СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по теме самообразования «Игровые технологии в развитии речевой активности младших дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для педагогов  2 младшей группы.  Описание опыта работы по использованию игровых технологий в развитии речевой активности детей младшего возраста.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме самообразования «Игровые технологии в развитии речевой активности младших дошкольников»»

И.В. Иванова,

Воспитатель

МКДОУ № 9 детский сад «Сказка» г. Мирный


«Игровые технологии в развитии речевой активности младших дошкольников»


Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.


На современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного  психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речи.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей младшего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе. Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.

Выстраивая свою работу, определила для себя такую цель: создать благоприятные  условия для речевого развития детей младшего возраста посредством игровых технологий, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей. 

Данная цель нашла свое отражение в решении следующих задач:

  • Изучить теоретические основы и практическую значимость игровых технологий в направлении речевое развитие.

  • Осуществить поиск и отбор нетрадиционных форм образовательной деятельности с детьми, с использованием игровых технологий.

  • Адаптировать к детям систему методов и приемов игровой технологии.

  • Определить тематику, место и время их применения в образовательном процессе и внести в перспективное планирование.

  • Создать развивающую предметно-пространственную среду для специально организованной образовательной деятельности в центре речевого развития и самостоятельной деятельности.

Учитывая всё возрастающее число детей с проблемами звукопроизношения, задержкой развития речи, необходимо осуществлять поиск путей профилактики возникающих трудностей.

Поэтому мной была разработана система работы по использованию игровых технологий в развитии речевой активности детей младшего возраста. За основу взяты: метод Барагиной О.Н., Холодовой Т.Б «Звучащие картинки», метод В. А. Петровой «Живая картинка», описанный в книге «Занятия по развитию речи с детьми до трех лет» в 1970 г.

Игровые технологии, которые использовала в своей практике, я разделила на три блока:

1. Работа по методу «Звучащие картинки»

2. Работа с пособием «Живые картинки»

3. Пальчиковые игры

Работа проводилась в течение всего учебного года с октября по апрель. Игровые технологии включались не только в занятия, но и в индивидуальную работу, режимные моменты, повседневную и самостоятельную деятельность детей.

Метод «Звучащие картинки»

«Звучащая картинка» - это иллюстрация к произведению малых фольклорных жанров (песенке, потешке) или маленькому стихотворению, доступному и понятному детям. Основная идея данного метода – активация речевой активности малышей в процессе совместной с воспитателем деятельности по изготовлению картинки.

Каринка состоит из двух частей: основной и съёмной. Основная –заготовка воспитателя, а съёмная – продукт детской деятельности. Картинка создается воспитателем и дополняется новыми элементами непосредственно детьми. Картинка начинает «звучать»: дети проговаривают текст, обыгранный в пальчиковой и подвижной игре, прочувствованный пальцами и ладонями в лепке и рисовании, озвученный воспитателем с напевной интонацией. [1 стр. 5]. В своей работе я использовала готовые конспекты из пособия, составила перспективный план в соответствии с тематическим планированием, разработала конспекты к занятиям и картинки.

Метод «Живые картинки»

Уникальность и ценность «живой» картинки заключается в том, что наглядность сочетается со словом и действием. Картинки как бы оживают, меняют, неожиданно для ребенка, свой вид и поэтому получили название «живых» картинок.

Для изготовления «живой» картинки нужен фон, т.е. крупная картинка, изображающая то место, где происходит действие и нужные для сюжета фигурки. Существуют разные способы изготовления «Живых картинок»: картина, сделанная из аппликации, а отдельные фигурки по картине могут перемещаться при помощи лески или обычной нитки; на фоне картинки сделаны прорези, в которые вставляются какие либо персонажи; персонажи к фону прикрепляются при помощи магнитов, клейких застежек, липучек. В этом случае герои могут перемещаться с места на место.

«Живые картинки» можно приблизительно подбирать по темам: знакомство с улицей, животными, со сказкой, игрой детей на площадке и т.д. Например, «живая» картинка «У бабушки в деревне». При рассматривании «живой» картинки мы можем предложить детям рассказать: кто где живет, кто как кричит, кто что ест и т.д. Занятия с «живой» картинкой дает возможность много раз показывать и называть одни и те же предметы, действия, но благодаря тому, что картинка меняет свой вид, дети с интересом смотрят и слушают. Они быстрее, ярче понимают сюжет, легче могут не только описать картинку, но и составить простой рассказ.

