СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по системе В.Ф.Базарного

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе я поделилась первыми результатами работы по системе профессора В.Ф.Базарного. Работа состоит из аналитической справки и презентации,, которая помогает более наглядно ознакомиться с данной методикой.

Просмотр содержимого документа
«Здоровый школьник»

Здоровый школьник.

Слайд №1 Когда нет здоровья, молчит мудрость,

не может расцвести искусство, не играют силы,

бесполезно богатство, и бессилен разум.

Геродот


На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно.

Рост числа этих заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения.

Современная школа непосредственно с решением образовательных задач призвана решать задачи повышения работоспособности и укрепления здоровья учащихся, особенно младших классов.

По мнению специалистов, причина многих заболеваний – недостаток движений. Всё это приводит к тому, что учащиеся в процессе чтения и письма пребывают в хроническом сенсорно – моторном, психоэмоциональном и нервно – вегетативном напряжении, что ведёт к целому ряду школьных форм патологии: близорукости, нарушения осанки, сердечно – сосудистых, нервных расстройств. Умственная же работоспособность и успешность овладения детьми школьной программой напрямую зависит от показателей здоровья.

Когда в 2013 году мой , тогда 4 «а», проходил медицинский осмотр, результаты меня просто ошеломили. Из 28 учащихся у 26 были выявлены те или другие отклонения:близорукость, нарушение осанки, сердечно – сосудистые расстройства.

Слайд №2

Я задумалась над этой проблемой, просмотрела много литературы и познакомилась с методикой руководителя отдела сенсорных систем Института медицинских проблем Севера, профессора Владимира Филипповича Базарного. Меня очень заинтересовали результаты тех педагогов, которые работали по этой системе. Я решила с новым набором первоклассников начать внедрять некоторые элементы этой методики.

Слайд №3-4 Первичное изучение медицинских карт показало следующие результаты.








Из 26 учащихся - 15человек состоят на диспансерном учёте у специалистов (кардиолога, окулиста, лора, ортопеда). Поэтому передо мной встали вопросы: как помочь ребёнку быть физически здоровым, как бороться с имеющимися заболеваниями, как с наибольшей пользой проводить профилактические мероприятия? С первых уроков я начала использовать в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающую технологию В. Ф. Базарного.

В чём же суть данной системы обучения и воспитания? На этот вопрос так отвечает автор этой методики, профессор В. Ф. Базарный «Ребёнок нормально растёт, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе.»

Слайд №5 Первое, что я сделала – это заменила традиционную противоестественную рабочую позу школьников (в положении “сидя”), негативно влияющую на их физическое, психическое и духовное развитие. К традиционным столаммы добавили разноуровневые конторки с наклонной поверхностью и приучила детей работать в разных позах “стоя - сидя”. Размеры конторки соответствуют примерно ½ ширине учебного стола. Учащиеся, поочерёдно меняясь местами, работают часть урока, то стоя, то сидя.

Я планирую уроки с таким расчётом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из одного положения в другое.

Практика показала, что на начальных этапах адаптации детей к динамическим позам наиболее оптимальным режимом оказался тот, при котором дети меняют позы "стояние-сидение" через каждые 15 минут. Однако главным здесь оказалась не столько продолжительность пребывания в таком положении, сколько факт смены позы. Слайд №6 В позе “стоя” ребята стоят на массажных ковриках, которые улучшаются кровообращение, что оказывает положительное влияние на весь организм.

Слайд №7-8Методика Базарного позволяет создать условия для предупреждения устранения близорукости. Суть ее заключается в том, что в течении урока, в режиме ближнего зрения, а именно работа с учебником, ведется обычно на одном этапе урока. Все остальное заранее размещается на тренажерах: выносится на доску, на специальные карточки, которые размещаются по стенам класса или воспринимаются на слух.

Важнейшая особенность уроков в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих учащихся заданий.Все эти и подобные им задания являются упражнением для глазодвигательных мышц.

Через каждые 10-15 минут работы проводятся физминутки для профилактики нарушения зрения. Наиболее простое и доступное всем упражнение - это прикрывание глаз ладонями. Это лучший способ добиться релаксации нервов всех органов чувств, в том числе и зрения, а также уменьшение умственного и физического напряжения. Слайд №9 Также использую зрительно-координатный тренажер (на потолке)На потолке "мини-стадион" для глаз, пробежка по нему обязательна,Это позволяет не только переключать взгляд из режима ближнего на режим дальнего зрения, но и предотвращать остеохондроз, связанный с неподвижностью шейного отдела позвоночника, а также стимулировать кровоснабжение мозга.

Слайд № 10 Обязательно проводится и физминутка, упражнения для предупреждения различных заболеваний.

Слайд №11 Дети с первого дня пишут только перьевыми ручками, пишут медленно, вдумчиво и красиво. Такая ручка  способствует формированию правильных навыков письма. Перьевые ручки пишут только при определенном наклоне и нажиме, поэтому у учеников со временем вырабатывается манера удерживать ручку определенным образом, в соответствии с существующей техникой письма, при письме обычной шариковой ручкой устает не только кисть руки, но и вся мышечная система организма: спина, косые мышцы живота, плечевой пояс. Специфика письма шариковой ручкой состоит в постоянном мышечном напряжении. Тогда как при письме перьевыми ручками происходит чередование напряжения и расслабления. Слайд №12 К тому же перо позволят ребенку научиться красиво писать. Доказано, что перьевая ручка, бережет сердечно-сосудистую систему.

