СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы " использование игровых форм обучения в процессе формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Использование игровых форм обучения в процессе формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста».

Автор работы: воспитатель МКДОО детский сад «Теремок» Карачева Ольга Викторовна. Длительность опыта 2 года. Цель опыта - формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через использование игровых форм обучения.

 

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы " использование игровых форм обучения в процессе формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста"»

Муниципальная казенная дошкольная образовательная организация детский сад «Теремок» Антроповского муниципального района Костромской области

















ОПЫТ РАБОТЫ

«Использование игровых форм обучения в процессе формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»



Воспитатель : Карачева Ольга Викторовна















п.Антропово

2018 г

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

  1. Аннотация на опыт работы стр.4-5

  2. Актуальность стр.6-10

  3. Теоретическое обоснование стр.11-21

- современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО стр.14-16

-особенности использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников стр.16-18

-использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников стр.18-21

4 Практическая часть стр.21-31

5.Заключение стр.31-33

6.Литература стр.34-35

Приложение:

  1. Диагностика детей по ФЭМП

  2. КВН

  3. КВН

  4. Картотека дидактических игр

  5. Сборник математических сказок

  6. Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов при обучении детей элементарным математическим представлениям»

  7. Консультация для родителей «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных у детей дошкольного возраста».

  8. НООД « Математические острова»

  9. НООД « Математическое путешествие»

  10. НООД « На помощь царевне Несмеяне»

  11. Математический праздник « Путешествие в страну Математика»

  12. Викторина

  13. Викторина

  14. Викторина



















































Аннотация

Тема: «Использование игровых форм обучения в процессе формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста».

Автор работы: воспитатель МКДОО детский сад «Теремок» Карачева Ольга Викторовна. Длительность опыта 2 года. Цель опыта - формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через использование игровых форм обучения.

Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка. Работая в детском саду, я ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом. Работу над этой темой я начала с детьми с 2014 года .Проводя непосредственную образовательную деятельность (ФЭМП) я заметила, что не все дети ясно и чётко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты.Как педагога меня это очень насторожило, и я решила провести мониторинг, с помощью которого смогла выявить детей, особо нуждающихся в моей помощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры. Изучая новую педагогическую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей. Я стала углубленно работать над темой: «Использование игровых форм обучения в процессе формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста».В своем опыте я обозначила актуальность темы, описала теоретическое обоснование выбранной темы, где показала взгляды и мнения педагогов по данному вопросу, раскрыла виды игр, занятий в нетрадиционной форме, роль игровых форм обучения в процессе формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Диагностика, проведенная в конце учебного года в подготовительной группе, показала, что выбранные методы и приемы помогли детям справиться с поставленными задачами. Использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширило математический кругозор дошкольников, математическое развитие, повысило качество математической подготовленности к школе, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Опыт может быть использован в работе с детьми, воспитателями детских дошкольных учреждений.



















Актуальность

« Игра-это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский.

В соответствии с Федеральным законом № 273 от 29.12.2012 «Об образовании» дошкольное образование является начальным уровнем общего образования, первой образовательной ступенью. Потому главная функция детских образовательных организаций – подготовка детей к школе. Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Одной из наиболее важных и актуальных задач интеллектуального и личностного развития дошкольников является развитие логического мышления и познавательных способностей, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших и сложных учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с самого раннего возраста. Результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления.

В современном мире математика как наука стремительно развивается, она проникает в разные области знаний. И сейчас математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, и не обязательно только математикам. В наш век современных технологий, повсеместной компьютеризации, разнообразия гаджетов -ребенка со всех сторон окружает обилие информации. В связи с этим многие родители стремятся как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи, а педагоги - сделать процесс обучения более интенсивным. И потому обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место.

Основная форма обучения в детском саду – организация непосредственной образовательной деятельности. Учебный материал запрограммирован так, чтобы на основе уже усвоенных более простых знаний и способов деятельности у детей формировались новые, которые, в свою очередь, будут выступать предпосылкой становления сложных знаний и умений.

Как показывает практика, на успешность обучения математике влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна (или не способна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Дошкольники же не знают, что математика – трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача воспитателя - дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное, познать радость при преодолении трудностей.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать мыслительные процессы малыша. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом. Параллельно с ней формируются и развиваются элементы учебной деятельности, что помогает организовать и систематизировать процесс обучения.

