ГБОУ СО «Серовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Опыт работы по развитию двигательных навыков у детей с умственной отсталостью посредством соревновательно-игрового метода.
Разработчик:Перминова А.А.
Учитель физической культуры.
Серов 2023
Представляю вашему внимаю опыт работы по развитию двигательных навыков у детей с умственной отсталостью посредством соревновательно-игрового метода.
На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывают влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей.
У детей с умственной отсталостью двигательные нарушения обнаруживаются в 90-100% случаев .Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других - повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений .
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). Во время работы тело ребенка фиксируется в таких положениях (горизонтальном, сидячем, вертикальном), что снижает активность патологических рефлексов, обеспечивает максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность передвижения.
Клинические наблюдения и практический опыт отечественных врачей и дефектологов показывают, что обучающиеся с умственной отсталостью особенно нуждаются в развитии двигательной активности.
Развитие двигательной активности умственно отсталого ребенка являются основными условиями подготовки его к жизни, а впоследствии и к физическому труду. Способность нейтрализовать негативные последствия, возникающие у школьников при длительных статических нагрузках, а также исправлять двигательные расстройства, расширять двигательные способности умственно отсталых детей, представляет собой определенным образом активную и организованную двигательную активность. При этом двигательный режим у обучающихся с умственной отсталостью должен состоять из неукоснительного выполнения рационального распорядка дня, который должен быть буквально насыщен игрой. Именно Игра важна для развития двигательной активности. Для решения данных проблем я обобщила свой педагогический опыт по указанной выше теме и стала активно использовать соревновательно-игровой метод на уроках, который помог развивать двигательную активность у обучающихся.
Для повышения двигательной активности обучающиеся на уроках физической культуры устраиваю соревнования между группами обучающихся в дисциплине, быстроте построения, подготовке мест занятий и т.д., что позволяет включить младших школьников в соревновательный процесс. Для организации спортивно – оздоровительной деятельности обучающихся провожу общешкольные мероприятия. Многие из которых стали традиционными:
Кросс «Золотая осень»,
«Веселые старты»- множество самых разнообразных спортивных заданий для команд, которые стали неотъемлемой частью образовательного процесса, в котором дети с удовольствием принимают активное участие.
Лыжные соревнования- перед соревнованиями обязательно проходит лыжная подготовка , которая имеет большое оздоровительное, гигиеническое и прикладное значение, поскольку занятия проводятся на свежем воздухе и являются одним из лучших средств укрепления и закаливания организма. Передвижение на лыжах способствует развитию всей костно-мышечной системы, органов кровообращения и дыхания, усиливает обмен веществ, развивает силу, ловкость, выносливость, координационные способности, равновесие, воспитывает смелость, находчивость, улучшает пространственную ориентировку. В связи с этим, лыжная подготовка с успехом применяется во всех видах адаптивной физической культуры для детей с умственной отсталостью.
Дартс– это увлекательная игра. Ее отличительной чертой является доступность.В нее могут играть и дети с ограниченными возможностями. Она проста, эмоциональна и отличается высоким оздоровительным эффектом. Чтобы играть в дартс , нужно обладать точностью движений , ловкостью, выдержкой и координацией движений. Выполнение упражнений дартс сопровождается эмоциональным напряжением, выявляет активизацию координационных способностей. Игра развивает не мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство, способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. Для обучающихся с умственной отсталостью с целью создания условий для повышения двигательной активности в течении учебного дня провожу динамические паузы- во время динамических перемен использую много разных подвижных игр: «Передай шапку», «Узнай меня», «Море волнуется», «Пятнашки», «Замени предмет», «Проведи мяч» и др.
Динамические перемены играют большую роль в воспитании и развитии детей с интеллектуальными нарушениями. Они способствуют не только повышению двигательной активности ,но и усвоению социальных норм и правил, сплочению детского коллектива и формированию навыков коммуникации, также отработала наиболее эффективные подвижные игры, чередуя упражнения, направленные на развитие скоростных силовых качеств, выносливости и ловкости.
Для организации учебной и внеурочной деятельности использую проектный метод. Наиболее интересными для обучающихся стали проекты «Будь здоров», «Спорт залог здоровья», «Мы выбираем спорт»- все эти проекты были направлены на формирование здорового образа жизни, на повышение двигательной активности и многое другое.
В своей работе активно использую здоровьесберегающие технологии, что позволяет учитывать индивидуальные особенности здоровья обучающихся, и также приобщать их к здоровому образу жизни.
Внеурочную деятельность использую как ещё одну возможность повышении двигательной активности обучающихся.
Для детей разработала и реализую на практике программу дополнительного образования «Азбуку здоровья»- Целью которой является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни, а также профилактика вторичных нарушений и сохранение жизненно важных функций организма.
Соревновательно-игровой метод является ценным средством развития двигательной активности обучающихся с умственной отсталостью, на уроках. С Соревновательно-игровым методом обучающиеся преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения, тем самым развивая двигательную активность.
Закончить своё выступление хотелось бы цитатой « Жизнь- требует движения» (Аристотель)