СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по теме: «Пальчиковые игры для речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация опыта работы по теме: «Пальчиковые  игры  для  речевого  развития  детей  младшего дошкольного возраста»

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме: «Пальчиковые игры для речевого развития детей младшего дошкольного возраста»»

Опыт работы по теме:   «Пальчиковые игры для речевого развития детей  младшего дошкольного возраста» воспитателя МДОУ №7 « Родничок»  Поповой Оксаны Валерьевны.

Опыт работы по теме: «Пальчиковые игры для речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

воспитателя МДОУ №7 « Родничок»

Поповой Оксаны Валерьевны.

 Известный педагог В. А. Сухомлинский писал:   «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Это не просто красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Почему меня именно эта тема заинтересовала?  Речь – важнейшее средство овладения знаниями, является необходимой предпосылкой обучения и развития ребёнка. Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  В современной педагогике и психологии существует множество методов и приёмов для развития речи детей. Я считаю, что пальчиковые игры упражнения, театры являются наиболее понятными и интересными. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями.
  • Это не просто красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
  • Почему меня именно эта тема заинтересовала?
  • Речь – важнейшее средство овладения знаниями, является необходимой предпосылкой обучения и развития ребёнка. Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
  • В современной педагогике и психологии существует множество методов и приёмов для развития речи детей. Я считаю, что пальчиковые игры упражнения, театры являются наиболее понятными и интересными.
  • Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями.
Цель:  Создание условий для свободного развития личности ребёнка, способность к логическому мышлению, слуховому восприятию, памяти и речи детей, через пальчиковые игры. Задачи: Развивать программу, создавать развивающую дидактическую среду, совершенствовать организационные формы учебно – воспитательного процесса. Научить играть в пальчиковые игры, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик. Учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке (тестопластике) и т.д.

Цель: Создание условий для свободного развития личности ребёнка, способность к логическому мышлению, слуховому восприятию, памяти и речи детей, через пальчиковые игры.

Задачи:

  • Развивать программу, создавать развивающую дидактическую среду, совершенствовать организационные формы учебно – воспитательного процесса.
  • Научить играть в пальчиковые игры, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик.
  • Учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке (тестопластике) и т.д.
 Работа с родителями:  - Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук.  - Раскрыть перед родителями важность речевых пальчиковых игр, которые развивают речь детей, улучшают мыслительную  деятельность, стимулируют фантазию детей.  - Индивидуальные беседы.  - Консультации, на которых объяснить, что надо учить манипулировать предметы, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, пуговицы, бусинки, шнуровка, мозаика, так как эти действия являются базовыми, они формируют личную умелость.  - Изготовление папки – передвижки «Мы играм с пальчиками», которая обновляется по мере разучивания.  Родители принимали активное участие в изготовление масок для пальчикового театра.

Работа с родителями:

  • - Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук.
  • - Раскрыть перед родителями важность речевых пальчиковых игр, которые развивают речь детей, улучшают мыслительную

деятельность, стимулируют фантазию детей.

  • - Индивидуальные беседы.
  • - Консультации, на которых объяснить, что надо учить манипулировать предметы, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, пуговицы, бусинки, шнуровка, мозаика, так как эти действия являются базовыми, они формируют личную умелость.
  • - Изготовление папки – передвижки «Мы играм с пальчиками», которая обновляется по мере разучивания.
  • Родители принимали активное участие в изготовление масок для пальчикового театра.
 Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

  • Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
 Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми младшего возраста. Можно просто делать массаж кистей рук – поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка – взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы, сгибает и разгибает его. Делать так надо 2 - 3 минуты ежедневно.   Очень малыши любят играть в народные пальчиковые игры «Сорока – Белобока», «Ладушки», «Коза», « Пальчик – мальчик »,  «Белка», « Этот пальчик» По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми младшего возраста. Можно просто делать массаж кистей рук – поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка – взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы, сгибает и разгибает его. Делать так надо 2 - 3 минуты ежедневно.

  •   Очень малыши любят играть в народные пальчиковые игры «Сорока – Белобока», «Ладушки», «Коза», « Пальчик – мальчик »,  «Белка», « Этот пальчик»
  • По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
 Вывод: Видна положительная динамика развития связной речи у воспитанников.  В дальнейшем планирую применять пальчиковые игры, как средство для развития речи в составлении творческих и сюжетных рассказов.  Работая над развитием мелкой моторики рук, использую пальчиковые игры, я прилагаю все усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. 

Вывод: Видна положительная динамика развития связной речи у воспитанников.