ФГОС по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. Для себя я отметила, что у детей слабо развито логическое мышление, и я задумалась: как научить детей мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение? Как не превратить обучение математике в скучное натаскивание по умению выполнять определенные действия? Как развивать обучающие функции игры, чтобы развитие математических способностей было интересным, разнообразным? В связи с этим у меня возникла проблема: как формировать математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО?

Я стала углубленно работать над темой: «Использование игровых форм обучения в процессе формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста». Работая по данной теме, я определила для себя цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через использование игровых форм обучения.

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

- изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме.

- изучить роль игровых форм обучения для развития математических способностей дошкольников

- развивать у детей познавательный интерес к математике;

- приобщать детей к предмету в игровой и занимательной форме: использовать, наряду с традиционными формами организации образовательного процесса, интегрированные, комплексные и сюжетно-игровые занятия;

- использовать в работе разнообразные дидактические игры для развития у детей мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление;

- обогатить предметно-пространственную среду по ФЭМП;

- провести сравнительную диагностику математических способностей детей

Для решения данных задач я опиралась на следующие принципы:

1. Доступность — соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2. Непрерывность — на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.

3. Целостность - формирование у дошкольников целостного представления о математике.

4. Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

4. Наглядность

5. Повторность

6. Индивидуальный подход

6. Научность

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если:

-учитываются особенности психики ребенка;

-учитываются общие особенности детей;

- воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;

- используются специальные методические материалы по математике для

работы с детьми.

В процессе формирования элементарных математических представлений воспитатель использует разнообразные методы обучения: практические, наглядно-словесные, игровые. При выборе способов и приемов работы учитывается ряд факторов: цель, задачи, содержащие формирование математических представлений на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств, личное отношение воспитателя к тем или иным методам, конкретные условия и т.д. Среди многообразных факторов, влияющих на выбор того или иного метода, определяющими является программные требования.

В дошкольном возрасте редко используют методы в «чистом виде». Они используются комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом, важно, чтобы они позволяли достигать наилучших результатов при обучении дошкольников.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (организованная образовательная деятельность и режимные моменты), в самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с детьми и при проведении кружковой работы, тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать.

Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически, последовательно и постепенно усложнялись с учетом возраста и уровня развития детей. Поэтому основную роль в развитии познавательного интереса дошкольников к математике играет специально организованная педагогами деятельность. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.

На занятиях реализуются практически все программные требования; осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются и развиваются в определенной системе. Правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе.





Теоретическое обоснование

В настоящее время проблему формирования элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги.

Понятие «математическое развитие» дошкольников трактуется в основном как формирование и накопление математических знаний и умений. Следует отметить, что основа такой трактовки понятия «математическое развитие» дошкольников была заложена еще в работах Л.А. Венгера и др. Такое понимание математического развития устойчиво сохраняется в работах специалистов дошкольного образования. Например, в исследованиях В.В. Абашиной понятию математического развития ребенка дошкольного возраста посвящена целая глава. В этой работе дается определение понятию «математическое развитие». «Математическое развитие дошкольника - это процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий». Таким образом, математическое развитие рассматривается как следствие обучения математическим знаниям. Но это происходит далеко не всегда. Если бы данный подход к математическому развитию ребенка был верным, то достаточно было бы отобрать круг знаний, сообщаемых ребенку, и подобрать «под них» соответствующий метод обучения, чтобы сделать этот процесс реально продуктивным, т.е. получать в результате «поголовное» высокое математическое развитие у всех детей.

В настоящее время прослеживаются два подхода к определению содержания обучения. Ряд авторов (Г.А. Корнеева, Э.Ф. Николаева, Е.В. Родина) эффективность математического развития детей связывают с расширением информационной насыщенности занятий. Другие же (П.Я. Гальперин, А.Н. Федорова) стоят на позиции обогащения содержания, направленного на развитие интеллектуальных способностей, и формирование содержательных, научных представлений и понятий.

Познание и отображение в представлениях общих связей и отношений дошкольники осуществляют посредством наглядно-действенного и наглядно-образного мышления (А. В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н. Н. Поддьяков, С. Л. Новоселова и др.). Очевидно, что все виды мышления развиваются одновременно и имеют непреходящее значение на протяжении всей человеческой жизни. Внешние, пробующие действия - исходная форма для развития действий образного и логического типа (Н.Н. Поддьяков). Организованный процесс наглядно-образного мышления - ознакомление с численными характеристиками пространства и времени - может быть основой развития предпосылок логического мышления. Решение мыслительных задач на установление пространственных и временных связей, причинных зависимостей, количественных отношений будет способствовать интеллектуальному развитию.

Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей этих основных математических представлений и понятий и вооружение их приемами математического мышления - сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.

Специфика дошкольного образования состоит, прежде всего, том, что его содержание должно обеспечить формирование наиболее значимых психологических свойств и способностей ребенка, которые во многом определяют весь путь дальнейшего развития (А. В. Запорожец). Особенность обучения дошкольников – его организация в форме игры и связанных с ними продуктивных и художественных деятельностей. Образно-символический характер игры позволяет использовать ее в качестве средства развития воображения, наглядно-образного мышления, овладения знаковой функцией сознания и формирования предпосылок логического мышления. Эмоциональная насыщенность игровых действий и личностный смысл игрового взаимодействия способствуют развитию эмоционального отношения к миру, развитию самосознания и осознания себя как индивидуума, своего места среди других. Развитие умственных действий логического типа успешно происходит в процессе овладения детьми средствами выделения основных, существенных отношений, лежащих за непосредственными восприятиями, отражающими эти отношения в виде схем (Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л.Ф. Обухова и др.).

В практике работы дошкольных учреждений накоплен достаточный опыт использования игр и игровых упражнений при обучении детей математике. В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием: сюжетно-дидактические игры математического содержания (А. А. Смоленцева); обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А. А. Столяр); игры, направленные на интеллектуальное развитие детей (А. А. Зак, 3.А. Михайлова); строительно-конструктивные игры.

Кроме этого, активно используются сюжетно-ролевые игры математического содержания, отражающие бытовые явления («Магазин»,«Детский сад», «Путешествие», «Поликлиника» и др.), общественные события и традиции («Встреча гостей», «Праздник пришел» и др.).

Изучение психолого-педагогической литературы убеждают в необходимости дальнейшего исследования вопроса организации процесса обучения математике детей дошкольного возраста, разработки и внедрения инновационных технологий и активного использования разнообразных приемов активизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим наглядным материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий, решение проблемных ситуаций.

Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, т. е. умения делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, доказывать правильность тех или иных суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.

В соответствии с ФГОС ДО основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:

1. развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

2. развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);

3. освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);

4. развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

5. овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

6. развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

7. развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

8. развитие инициативности и активности детей.

Такой комплекс задач обеспечивает более глубокое понимание дошкольниками количественных и других отношений и закладывает основы дальнейшего совершенствования математического мышления, речи. Все это способствует умственному развитию детей и успешной подготовке их к обучению в школе.

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений:

- ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

- считает, вычисляет, измеряет, моделирует;

- владеет математической терминологией;

- развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление;

- владеет простейшими графическими навыками и умениями;

-владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.)

В соответствии с ФГОС работа в каждой возрастной группе по математическому развитию состоит из пяти разделов:

- «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах;

- «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени);

- «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях;

- «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении;

- «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

Особенности использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным, если педагог использует игровые методы и приемы. Умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели в образовательной деятельности и повседневной жизни. О необходимости развивать обучающие функции игры говорится и ФГОС ДО.

Использование игр, построенных на самом различном материале в соответствии ФГОС, позволит ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе- поддержание интереса детей и регулирование деятельности.

Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, педагог стремится к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Поэтому при организации непосредственной образовательной деятельности большой интерес вызывают занятия в нетрадиционной форме:

  • по мотивам сказок,

  • в форме игр-путешествий,

  • расследований,

  • экспериментов,

  • экскурсий,

  • викторин,

  • сюжетно-ролевых игр,

  • КВН,

  • «Поле чудес»,

  • занятия с использованием ИКТ и др.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Игры вне занятий закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях, а главное, в ходе их одновременно решаются обучающие и игровые задачи. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.

Дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры. При формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать и игры на плоскостное моделирование - ТРИЗ, Танграмм и т. д., игры-головоломки, а также задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.

Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: умение варьировать игровые действия и вопросы, индивидуальный подход и дифференцированные требования к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением.

Регулярное использование на занятиях по математике, в совместной и самостоятельной деятельности системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, помогает пробудить у дошкольников интерес к математическим знаниям; расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.















Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Задача воспитателя развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Это действительно реально, если правильно, грамотно организовать развивающую среду ребенка.