«Пальчиковый театр»

Важной частью работы по развитию речи в младшем возрасте являются пальчиковые игры. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Эти игры очень эмоциональны и увлекательны. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст – сказок, потешек. Проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Дети младшего возраста для своих представлений с удовольствием используют кукол на пальчик. Мною составлены картотеки пальчиковых игр и потешек. С помощью родителей изготовлена книга сказок из фетра, со съемными деталями и фигурами, которые также можно использовать для пальчикового театра.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, умением осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазию ребёнка. Только при этих условиях игра будет полезна для детей и атмосферы сотрудничества со взрослым.

Увлечение игрой повышает способность к правильному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и точному запоминанию, способствует развитию связной речи, монологической и диалогической, активизирует словарный запас, расширяет его, учит правильному звукопроизношению.

Таким образом, использование игровых технологий помогает организовать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме.









Приложение 1

Перспективный план работы

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Практическая

часть

Сентябрь –

май



Работа с документацией.

Изучение методической литературы.

Подбор наглядного материала.

Сентябрь

Разучивание стихотворений (метод «Звучащие картинки»): «Листья» (рис.) «Малинка» (лепка), «Овощи» (рис).

Работа с пособием «Живые картинки»: «Осень в лесу»

Консультация «Учим ребёнка общаться».

Изготовление пособий и наглядного материала.

Октябрь

Разучивание стихотворений (метод «Звучащие картинки»): «Вместе лучики приклеим» (аппл), «Котенок», «С нашей няней мы похожи» (аппл)

Работа с пособием «Живые картинки»: «У бабушки в деревне», «Птичий двор».

Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама!»



Изготовление пособий и наглядного материала.

Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить

речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые

пальчиковые игры».

Ноябрь

Разучивание стихотворений (метод «Звучащие картинки»): «Животные», «На машине грузовой», «Мы умеем суп варить»,

Работа с пособием «Живые картинки»: «Как животные готовятся к зиме»


Папка-передвижка «Развиваем речь в кругу семьи»

Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах.

Декабрь

Разучивание стихотворений (метод «Звучащие картинки»): «Ёлочные бусы» (аппл), «Птицы» (рис), «Здравствуй, дедушка Мороз!» (лепка).

Работа с пособием «Живые картинки»: «Елка»

Консультация «Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4 лет.


Изготовление пособий, наглядного материала

Январь

Разучивание стихотворений (метод «Звучащие картинки»): «Снеговик» (лепка), «Надо руки с мылом мыть» (рис), «Кормим птичек» (лепка).

Работа с пособием «Живые картинки»: «Зимние забавы», «Зимой в лесу»

Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи младших дошкольников.

Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем»


Февраль

Разучивание стихотворений (метод «Звучащие картинки»): «Блиночки», «С горки весело кататься» аппл.

Работа с пособием «Живые картинки»: «Моя семья»

Драматизация русской народной сказки с использованием пальчикового театра «Колобок»

Папки-передвижки

«Что такое пальчиковый театр?», «Роль театральной деятельности в развитии речи детей 3–4 лет»




Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок


Март

Разучивание стихотворений (метод «Звучащие картинки»): «Весна», «Цветы для Катеньки», «Маме подарю расческу» рис.

Работа с пособием «Живые картинки»: «Хорошо у нас в детском саду

Драматизация русской народной сказки с использованием пальчикового театра «Репка»

Консультация для родителей «Как организовать домашний театр»



Театрализованный показ «Наши любимые сказки»

Апрель

Разучивание стихотворений (метод «Звучащие картинки»): «Друзья» (апп), «Ручеёк» (лепка), «Приходи весна скорей» (аппл).

Работа с пособием «Живые картинки»: «На лугу»

Драматизация русской народной сказки с использованием пальчикового театра «Теремок»

Оформление папок – передвижек «Развитие мелкой моторики», «Чем полезна театрализованная деятельность?»

Сообщение на педсовете (педчасе для педагогов) по теме: «Игровые технологии в развитии речевой активности младших дошкольников»

Открытый НОД «Театр потешек»


Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.




Список информационных источников

1. Барагина О.Н., Холодова Т.Б. Звучащие картинки (методическое пособие) Архангельск 2016 г.

2. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

4. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.