И.В. Иванова,
Воспитатель
МКДОУ № 9 детский сад «Сказка» г. Мирный
«Игровые технологии в развитии речевой активности младших дошкольников»
Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.
На современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речи.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей младшего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе. Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
Выстраивая свою работу, определила для себя такую цель: создать благоприятные условия для речевого развития детей младшего возраста посредством игровых технологий, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Данная цель нашла свое отражение в решении следующих задач:
Изучить теоретические основы и практическую значимость игровых технологий в направлении речевое развитие.
Осуществить поиск и отбор нетрадиционных форм образовательной деятельности с детьми, с использованием игровых технологий.
Адаптировать к детям систему методов и приемов игровой технологии.
Определить тематику, место и время их применения в образовательном процессе и внести в перспективное планирование.
Создать развивающую предметно-пространственную среду для специально организованной образовательной деятельности в центре речевого развития и самостоятельной деятельности.
Учитывая всё возрастающее число детей с проблемами звукопроизношения, задержкой развития речи, необходимо осуществлять поиск путей профилактики возникающих трудностей.
Поэтому мной была разработана система работы по использованию игровых технологий в развитии речевой активности детей младшего возраста. За основу взяты: метод Барагиной О.Н., Холодовой Т.Б «Звучащие картинки», метод В. А. Петровой «Живая картинка», описанный в книге «Занятия по развитию речи с детьми до трех лет» в 1970 г.
Игровые технологии, которые использовала в своей практике, я разделила на три блока:
1. Работа по методу «Звучащие картинки»
2. Работа с пособием «Живые картинки»
3. Пальчиковые игры
Работа проводилась в течение всего учебного года с октября по апрель. Игровые технологии включались не только в занятия, но и в индивидуальную работу, режимные моменты, повседневную и самостоятельную деятельность детей.
Метод «Звучащие картинки»
«Звучащая картинка» - это иллюстрация к произведению малых фольклорных жанров (песенке, потешке) или маленькому стихотворению, доступному и понятному детям. Основная идея данного метода – активация речевой активности малышей в процессе совместной с воспитателем деятельности по изготовлению картинки.
Каринка состоит из двух частей: основной и съёмной. Основная –заготовка воспитателя, а съёмная – продукт детской деятельности. Картинка создается воспитателем и дополняется новыми элементами непосредственно детьми. Картинка начинает «звучать»: дети проговаривают текст, обыгранный в пальчиковой и подвижной игре, прочувствованный пальцами и ладонями в лепке и рисовании, озвученный воспитателем с напевной интонацией. [1 стр. 5]. В своей работе я использовала готовые конспекты из пособия, составила перспективный план в соответствии с тематическим планированием, разработала конспекты к занятиям и картинки.
Метод «Живые картинки»
Уникальность и ценность «живой» картинки заключается в том, что наглядность сочетается со словом и действием. Картинки как бы оживают, меняют, неожиданно для ребенка, свой вид и поэтому получили название «живых» картинок.
Для изготовления «живой» картинки нужен фон, т.е. крупная картинка, изображающая то место, где происходит действие и нужные для сюжета фигурки. Существуют разные способы изготовления «Живых картинок»: картина, сделанная из аппликации, а отдельные фигурки по картине могут перемещаться при помощи лески или обычной нитки; на фоне картинки сделаны прорези, в которые вставляются какие либо персонажи; персонажи к фону прикрепляются при помощи магнитов, клейких застежек, липучек. В этом случае герои могут перемещаться с места на место.
«Живые картинки» можно приблизительно подбирать по темам: знакомство с улицей, животными, со сказкой, игрой детей на площадке и т.д. Например, «живая» картинка «У бабушки в деревне». При рассматривании «живой» картинки мы можем предложить детям рассказать: кто где живет, кто как кричит, кто что ест и т.д. Занятия с «живой» картинкой дает возможность много раз показывать и называть одни и те же предметы, действия, но благодаря тому, что картинка меняет свой вид, дети с интересом смотрят и слушают. Они быстрее, ярче понимают сюжет, легче могут не только описать картинку, но и составить простой рассказ.