Развивающая предметная среда — это совокупность природных, социальных и культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

* содержательно – насыщенной,

* трансформируемой;

* полифункциональной;

* вариативной;

* безопасной;

* доступной.

Создавая предметно-развивающую среду в дошкольном учреждении, необходимо помнить, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

Основываясь на требования ФГОС, СанПин, в группах должна создаваться развивающая предметно-пространственная среда для сенсорно-математического развития детей. Подбор оборудования и материалов по математике для группы определяется особенностями развития каждой возрастной группы детей. В группах должны быть уголки занимательной математики – это специально отведенное место, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами. В младшей группе – это сенсорный домик, в средней возрастной группе в оформлении уголка используются увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике. В старшей и подготовительной группах используются обычные предметы детской мебели, которые обеспечивают свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать самостоятельно интересующую их игру. Пособия математического содержания предназначено для индивидуальных и совместных игр с другими детьми.

Эффективно усваивать материал, связанный с изучением цифр, порядкового счета также помогает занимательный материал, расположенный на стене: яркие цифры, герои сказок.

Залогом успеха в реализации задач в математической зоне группы, несомненно, является грамотное построение и оснащение развивающей среды: создание комфортных и удобных условий для продуктивной игровой деятельности дошкольников.

Математические игры помогают осуществлять общие программные задачи:

- Развитие интереса к математическим знаниям, смекалки, сообразительности.

- Развитие способности понимать и использовать наглядные модели пространственных отношений типа плана.

- Уточнение и закрепление представления о числах и цифрах.

- Обучение измерению с помощью условной мерки.

- Ознакомление с неделей, месяцами, годом.

- Формирование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.

- Развитие логического мышления.

Чем должна быть оснащена математическая зона (пособия, игры, материал):

- счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки;

- комплекты цифр для магнитной доски;

- занимательный и познавательный математический материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, и др.;

- схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада;

- рабочие тетради по математике;

- наборы геометрических фигур для магнитной доски;

- наборы объемных геометрических тел;

- «Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели;

- различные счеты;

- счетные палочки;

- мозаики, пазлы, «Монгольская игра», «Танграмм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками;

- наборы разнообразных головоломок, в том числе со схемами последовательных преобразований; игры-головоломки на комбинаторику, головоломки-лабиринты;

- часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей);

- наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы);

- настольно-печатные игры;

- наборы моделей: деление на части (2-8);

- разнообразные дидактические игры

- различные презентации для компьютера.

Правильно созданная развивающая среда помогает поддерживать игровую обстановку, осуществлять математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.

Практическая часть.

Работу над этой темой я начала с детьми с 2014 года .Проводя непосредственную образовательную деятельность (ФЭМП) я заметила, что не все дети ясно и чётко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. Как педагога меня это очень насторожило, и я решила провести диагностику ( приложение 1), с помощью которой смогла выявить детей, особо нуждающихся в моей помощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры. Полученные результаты зафиксировала в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Изучив педагогические технологии, я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности. Умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели в образовательной деятельности и повседневной жизни.

Работая с дошкольниками, проводя занятия по математическому развитию, я заметила, что занятия проходят наиболее эффективно и успешно, если создана игровая мотивация, благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой, используется нетрадиционная форма, детям даются задания развивающего, проблемно-поискового характера.

Работоспособность детей повышается, когда чередуются разные виды деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, изобразительной, конструктивной и др.)

Поэтому чаще стала использовать занятия в нетрадиционной форме:

- Занятия-соревнования. Ребята в соревновательной форме выполняют задания: кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

- Математические КВН (приложение 2,3). Дети делятся на 2 команды, и занятие проводится как математическая викторина.

- Театрализованые занятия . Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию.

- Занятие-консультация. Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка.

- Занятия-сомнения (поиска истины). Исследовательская деятельность детей типа «тает-не тает, летает-не летает».

- Занятия типа «Следствие ведут знатоки». Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией.

На занятиях использую и коллективные ответы, и индивидуальные, предлагаю рассуждать вслух, объясняя способ решения, создавая тем самым хорошие условия для самостоятельности. Часто занятие начинаю с элементов игры, не исключаю возможность применять прием неожиданности: появление «гостей», «письма», в конце занятия – сюрпризный момент. А после занятия рекомендую нарисовать иллюстрации по данной теме, где можно пофантазировать, придумать сюжет, а затем провести лепку или аппликацию, что позволяет развивать фантазию и творческие способности детей.

