Представление опыта работы.
Слайд 1-2.
Каждое утро, идя в школу, я прохожу «дорогою приветствий», когда все дети, встреченные мной, здороваются и улыбаются мне в ответ. Я знаю, что в школе возле кабинета меня уже ожидают они. Они торопятся, перебивая друг друга, рассказать о том, что было без меня, чему я не была свидетелем. Они хотят поделиться всем новым, что у них появилось, что их озадачило.
Слайд 3.
Значит, все это время я незримо была с ними. Еще А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет».
Итак, «…вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно воспитание» (К.А. Гельвеций).
В многолетнем опыте работы классным руководителем мною было использовано множество разных подходов и концепций воспитания. Методом проб и ошибок я создала свою, пусть пока несовершенную, концепцию воспитания «Лестница успеха».
Своеобразие воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается.
Слайд 4.
Поэтому мне, как классному руководителю, близка и понятна Концепция системного построения процесса воспитания, авторами которой являются известные ученые.
Ряд лет школа ведет экспериментальную работу по формированию основ духовно-нравственного воспитания учащихся. В рамках той деятельности среди учащихся 5-11 классов был проведен мониторинг освоения школьниками основных нравственных ценностей.
Слайд 5
Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего?
Анализ данных показывает, что приоритетными вопросами личного плана являются взаимоотношения в семье, здоровье, образование и карьера.
Слайд 6
Ученикам был предложен перечень гуманистических ценностей, с тем, чтобы выразить своё отношение к ним методом ранжирования.
Обращает на себя внимание факт, что такие ценности как милосердие, патриотизм и коллективизм имеют сравнительно низкий рейтинг.
Слайд 7
Интересны результаты и следующего исследования среди учащихся.
Чему жизненно важному учит Вас школа?
Самостоятельности и уверенности в себе - 65
Умению общаться-58
Уважению к людям, человеколюбию - 46
Дружбе - 44
Самопознанию - 39
Эти данные объективно отражают картину сформированности нравственных ценностей у школьников и легли в основу планирования воспитательной работы, как на уровне классного коллектива, так и на уровне школы.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.
Слайд 8
Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.
УСПЕХ – это:
Слайд 9
Цель воспитательной системы класса - ПОЭТАПНО СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
Слайд 10
Система работы рассчитана не на один год,
Слайд 11
а приоритетные направления и цели определяются в зависимости от возрастных психофизиологических особенностей школьников.
Слайд 12
Основные компоненты моей воспитательной системы перед вами на экране:
При решении непростых задач воспитания возникают определённые препятствия, обусловленные противоречиями этого возраста, а именно:
а) незавершённость физического развития,
б) недостаточный уровень самостоятельности;
в) несформированность навыков общения;
г) незавершённость процесса социальной адаптации,
Моя задача как классного руководителя на этом этапе - предоставить ученикам как можно больше возможностей для саморазвития, оказывая поддержку и помогая преодолевать трудности и опасности подросткового возраста.
Слайд 13
Здесь немаловажную роль играет соблюдение личностно ориентированных принципов воспитательной системы класса:
Слайд 14
Направления воспитательной работы класса я определила в соответствии с программой деятельности школьного Детско-юношеского объединения «Союз детей и взрослых»
Слайд 15
Наиболее эффективными формами работы считаю:
индивидуальные
групповые
коллективные
Слайд 16
Функционирование данной системы обеспечивает
Слайд 17
В нашей школе разработана модель ученического самоуправления. Высшим органом самоуправления является классное собрание, которое проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть.
Слайд 18
Ученическое самоуправление дает возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоление трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт.
Слайд 19
Одной из немаловажных сторон деятельности классного руководителя является работа с учащимися «группы риска». Я, как классный руководитель тесно взаимодействую со структурными подразделениями школы и социума
Слайд 20
Известный отечественный педагог И. П. Подласый пишет: «Современные школы переходят к тесной интеграции школьного и семейного воспитания. При хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы».
Слайд 21
Система образования в целом, образовательное учреждение и классный руководитель выполняют социальный заказ и, поэтому, не могут работать в отрыве от социального окружения. Школа очень тесно взаимодействует со всеми заинтересованными структурами, строя эти отношения на взаимовыгодной и взаимодополняющей основе.
Слайд 22
Для меня как педагога, классного руководителя очень важно, какие взаимоотношения рождаются в процессе деятельности. Поэтому занимаюсь мониторингом воспитанности, анализирую и диагностирую межличностные отношения и по необходимости оказываю помощь сама и привлекаю специалистов-психологов к этой работе.
Слайд 23
Я часто представляю, какими будут мои дети – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путем САМОразвития и САМОреализации.
Слайд 24
Я считаю, что моя модель выпускника соответствует запросам современного общества, нашедшим своё отражение
Слайд 25
в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Слайд 26
Я стою только в начале сложной, но необычайно интересной работы классного руководителя. Стараюсь вовлекать своих детей в различные конкурсы, мероприятия…
Слайд 27
… участвую в них вместе с ними.
Слайд 28
В своей деятельности ориентируюсь на слова Антона Семеновича Макаренко «Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».