муниципальное общеобразовательное учреждение
Шипиловская основная общеобразовательная школа
Опыт работы классного руководителя.
Беспоясова Лидия Михайловна.
Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия.
В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.
В. Сухомлинский.
Я расскажу о воспитательной работе в сельской школе. Специфика работы в сельской школе заключается в том, что я работаю с разновозрастными группами, совмещаю 1-й с 3-им или 2-ой с 4-ым классами. Все занятия я провожу, учитывая возрастные особенности детей. Я не просто работаю, а живу жизнью детей, воспринимаю свою школу как родной дом. Я знаю каждого ученика ещё до поступления в школу, его семью, положение ребёнка вне школы.
В прошлом году ко мне в очередной раз пришли первоклассники. Это послужило прекрасным поводом к тому, чтобы исправить те ошибки, которые были допущены при воспитании предыдущих классов и воплотить в жизнь новые идеи. Я как классный руководитель знаю, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит и индивидуальный успех каждого обучающегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном, сплоченном коллективе легче решаются все задачи, с таким коллективом интересно и легко работать и мне самой. А как сделать так, чтобы ребята стали единой семьёй? Тут мне на помощь приходят ребята из старшего класса. Вместе с ними мы в начале года проводим игры на знакомство. Например «Давайте познакомимся», «Свет мой зеркальце, скажи». Чтобы узнать больше о семьях детей, я провожу конкурс рисунков «Я и моя семья». Ведём беседы об интересах и увлечениях ребят.
У каждого моего воспитанника есть дело. Дела индивидуальные, по предложению самих детей. В процессе выбора дел, они сами распределяются и определяют свои поручения. Оба класса организованы в единый отряд «Неугомон». Девиз отряда: «Грусть, печаль прогонит вон наш отряд «Неугомон». В начале года на совете отряда выбирается командир. Он является главным помощником учителя. Для себя он выбирает заместителей и помощников. Они следят за соблюдением порядка на переменах, оказывают помощь учителю при подготовке к уроку. Есть ответственный дежурный и его помощники, которые занимаются проверкой внешнего вида обучающихся, чистотой учебников, школьных принадлежностей, дежурством по столовой, организацией чистоты в классной комнате в течение дня. Цветоводы отвечают за разведение цветов в классе, их своевременным поливом и пересадкой, удалением засохших листьев и цветов. Художники отвечают за оформительскую деятельность, украшением класса к праздникам.
Дела рождаются в соответствии с возможностями детей и нуждами коллектива. Они направлены на выполнение тех требований, которые предъявляют учителя, родители, на то, чтобы помочь друг другу, на создание дел для совместного творческого развития.
Чтобы найти наиболее эффективные формы и методы для осуществления воспитания в классе, я построила различные направления воспитательной работы.
Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся.
В своих классах я планирую и провожу различные мероприятия по формированию здорового образа жизни. Это и тематические классные часы, и беседы, и конкурсы, игры, участие в акции «Наша жизнь – в наших руках». Мои дети с удовольствием принимают участие во всех общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях.
Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Мой план работы по патриотическому воспитанию направлен на формирование у детей любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям и обычаям русского народа. Для реализации этих целей используются различные формы работы: просмотр презентаций, беседы, встречи с ветеранами, конкурсы рисунков, участие в военно-спортивной игре «Зарница», участие в акции «Поздравь ветерана». Итогом проведённой работы по патриотическому воспитанию за год является проведение митингов в п. Льнозавода и д. Карпово у памятников погибшим воинам, а так же участие в концерте к Дню Победы в ДК с. Шипилова перед местными жителями. Эти мероприятия мы проводим всей начальной школой. Двое обучающихся включились во Всероссийское движение «ЮНАРМИЯ».
Я стремлюсь развить у детей любовь к творчеству. Свои творческие способности мы с детьми любим реализовывать, изготавливая огромное количество поделок, рисунков. Участвовали в конкурсах рисунков «Сказки Пушкина», «Моя любимая мама» к Дню матери, к Дню космонавтики, ко Дню Победы «Мой прадедушка – герой, моя прабабушка – героиня»,
конкурсе по изготовлению новогодней игрушки, открытки, символа года. Ёлку украшаем игрушками, сделанными руками детей. Меня очень радуют успехи моих воспитанников.
В настоящее время современные образовательные технологии все шире входят в повседневную жизнь людей. С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. В своей работе я пользуюсь как готовыми электронными изданиями, так и авторскими презентациями, созданными в программе Microsoft Power Point. Компьютерную презентацию я считаю украшением не только урока, но и мероприятия, она несет в себе огромный иллюстративный компонент, позволяет, например, повторить видеофрагмент с любого места. Я активно использую на своих мероприятиях сеть Интернет, где можно найти ответ почти на любой вопрос. 10 из 12 моих детей зарегистрированы на всероссийской образовательной платформе Учи.ру. Они охотно участвуют во всех предлагаемых олимпиадах, выполняют предлагаемые познавательные задания. Здесь, как нельзя лучше, воспитывается чувство товарищества, взаимопомощь, взаимовыручка, чувство сопереживания от неудач или радость за успехи своего товарища. Наш девиз: «Где не справился один – справимся вместе». За прохождение олимпиад дети получают грамоты и пополняют своё портфолио.
В нашем коллективе есть и свои традиции. Это – поздравление с днём рождения именинников, украшение класса к Новому году, получение подарков на 23 февраля и на 8 Марта.