Одним из интересных методов обучения математике для меня являются элементарные опыты. Например, предлагаю детям перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы доказать, что объем воды в сосудах одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар), чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу), чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.

Использование в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений помогает детям прочно овладеть знаниями, в них малыши не только упражняют память, но и развивают такие умственные операции, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дидактические игры развивают сообразительность, наблюдательность, умение применять полученные знания в игровой ситуации.

Далее постепенно я стала использовать игры во всех видах деятельности, каждое событие ребенка стараюсь ненавязчиво связать с математикой (на утренней гимнастике, на прогулке, в свободной деятельности). В этом мне помогает картотека с подборкой математических загадок, веселых стихотворений, также в ней содержатся считалки, логические задачи, задачи-шутки, математические сказки. Благодаря таким играм, удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес у самых несобранных детей. В начале их увлекают только игровые действия, но постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Мне хотелось «погрузить» детей в мир математики, заинтересовать их. Для этого выбрала место в группе, где разместила математический уголок. Разнообразие ярких развивающих игр привлекают к себе внимание детей. Частая сменяемость игр поддерживает постоянный интерес детей к игротеке. Совместно с детьми мы изготовили красочный альбом, наполнив его разнообразными игровыми заданиями: на закрепление знания чисел, классификацию, обобщение, знание величин, геометрических фигур, цветов, развитие пространственно-временных представлений, также логические задачки математического содержания. Дети вырезали геометрические фигуры, цифры и т.д., помогали мне вклеивать их в альбом.

В процессе игры у детей вырабатывается умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, увлекшись, дети сами не замечают, что учатся.

Мною были изготовлены пособия «Разноцветные колечки», «Снеговики», « На лесной полянке» -дидактические игры математического содержания, картотеки дидактических игр (приложение 4). Кроме того, составила серию конспектов НООД( Непосредственная организованная образовательная деятельность-далее НООД). В них включила игры и упражнения для развития внимания, фантазии, воображения и речи ребенка; игры на классификацию предметов по назначению.

Математическое содержание работы направила на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Для этого вовлекала детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях. Также предлагала детям самостоятельные игровые и практические упражнения вне занятий, основанные на самоконтроле и самооценке. Например, игры: «Найди место предмета», «Прозрачный квадрат», «Что изменилось».

Большой популярностью среди моих воспитанников пользуется игра-головоломка на плоскостное моделирование «Монгольская игра». Она способствует развитию образного мышления, воображения, тренирует наблюдательность. На первом этапе игру включала в НООД, дети собирали заданный предмет по образцу. Успешное выполнение задания вызывало массу эмоций и желание собирать разные фигуры (особенно силуэты животных). Более сложным и интересным для ребят стал следующий этап работы с игрой - воссоздание фигур по образцам-контурам, что требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. В самостоятельной деятельности ребята с выдумкой и фантазией придумывали новые образы: ракеты, вертолеты, разные домики и даже фигуры людей, и очень гордились, если их идею я заносила в картотеку фигур головоломки.

Для ориентирования в пространстве использовала в работе разнообразные план-карты и схемы, например, «Где живет Зайка?», «Помоги найти дорогу к дому», «Где спрятан клад?» и т.п., по которой дети закрепляют знания: право, лево, верх, вниз, вперед, назад. Упражнения подбираю различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Работа с план-картой учит детей последовательно строить свой рассказ.

Развивать у детей память, внимание, логическое мышление, сенсорные и творческие способности; учиться считать, отсчитывать нужное количество, знакомиться с пространственными отношениями и величиной; соотносить целое и части помогают игры Воскобовича.

Прогулки и экскурсии - богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок я обращаю внимание детей на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало легковых машин; сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья; назови три предмета разной длины, ширины, высоты и т.п.). Играя на прогулке, мы считаем, сравниваем камушки, веточки, листья, цветы, комки снега, сосульки.

В работе успешно использую игры и задания с блоками Дьенеша. Например, такие логические задания с блоками, как «Мишка». Эта игра развивает умение видеть ритмическую последовательность действий, способности выделить несколько признаков (цвет, форму, размер).

Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач-шуток, логических упражнений, головоломок. Занимательные задания я использую в качестве разминки в начале занятия или в конце занятия для повышения умственной активности детей. Работу с занимательным математическим материалом провожу в течение всего дня: в утренние часы, на прогулке, вечером.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой логической задачи, всегда вызывает интерес у детей. Логические задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. Загадываю задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями. Например: «Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего?» (двое). «Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник?» (положить ее на угол стола). «Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной?» (шесть).

