Автор:
Ширяева Надежда Юрьевна
Воспитатель МБДОУ детский сад «Сказка»
р.п.Вознесенское Нижегородская область
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕСТОПЛАСТИКИ
«Порыв к творчеству может так же легко угаснуть,
как и возник, если оставить его без пищи». К. Г. Паустовский
Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного образования. Поскольку изучение ребенка, его способностей, скрытых потенциальных возможностей, как и само человеческое познание, не стоит на месте.
Президент Российской Федерации на одном иззаседании президиумов Государственного совета, Совета по культуре и искусству обратил внимание на образование на развитие творческих способностей детей и молодежи, где отметил: «Нужно вытаскивать таланты, работать с ними и стараться создать для них такие условия, которые сохраняет для нас эти таланты».
Несомненно, все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Доказано что, результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение, фантазия, что и составляет основу творческой деятельности. Ведь именно в дошкольном возрасте складываются благоприятные возможности для развития творческой личности ребенка.
Из всего многообразия видов изобразительного искусства я отдала предпочтение лепки из соленого теста, так как оно обладает большим развивающим потенциалом.
ТЕСТОПЛАСТИКА сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развивать свои способности и возможности в декоративно - прикладной деятельности.
Почему же я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста?
Соленое тесто обладает высокими пластическими свойствами и дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы, возможность декоративного оформления изделий из него. Это простой и доступный материал в условиях детского сада, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок.
Во время работы с этим материалом дети получают эмоциональное удовлетворение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда. В результате работы с соленым тестом повышается сенсорная чувствительность, развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук, что способствует развитию речи детей.
Поэтому целю моего инновационного опыта является развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, через тестопластику.
Работая над темой перед собой ставлю следующие
формировать знания, умения и навыки в работе с пластичным материалом.
создать условия для развития мотивации и интереса у детей к лепке.
развивать способность к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию; развивать изобразительные способности, творческое воображение, побуждать создавать образы.
воспитывать художественно- эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
Я начала свою работу с ознакомления с методическими рекомендациями по работе с соленым тестом, пользовалась программой «От рождения до школы», работала над проектом «Лепка в детском саду» и другой методической литературой . Для того чтобы обеспечить необходимый уровень творческого развития ребенка, потребовалось расширить и обогатить развивающую среду. В группе имеется :
Сенсорный уголок
Уголок театрализации
Уголок изодеятельности
Уголок художественной литературы
Уголок экспериментирования, для которого приготовила все необходимое для лепки: скалочки для раскатывания теста, формочки для вырезания, а так же природный, бросовый материал, макаронные изделия, для оформления наших поделок.
Организовала мини- музей поделок изсоленого теста , в оформлении которого приняли активное участие родители.Посмотреть наши поделки мы приглашаем детей из разных групп.
Чтобы заинтересовать, привлечь своих воспитанников я много леплю в их присутствии. Используюметоды и приемы работы с детьми по данной теме.
Методы и приемы :
1.Словесный метод: беседа, рассказ; объяснение, пояснение; вопросы; словесная инструкция;
2.Наглядный: рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия); показ выполнения работы (частичный, полностью); наблюдение
3.Использую интеграцию тестопластики с разными областями. Познание, коммуникация, чтение художественной литературы
Для поддержания интереса к творчеству, работу осуществляю во всех формах своей деятельности с детьми. Формы работы с детьми:
режимные моменты
игры (игры- экспериментирование, игры - упражнения способствующие формированию сенсорного опытадетей, игровые импровизации и театрализация)
образовательная деятельность на игровой основе
трудовая деятельность
На прогулке и в повседневных ситуациях, обращаю внимание детей на необычные явления, предметы (цветение растений, солнышко , лужица, пушистое белое облако, фрукты, овощи, посуду и др.). Все увиденное воплощаем в своих работах.
Игра является главным видом деятельности детей. Она становится содержанием и формой организации жизни ребенка.
Во время игры замешиваю тесто в присутствии детей. Даю возможность поиграть с ним: потрогать , понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек. Предлагаю детям отпечатать на поверхности теста предметы с интересной фактурой .
Игры-экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащают знания детей об их свойствах и возможностях применения, стимулируют к поискам новых действий и способствуют смелости и гибкости мышления.
Работа с тестом занимает много времени, требует внимание и усидчивости, поэтому необходимо проводить физкультурные минутки. Яиспользую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами, в которых взаимодействуют в едином творческом пространстве искусство, художественное слово, пластика рук.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые импровизации и театрализацию, а в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Включаюсь в игру сама. Задаю детям наводящие вопросы. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.
При работе с тестом приучаю детей готовить свое рабочее место, приводить в порядок и поддерживать его после того, как работа закончена. Это способствует формированию у дошкольников трудолюбия, трудовых навыков, культуры труда, и привычки работать аккуратно.
В своей работе я применяю метод интеграции. К примеру: по художественной литературе и тестопластике. После прочтения сказки вместе с детьми изготавливаем фигурки сказочных героев из соленого теста.Таким образом, у детей появляется возможность не только наделить образы сказочных героев определенным характером, но и проиграть фрагменты сюжета. Например, я проводила занятие по развитию речи «Рассматривание картины «Цыплята и курочка». Во время беседы по картине я обратила внимание детей на характер каждого цыпленка и попросила выбрать и рассказать о том цыпленке, который больше всего понравился. А затем дети слепили каждый своего цыпленка, передавая его характер и настроение.
Интеграцию использую в следующих видах деятельности :наматематическом развитии, знакомясь с понятием «один» и « много» дети лепят один кружочек и много кружочков, что подводит детей к усвоению целого ряда математических представлений.
Но никогда не будет положительного результата, если не будет тесного сотрудничества с родителями. Этому вопросу я уделяю особое внимание и использую следующие формы в работе с родителями :
анкетирование
консультации
совместные работы на открытых занятиях
педагогические беседы
совместное создание предметно развивающей среды.
В настоящее время я, вместе с родителями, семьей ребенка, поддерживаем смышленого и любознательного малыша, создаем условия для развития творческих способностей, дарованных природой.
Целью своей работы я ставлю – раскрыть творческие способности ребенка.
В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений.
Поэтому, сравнивая работу ребенка, его интересы, я получаю возможность проследить развитие творческого самовыражения ребенка за определенный отрезок времени.Создаю условия для творческого развития детей.Если ребенок проявляет себя, вижу его способности, то я его поддерживаю, работаю с ним индивидуально.
В результате моей работы по развитию творческих способностей детей посредством тестопластики добилась следующих результатов , которые вы видите на экране
Я занимаюсь с детьми творчеством не ради конечного результата, а ради процесса, в котором происходит и воспитание, и развитие творческих способностей детей. В лепке дети удовлетворяют свой тактильный голоди это очень важно т. к. через тактильное познание мира дети развивают чувства.
В настоящее время я разработала проект по данной теме. Не останавливаясь на достигнутом, в перспективе, планирую продолжить работу по изучение технологий тестопластики, закрепляя ранее полученные навыки, знания и умения, осваивать более сложные приемы. Особое место буду уделять совместному творчеству, изготовлению сувениров, игрушек для настольного театра, коллективных панно.