В своей воспитательной работе я не забываю и о сотрудничестве с социумом. Моя дочь работает в сельской библиотеке. Каждую среду для учеников нашей школы она готовит мероприятия различной тематики. Мы вместе с ней обсуждаем темы, наиболее интересные для детей. Т.к. классы у нас малочисленные, то участие в мероприятиях принимают ученики всех четырёх классов. Особенно интересны для детей викторины, командные игры, соревнования. Все дети охотно посещают библиотеку, где не только берут книги для чтения, но и участвуют в библиотечных уроках и мероприятиях.
Ну и конечно же, работаем над проектами. На протяжении нескольких лет вместе со своими учениками и своей внучкой я являлась участником научно-практической конференции «Учение с увлечением – старт в науку». Со своими проектами мы выступали перед учениками всей начальной школы. Над некоторыми проектами мы продолжали работу в школе. Например, пробовали делать бумагу своими руками, собирали образцы бумаги для пополнения коллекции.
Кроме этого не забываю и о государственных и национальных праздниках. Обязательно провожу мероприятия к праздникам памятных дат и событий Российской истории и культуры. (День славянской письменности, Пушкинский день, День народного единства и др.)
Мои дети очень любят путешествовать. Мы вместе с ними посещаем картинную галерею, музеи г. Мышкина и г. Углича, участвуем в мастер-классах. Веду работу по изучению родного края. В основном эта работа проводится в детском оздоровительном лагере, который мои воспитанники охотно посещают.
Большое значение придаю совместной работе с детьми по созданию правил нашего сообщества. Заметила, что дети уважают больше именно правила, рожденные непосредственно из окружающей жизни:
Относись к другим так же, как ты хотел бы, чтобы другие относились к тебе (главное правило нашего классного коллектива).
Свободно и смело высказывай свои мысли, свое мнение.
Работай над своей ошибкой, не смейся над ошибками других.
Сначала посмотри на себя, а потом оцени других.
У меня есть своя педагогическая заповедь: «Запретить легче, чем разрешить». И поэтому главным словом на уроке и во внеурочной деятельности использую слово «МОЖНО»
Можно обращаться ко мне по любому вопросу, только не на уроке;
Можно выбрать другую тему, интересную ребёнку;
Можно не пойти в школу, если чувствуешь себя нездоровым;
Можно отказаться от порученного дела, если не видишь смысла в его выполнении;
Можно придумать свое дело;
Можно сказать учителю, когда он несправедлив.
Можно поспорить с учителем, аргументируя свою точку зрения. Все можно!
Мы доверяем друг другу, при этом учимся отвечать за свои поступки и свой выбор.
Несмотря на планомерную работу, есть проблемы, которые ещё предстоит решать. Не все ребята в моём коллективе являются успешными, относятся к «трудным детям» (плохо учатся, пропускают уроки). Этим детям стараюсь уделять особое внимание, привлекаю их обязательно к участию в классных и школьных мероприятиях, провожу с ними индивидуальные беседы.
Определяющую роль в процессе становления личности занимает семья. «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» - говорил Василий Сухомлинский. Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это помогает мне как классному руководителю и родителям объединить свои усилия в создании условий для воспитания у детей нравственных ценностей. Для этого провожу беседы по нравственному воспитанию.
Быть хорошим классным руководителем – нелёгкий труд. На собственном опыте убедилась, что воспитывать намного тяжелее, чем учить. Но если приложить к своему классу свои умения, знания, душевное тепло, сердечное понимание, родительскую строгость и поддержку, то на выходе из начальной школы мы получим класс счастливых детей с высокими познавательными интересами, уважающих и ценящих труд учителей, любящих свой школьный дом.
Мой педагогический девиз: «Люби детей, и они ответят тебе любовью». Я твердо верю в силу воспитания, которая складывается из очень простых компонентов: уважения и любви к детям, силы личного примера, справедливости; способности прощать ребенка. Учитель – ученик – единая духовная общность, а жизненный путь ребёнка – путь радости. Главная цель в моей работе – воспитание ученика как личности. И в это понятие я вкладываю духовное богатство, широкое мировоззрение, эрудицию, высокую нравственность, общительность, способность влиять на решения и деятельность коллектива.
Каждое утро, приходя в школу, я встречаю своих детей, которые стараются рассказать мне о своих чувствах, переживаниях, интересных событиях. Они доверяют мне свои сокровенные тайны, советуются со мной в различных ситуациях. Я стараюсь дать им совет, поделиться своим опытом. Дети верят мне и доверяют свои маленькие и большие секреты. Полагаю, что это стало возможным благодаря тому, что я - верю в ребенка, его возможности; - оцениваю не личность, а поступки и действия детей; - постоянно проявляю внимание к каждому ребенку. Искренне радуюсь его самостоятельным действиям, поощряю их. Как здорово слышать от ребёнка «Я сам справлюсь с этим заданием. Я могу это сделать самостоятельно.» - умею занять позицию ребенка, понимаю детство, не тороплюсь с выводами; - помогаю каждому ребенку найти свое собственное «я», стать личностью, сохранить свою уникальность.
Эти правила выражают мое профессиональное кредо. Быть профессионалом для меня означает хорошо знать и любить свое дело, выполнять его легко, изящно, свободно.
Хочу закончить своё выступление словами Максима Горького: « Любить детей – это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их – это великое дело, требующее таланта и широкого знания жизни.»