Развивающие игры по математике активизируют внимание детей, закрепляют полученные навыки и умения. Так, например, в игре, «Прятки» я называю цепочку чисел, пропуская несколько из них. Задача детей назвать пропущенные числа. В этой игре ребенок легко усваивает числовой ряд, развивает внимание.

Мои дети с удовольствием играют в шашки. Это игра развивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Учу детей обдумывать каждый ход, соблюдать правила игры.

Считаю, что шашки – незаменимый «тренажер» для тех, кто хочет научиться мыслить логически. Шашки-отличный вариант для умственной зарядки дошкольника. Игра отлично развивает логику, память, счет, концентрацию, пространственное воображение и стратегическое мышление.

Дети в моей группе очень любят настольные игры-ходилки, их можно приобрести в магазине, а также они печатаются в разных детских журналах. Однажды на сайте Маам.ру я увидела интересную идею математической игры-ходилки и изготовила подобную. Ее можно использовать и в средней группе, и в подготовительной, меняя задания фигур в соответствии с возрастом. В ходе игры дети закрепляют представления о геометрических фигурах, навыки количественного и порядкового счета, совершенствуются в умении называть соседей цифры, закрепляют умение решать простые арифметические задачи (в зависимости от подобранных заданий и геометрических фигур); развивают внимание, логическое мышление, усидчивость.

Большую роль в развитии математических способностей играют подвижные игры, так как доказано, что чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Часто в работе использую задания-эстафеты, в ходе которых предлагаю детям как можно быстрее собрать предметы. Например, большие и круглые; зеленые, не треугольные; не красные, не круглые.

Провожу физкультминутки, упражнения на счет движений. Например:

- Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов.

- Мы подпрыгнем столько раз, сколько бабочек у нас.

- Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки.

- Сколько шариков у нас, столько и подпрыгнем раз.

Содержание всей работы по развитию математических способностей реализую в трех блоках педагогического процесса:

1. В блоке организованного обучения в форме НОД использую разнообразные по форме занятия (игры-путешествия, игры-викторины, театр).

Включаю в непосредственную образовательную деятельность знакомых сказочных персонажей, животных, которые проживают весь сюжет вместе с детьми, ставят перед детьми разные задачи, просят их научить чему-то, и вместе с детьми решают поставленную проблему до логического конца.

Провожу игры-путешествия, которые включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой. Детям предлагаю в ходе «путешествия» преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, выполняя задания математического содержания. Например, понятие ширина более естественно познается ребенком не с помощью бумажных полосок, а путем перешагивания «ручейка». Предлагаю детям сравнить ширину «ручейка» в разных местах и определить, в каком месте «ручеек» труднее перешагнуть и почему.

Изготовила в группе математический театр. При знакомстве с числом устраиваю праздник-знакомства. Число появляется в качестве персонажа Математического театра, рассказываю о проявлении числа в окружающем мире, дети рисуют, лепят цифры. Оформила сборник « Математических сказок»( приложение 5).

2. В блоке совместной деятельности взрослого с детьми провожу эксперименты, беседы, наблюдения, математические игры разного вида, загадываю математические загадки, головоломки.В этом виде деятельности большое значение отдаю дидактической игре.

Все дидактические игры по математике для детей я разделила на группы:

  • Игры с цифрами и числами. К ним относятся игры по обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры, как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей" учат свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.

  • Игры-путешествия во времени служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.

  • В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

  • Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).

  • Игры на развитие логического мышления. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.

3. В блоке свободной самостоятельной деятельности детей главную роль отвожу созданию предметно-развивающей среды, которая оказывает огромное влияние на познавательную активность детей. Для развития математических способностей в группе оборудован «Центр занимательной математики», где собрано достаточное количество пособий, игр, которые позволяют развивать математические способности. Оформлена картотека игр по ФЭМП.

Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению: загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.

Материал, находящийся в математическом уголке, разнообразный. Это и сюжетные картинки, и дидактические, настольно-печатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, тетради на печатной основе, книги для занятий, числовые лото, календари, измерительные приборы и инструменты: весы, мерные стаканы, линейки; магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических фигур и т. д.

