Опыт работы по теме: «Формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста посредством квест-игр»
Воспитатель МБДОУ детский сад №10 «Мишутка»
Пехтерева М.В.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Свою работу я начала с анкетирования родителей, где выявила их отношение и роль в развитии экономических знаний в семье. Обработка результатов анкетирования показало, что большинство 58% считают рано внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, 32% считают эту тему не интересной, для детей, 10% не задумывались об этом.
На самом деле многие родители не понимают насколько важно приобщить ребёнка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребёнка к жизни, его приспособленности к обществу. Были проведены с родителями беседы, консультации, оформлен для них информационный уголок. Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании финансовой грамотности в условиях детского сада, использовать полученные детьми знания и умения на практике, в кругу семьи.
Изучая проблему формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, я убедилась, что именно в дошкольный период можно сформировать у ребёнка правильное представление о финансовых понятиях и посадить зерно богатства, которое будет расти вместе с ребёнком, и сможет помочь ему стать независящим успешным человеком.
В начале учебного года в группе была создана развивающая среда по ознакомлению детей с финансовой грамотностью (организован уголок по финансовой грамотности, изготовлены пособия для сюжетно-ролевых игр, настольные, дидактические). Дети получили начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации.
Я использовала сказки, для обучения детей азам экономики, это в доступной форме позволило им сформировать первичные представления, закрепить, обобщить и систематизировать их. А погружение в сказочную атмосферу помогает дошкольнику активизировать собственную деятельность, легко и непринуждённо освоить необходимые знания и умения. Было прочитано много сказок по финансовой грамотности. Чтение художественной литературы развивает у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике; давать нравственную оценку поступкам героев.
В качестве средства формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста я использую дидактические игры.
Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В процессе работы дидактические игры я включаю в содержание занятий.
Решение проблемно-игровых, задач и ребусов упражняет детей в умении решать практические задачи, ориентироваться в окружающей действительности, тем самым, способствует формированию экономически грамотного поведения.
Однообразная деятельность снижает устойчивость его внимания, а вот в процессе интересной для него игры внимание может быть устойчивым длительное время. Традиционные формы работы с современными детьми не всегда эффективны. Новая форма должна быть и увлекательной и познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявлять себя. В своей работе я уделила особое внимание «квесту». Но изюминка этой формы работы в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков. При разработке «квеста» я следую следующим принципам:
1. Доступность заданий - не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы воспитанник не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения предложенных заданий.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Квест-игра обладает огромным развивающим потенциалом; не только создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацеливает на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Данная форма совместной деятельности по формированию финансовой грамотности очень результативна. Я прибегаю к её помощи регулярно. Одним из первых был проведён квест- «Добрые услуги ». В ходе, которого ребята с героями сказки выполняли несложные задания экономической направленности, дети проявляли определённую смекалку, оказывая услуги сказочным персонажам.
Исходя из изложенного материала, можно сделать вывод: что создание условий и игровая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Использование квест - игр по формированию основ финансовой грамотности позволяет развить интеллект, расширить кругозор ребенка. Кроме этого позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появлявился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
В заключении хотелось бы отметить, что дети с нетерпением ждут квест-игр на любую тематику. Эта форма работы является «палочкой - выручалочкой», в ситуации, когда воспитанникам необходимо донести знания и сформировать умения по достаточно трудным для восприятия ими экономическим темам образовательной деятельности.
В связи с накопленным педагогическим опытом работы планирую обобщать опыт, совершенствоваться, продолжая внедрять его в свою дальнейшую работу.