«Пальчиковый театр»
Важной частью работы по развитию речи в младшем возрасте являются пальчиковые игры. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Эти игры очень эмоциональны и увлекательны. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст – сказок, потешек. Проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Дети младшего возраста для своих представлений с удовольствием используют кукол на пальчик. Мною составлены картотеки пальчиковых игр и потешек. С помощью родителей изготовлена книга сказок из фетра, со съемными деталями и фигурами, которые также можно использовать для пальчикового театра.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, умением осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазию ребёнка. Только при этих условиях игра будет полезна для детей и атмосферы сотрудничества со взрослым.
Увлечение игрой повышает способность к правильному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и точному запоминанию, способствует развитию связной речи, монологической и диалогической, активизирует словарный запас, расширяет его, учит правильному звукопроизношению.
Таким образом, использование игровых технологий помогает организовать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме.
Приложение 1
Перспективный план работы
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Практическая часть |
Сентябрь – май | Работа с документацией. Изучение методической литературы. Подбор наглядного материала. |
Сентябрь | Разучивание стихотворений (метод «Звучащие картинки»): «Листья» (рис.) «Малинка» (лепка), «Овощи» (рис). Работа с пособием «Живые картинки»: «Осень в лесу» | Консультация «Учим ребёнка общаться». | Изготовление пособий и наглядного материала. |
Октябрь | Разучивание стихотворений (метод «Звучащие картинки»): «Вместе лучики приклеим» (аппл), «Котенок», «С нашей няней мы похожи» (аппл) Работа с пособием «Живые картинки»: «У бабушки в деревне», «Птичий двор». | Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама!» | Изготовление пособий и наглядного материала. Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». |
Ноябрь | Разучивание стихотворений (метод «Звучащие картинки»): «Животные», «На машине грузовой», «Мы умеем суп варить», Работа с пособием «Живые картинки»: «Как животные готовятся к зиме» | Папка-передвижка «Развиваем речь в кругу семьи» | Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах. |
Декабрь | Разучивание стихотворений (метод «Звучащие картинки»): «Ёлочные бусы» (аппл), «Птицы» (рис), «Здравствуй, дедушка Мороз!» (лепка). Работа с пособием «Живые картинки»: «Елка» | Консультация «Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4 лет. | Изготовление пособий, наглядного материала |
Январь | Разучивание стихотворений (метод «Звучащие картинки»): «Снеговик» (лепка), «Надо руки с мылом мыть» (рис), «Кормим птичек» (лепка). Работа с пособием «Живые картинки»: «Зимние забавы», «Зимой в лесу» | Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников. | Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем» |
Февраль | Разучивание стихотворений (метод «Звучащие картинки»): «Блиночки», «С горки весело кататься» аппл. Работа с пособием «Живые картинки»: «Моя семья» Драматизация русской народной сказки с использованием пальчикового театра «Колобок» | Папки-передвижки «Что такое пальчиковый театр?», «Роль театральной деятельности в развитии речи детей 3–4 лет» | Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок |
Март | Разучивание стихотворений (метод «Звучащие картинки»): «Весна», «Цветы для Катеньки», «Маме подарю расческу» рис. Работа с пособием «Живые картинки»: «Хорошо у нас в детском саду Драматизация русской народной сказки с использованием пальчикового театра «Репка» | Консультация для родителей «Как организовать домашний театр» | Театрализованный показ «Наши любимые сказки» |
Апрель | Разучивание стихотворений (метод «Звучащие картинки»): «Друзья» (апп), «Ручеёк» (лепка), «Приходи весна скорей» (аппл). Работа с пособием «Живые картинки»: «На лугу» Драматизация русской народной сказки с использованием пальчикового театра «Теремок» | Оформление папок – передвижек «Развитие мелкой моторики», «Чем полезна театрализованная деятельность?» | Сообщение на педсовете (педчасе для педагогов) по теме: «Игровые технологии в развитии речевой активности младших дошкольников» Открытый НОД «Театр потешек» |
Май | Отчёт по теме самообразования. Выступление на итоговом педсовете. |
Список информационных источников
1. Барагина О.Н., Холодова Т.Б. Звучащие картинки (методическое пособие) Архангельск 2016 г.
2. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
4. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.