  • В дальнейшем планирую применять пальчиковые игры, как средство для развития речи в составлении творческих и сюжетных рассказов.
  • Работая над развитием мелкой моторики рук, использую пальчиковые игры, я прилагаю все усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. 
 Когда можно использовать пальчиковые игры в детском саду?  Я использую их на занятиях, во время прогулок и в индивидуальной работе с детьми. В своей работе добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы необходимая деятельность приносила ему радость. Дети изображают предметы, животных, птиц, все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением.

Когда можно использовать пальчиковые игры в детском саду?

  • Я использую их на занятиях, во время прогулок и в индивидуальной работе с детьми. В своей работе добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы необходимая деятельность приносила ему радость. Дети изображают предметы, животных, птиц, все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением.
 По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.  Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные приемы.
  • По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
  • Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные приемы.
 При выполнении каждого упражнения стараюсь вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой и обеими вместе. Совместно с детьми придумываем сказки, с помощью театров (пальчикового и кукольного), ребятам очень нравится играть, даже самостоятельно.

При выполнении каждого упражнения стараюсь вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой и обеими вместе. Совместно с детьми придумываем сказки, с помощью театров (пальчикового и кукольного), ребятам очень нравится играть, даже самостоятельно.

 Однако набор пальчиковых игр может быть разнообразным.  Что же сюда может входит ?  пальчиковые игры с палочками.  пальчиковые игры со скороговорками. - пальчиковые игры со стихами.

Однако набор пальчиковых игр может быть разнообразным.

Что же сюда может входит ?

  • пальчиковые игры с палочками.
  • пальчиковые игры со скороговорками.

- пальчиковые игры со стихами.

 Можно также использовать следующие виды деятельности:  - наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);  - наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень;  - цветные клубочки ниток для перематывания;  - деревянные игрушки (собрать матрешку, сложить из кубиков поезд, стульчик, домик и т.п.);  - мозаика по возрастающей сложности;  - нанизывание бус, бисера, пуговиц;

Можно также использовать следующие виды деятельности: - наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки); - наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень; - цветные клубочки ниток для перематывания; - деревянные игрушки (собрать матрешку, сложить из кубиков поезд, стульчик, домик и т.п.); - мозаика по возрастающей сложности; - нанизывание бус, бисера, пуговиц;

- наборы веревочек разной толщины для завязывания и развязывания узелков;  - наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь);  - дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп;  - лепка из глины или пластилина;

- наборы веревочек разной толщины для завязывания и развязывания узелков; - наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь); - дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп; - лепка из глины или пластилина;

- вязание, шитье, вышивание;  - пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;  - пазлы и вкладыши.

- вязание, шитье, вышивание; - пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу; - пазлы и вкладыши.

- графические упражнения - игры:

- графические упражнения - игры: "Дорожка", "По точкам", "Узоры крестиком" и др. - рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т. д.) - плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок, обрывание листа бумаги. - симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.

- катание карандаша, мячиков (не больших), между ладошками.  - нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом -

- катание карандаша, мячиков (не больших), между ладошками. - нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой бассейн". - игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков.) - игры, с конструкторами требующие закручивать шурупы, гайки.

В группах созданы:

  • Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук.
  • Картотека «Пальчиковая гимнастика».
 Литература: Развивающие игры для детей «Пальчиковые развивалки от 0 до 6 лет». Ращупкина С.Ю. 2010г.  Использую интернет ресурсы: «Детсадклуб.ру» http://www.detsadclub.ru/ «Дошколёнок.ру. »(сайт для воспитателей детских садов) http://dohcolonoc.ru/ «Планета детства» http://planetadetstva.net/

Литература:

  • Развивающие игры для детей «Пальчиковые развивалки от 0 до 6 лет». Ращупкина С.Ю. 2010г.

Использую интернет ресурсы:

  • «Детсадклуб.ру» http://www.detsadclub.ru/
  • «Дошколёнок.ру. »(сайт для воспитателей детских садов) http://dohcolonoc.ru/
  • «Планета детства» http://planetadetstva.net/
 Перспективы.  В дальнейшем планирую продолжать работу по совершенствованию связной речи и коммуникативных навыков у детей, через игровую деятельность, с использованием пальчиковой гимнастики, активизировать познавательную, исследовательскую деятельности детей, использовать метод «Проекта».   Искать новые формы организации деятельности детей по развитию связной речи. Спланировать совместную работу с психологом и логопедом по этой теме.    Продолжать вовлекать родителей в мероприятия группы .

Перспективы.

  • В дальнейшем планирую продолжать работу по совершенствованию связной речи и коммуникативных навыков у детей, через игровую деятельность, с использованием пальчиковой гимнастики, активизировать познавательную, исследовательскую деятельности детей, использовать метод «Проекта».

  • Искать новые формы организации деятельности детей по развитию связной речи. Спланировать совместную работу с психологом и логопедом по этой теме.

  • Продолжать вовлекать родителей в мероприятия группы .