Слайд №13Важная часть методики – развитие тонкой моторики и ручного творчества. Ошибочно думают те, кто считает, что письма в школе достаточно для овладения тонкой моторикой, психологи доказали, что психические функции развиваются через анализ предметов в исследовательских манипуляциях с предметами – лепку, конструирование, рисование. Поэтому с первого класса в классе ведётся кружок «Квиллинг».

Слайд №14Одним из обязательных правил методики Базарного является обязательное ежедневное занятие физической культурой. Поэтому мы почти всем классом посещаем занятия в бассейне.

Слайд №15На данном этапе работы из 12 правил методики Базарного я следую только 8.

Система обучения академика Владимира Базарного предполагает:

1. Раздельное обучение мальчиков и девочек.

2. Использование для письма перьевых ручек и чернил.

3. Использование конторок наряду с партами.

4. Применение массажных ковриков для стоп.

5. Частую смену поз на уроке.

6. Размещение учебных материалов на всех 4 стенах и потолке.

7. Применение офтальмологических тренажеров.

8. Сопровождение самостоятельной работы классической музыкой.

9. Подачу информации в контексте чувств и эмоций.

10. Физминутки для предупреждения различных заболеваний.

11. Занятия физкультурой почти каждый день.

12. Занятия за компьютером разрешаются только по завершении периода полового созревания.

Просмотр содержимого презентации
«Здоровый школьник»

Здоровый школьник  Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство, и бессилен разум.  Геродот

Здоровый школьник

Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство, и бессилен разум.

Геродот

Базарный Владимир Филиппович (р. 4.05.1942), русский учёный, врач и педагог-новатор.

Базарный Владимир Филиппович

(р. 4.05.1942), русский учёный, врач и педагог-новатор.

Группа здоровья

Группа здоровья

На диспансерном учёте.

На диспансерном учёте.

Режим динамических поз позволяет эффективно развивать и функционировать внутренние органы, укрепляет опорно-двигательный аппарат, творческие способности и иммунитет, исчезает утомляемость, дети раскрепощены, свободны.

Режим динамических поз позволяет эффективно развивать и функционировать внутренние органы, укрепляет опорно-двигательный аппарат, творческие способности и иммунитет, исчезает утомляемость, дети раскрепощены, свободны.

Гигиенически оптимальным считается, если обувь на уроке снята и дети находятся в носочках. Под ноги помещен коврик.

Гигиенически оптимальным считается, если обувь на уроке снята и дети находятся в носочках. Под ноги помещен коврик.

Сколько четырёхугольников на чертеже? 6

Сколько четырёхугольников на чертеже?

6

Найди закономерность. 5 6 15 48 40 36 42 54 45 18 20 35

Найди закономерность.

5

6

15

48

40

36

42

54

45

18

20

35

На тренажёре с помощью специальных стрелок показаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд ученика в процессе физминутки: вперёд- назад, влево - вправо, по и против часовой стрелке. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной, привлекает внимание .

На тренажёре с помощью специальных стрелок показаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд ученика в процессе физминутки: вперёд- назад, влево - вправо, по и против часовой стрелке. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной, привлекает внимание .

Физкультминутка

Физкультминутка

Обычная перьевая ручка предотвращают у ребенка аномальную задержку дыхания, закрепощение основных ритмов сердечной деятельности. Перьевая ручка способствует письму в импульсивно-нажимном режиме: напряжение-расслабление, напряжение - расслабление в котором работает человеческое сердце.

Обычная перьевая ручка предотвращают у ребенка аномальную задержку дыхания,

закрепощение основных ритмов сердечной деятельности. Перьевая ручка способствует письму в импульсивно-нажимном режиме: напряжение-расслабление, напряжение - расслабление в котором работает человеческое сердце.

Развитие тонкой моторики

Развитие тонкой моторики

12 правил Базарного Раздельное обучение мальчиков и девочек. 2. Использование для письма перьевых ручек и чернил. 3. Использование конторок наряду с партами. 4. Применение массажных ковриков для стоп. 5. Частую смену поз на уроке. 6. Размещение учебных материалов на всех 4 стенах и потолке. 7. Применение офтальмологических тренажеров . 8. Сопровождение самостоятельной работы классической музыкой. 9. Подачу информации в контексте чувств и эмоций. 10. Физминутки для предупреждения различных заболеваний. 11. Занятия физкультурой почти каждый день. 12. Занятия за компьютером разрешаются только по завершении периода полового созревания.

12 правил Базарного

  • Раздельное обучение мальчиков и девочек.

2. Использование для письма перьевых ручек и чернил.

3. Использование конторок наряду с партами.

4. Применение массажных ковриков для стоп.

5. Частую смену поз на уроке.

6. Размещение учебных материалов на всех 4 стенах и потолке.

7. Применение офтальмологических тренажеров .

8. Сопровождение самостоятельной работы классической музыкой.

9. Подачу информации в контексте чувств и эмоций.

10. Физминутки для предупреждения различных заболеваний.

11. Занятия физкультурой почти каждый день.

12. Занятия за компьютером разрешаются только по завершении периода полового созревания.