Многообразие наглядно-дидактического материала в математическом уголке способствовало усвоению большого по объему материала, а своевременная смена пособий поддерживала внимание детей к уголку и привлекала их к выполнению разнообразных заданий.

В создании уголка занимательной математики принимали участие: воспитатели – они собирали дидактические материалы и оформляли уголок;

родители -предоставляли самодельные или готовые игры и пособия; дети изготавливали самостоятельно или с помощью взрослых пособия и игры.

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в группе, помогла не только развить творческие способности ребенка, его индивидуальные особенности, активизировать его самостоятельную мыслительную деятельность, развить понимание математической речи, но и помогла развить интеллектуальные способности ребенка.

Работа с семьей

Большое значение имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к математическому развитию. Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями:

  • Проводила индивидуальные беседы

  • Консультации:« Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (приложение 6) «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных у детей дошкольного возраста».(приложение 7)

  • Открытые занятия « Математические острова»( приложение 8), « Математическое путешествие» (приложение 9), « На помощь царевне Несмеяне»( приложение 10) и т.д.

  • Выступала на родительских собраниях, знакомила родителей с математическими играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, приучали детей к умственному труду.

Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие.

Чтобы родителям было легче определить, в какие игры и как играть с детьми, оформляла папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр , связанная с тематической неделей.

Организовывала с детьми математические праздники (приложение11), вечера досуга, КВН, викторины (приложение 12,13,14)«Что, Где, Когда?», « Своя игра») приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.

Также вниманию родителей предлагались книжные издания, например, «Как просто научиться логически мыслить», «Развиваем внимание», «Развиваем память» и др., которые помогали сформировать базовые математические представления, подготовить руку к письму, развить речь, внимание, память будущего первоклассника.

Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры.

Уверена, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

Заключение

Мой опыт работы показал, что использование игровых форм на занятиях в процессе обучения благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей. Элементарные знания по математике, определенные современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребенком. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет мне, как педагогу, искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.

Сравнив результаты диагностических исследований по ФЭМП, я пришла к тому, что удалось добиться положительных результатов за два учебных года по всем разделам: увеличилось количество детей с высоким уровнем умений на 51%, а с низким уровнем наоборот уменьшился на 20%. Проведённая диагностика показала, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Благодаря использованию продуманной системы игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

Использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширило математический кругозор дошкольников, математическое развитие, повысило качество математической подготовленности к школе, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Использование многих игр аналогичного типа построенных на самом различном материале, позволило ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть.

Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.

Я со своими воспитанниками «играю» в математику. Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики. Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.

Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. Наш детский сад постоянно пополняется новыми учебными материалами: палочки Кюизенера, « Дары Фребеля», система Монтессори и т.д. В дальнейшем намерена изучить такие методики для работы с детьми.

Учиться можно только весело.. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.

Учение должно быть радостным!











































Литература

1. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного

образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014г.

2. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М., 2002.

3. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. – М., 1987.

4. Бочек Е.А. Игра-соревнование “Если вместе, если дружно” //Начальная школа, 1999, №1. .

5. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль, 1997.

7. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., 2000

8. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001.

9. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. – М., 1999.

10. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М., 1996.

11. Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа, 1997, №5.

12. Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. – СП., 2004.

13. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. – М., 2005.

14. Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. // Психология и

педагогика игры дошкольников. Под.ред.Запорожца – М.,2003

15. Аргинская И.И. Математика, математические игры.- Самара: Федоров, 2005 г.- 32 с.

16. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах //

Дошкольное воспитание. – 2002. - №8. – С.30-39

17. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит.

Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 400 с.

18. Бильчугов Л.Ф. Формирование элементов формально-логического мышления у детей 6-7 лет. Дис. Канд.

Психолог. Наук МГУ., 1978.

19. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для

воспитателя дет. Сада. – М., 1989

20. Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб .пос. –

М., 1974

21. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н.

Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000.

22. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду: Формирование у дошкольников элементарных

математических представлений. – 2-е изд., доп. – М., 1985

23. Носова Е.А. «Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов

при формировании у дошкольников математических представлений». – Л.: 1990г. Стр.47-62.

24. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: Практическ. Курс математики для дошкольников. – М., 2001

25. Сербина Е.В. Математика для малышей: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М., 1992

26. Шеляховская Н.К., Дацюк Т.Н. О проявлении и развитии математического мышления дошкольников //

Резервы познавательной деятельности учащихся и развивающее обучение: Сб. науч. Тр. – М., 1990. – С.76 – 86.