



  1. Заключение

Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому понятен тот интерес к ИКТ, который проявляют методисты и педагоги МБУ ДО ДПШ и ОО Сальского района, пытаясь найти пути адаптации дополнительного образования к современному информационному веку (процессу). Основную цель этой адаптации они видят в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать  задачи современного дополнительного образования, используя компьютерные технологии. 

В данной работе методистами туристско - краеведческого структурного подразделения Дома пионеров и школьников им. Н.И.Филоненко г. Сальска:

  • представлена эффективная система по созданию круглогодичного краеведческого образовательного пространства, созданная на основе внедрения в образовательный процесс инновационных информационных технологий;

  • показана социально значимая, практико – ориентированная деятельность детских краеведческих объединений МБУ ДО ДПШ и обучающихся – краеведов ОО Сальского района;

  • представлены традиционные и инновационные формы, методы краеведческого образовательного процесса, в которых отражено становление личности через творческое самовыражение;

  • отслежены основные краеведческие результаты за последние 6 лет работы методического отдела МБУ ДО ДПШ.

ИКТ предоставляют неограниченные возможности для творческой деятельности, как педагога, так и обучающихся, возможность сотрудничать и развиваться.





































  1. Список литературы:

Документы РФ:

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, М.Просвещение, 2009 г. 2.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Приложение к приказу Минобразования России (приказ Министерства образования РФ от 11. 02. 2002 г. № 393). 3. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (одобрена решением коллегии  Минобрнауки России  от 6 октября 2004 г. N ПК-2). 4.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Приказ Президента РФ Д.Медведева от 04.02.2010 г. № 271). 5. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ). 6.Федерального  законаРФ "Об образовании  в  Российской  Федерации"  (от  29  декабря  2012  г.  N  273-ФЗ). 

Литература:

1. Библиографическое описание: Мироненко О. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 664-668.

2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном пространстве.- М.: Просвещение, 2011.- С.5,53. 3. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.:Просвещение, 2011. 4. Инякин Ю.С. Информационно-педагогическая компетентность краеведа // Краеведческий альманах. 2009. № 2. С. 57–62. 5. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. // Школьные технологии. 2004. № 3.

6. Жукова Л.Е. Использование ИКТ на уроках краеведения – электронный ресурс. 7. Новые информационные технологии в музейной педагогике. Пономарев С.М., Патаракин Е.Д., Киселев А.К., Шустов С.Б.(ГОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет) 8. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. 9.Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования». — М: ЛокусПресс, 2005. — 52 с.

10.Угринович Н.Д.,Новенко Д.В. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. – М.: Школа-Пресс,1999.



11.Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде.- М.: Просвещение, 2012.- С.5

Электронные источники:

5. http://www.talci.ru/main/about.html

6. http://www.museum.ru/M1917item

7. http://www.museum.ru/M9 76item

8. http://www.museum.ru/M1197item

9. http://www.museum.ru/m979

10. минобрнауки.рф

11. muravjovagalina.ru/fgos

15