СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по теме: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен опыт работы по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ №7 «Родничок» г. Суоярви.







Опыт работы по теме:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.



Гончаровой Анны Гранитовны.









Срок реализации – 2 года.























2011-2013 г. г .

«Дети - не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью» - (Януш Корчак)

По данным ЕСПЧ (Европейского суда по правам человека) Россия занимает лидирующее положение по нарушениям прав человека. За Россией в этом списке стоит Турция, далее - Румыния, Украина, Болгария. Согласно этим данным на долю России приходится 22,3% всех дел, Турции - 13,2%, Италии - 11,1% и Украина - 8,2%.

Свои данные приводит и прокуратура России. Только в 2010 году были выявлены 700 тыс. случаев нарушений прав детей, свыше 100 тыс. человек привлечены к ответственности.

Статистика показывает, что до 40% случаев насилия над детьми совершается в семье, 38% – в школах, детских учреждениях и т.п. И как отмечают многие исследователи, сами дети не имеют достаточно полного представления о своих правах.

По рекомендации ЮНЕСКО (1974 г.), знакомить ребенка с правами человека предлагается начинать еще в дошкольном возрасте, и это процесс долгосрочный. В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении. А ведь дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого осуществляется развитие личности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей, педагогов.

В связи с этим для меня актуальной стала проблема правового воспитания дошкольников.

Целью этой работы является формирование правовой грамотности у дошкольников, как средство защиты и успешной социализации.

Свою работу мы начали с диагностических исследований. В сентябре 2011 года нами было проведен мониторинг по правам человека среди детей и родителей группы.

Анкетирование родителей по этой теме выявило следующие проблемы (рис.1)

рис.1

Из 24 человек опрошенных 32% не знают правовых документов, в которых установлены права ребенка, 38% затрудняются в формулировке прав, имеющихся у ребенка. 89% - допускают применение наказания к своему ребенку, как они считают - в целях воспитания.

Исследование среди детей показало, что ребята не имеют достаточного представления о своих правах, испытывают затруднение в оценке своих поступков. В чужих поступках чаще замечают только негатив. Соблюдают запреты, не понимая их значения (рис.2).

Рис.2.

Изучив и проанализировав современную литературу по правовому воспитанию, мы сделали вывод, что в настоящее время имеется достаточное количество методических разработок по теме, но нет единой дидактической системы по этой проблеме.

Для реализации поставленной нами цели, мы составили алгоритм, который помог организовать свою работу.

Алгоритм работы по формированию основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста:

• представления о самом себе

• представление о правах и обязанностях

• своё отношений к социальным явлениям, фактам, событиям

• применение полученных знаний в разнообразных формах собственной деятельности.

Опираясь на этот алгоритм, спланировали совместную деятельность педагога и детей по правовому воспитанию, на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением социально – личностному развитию воспитанников Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детского сада №7 «Родничок» г. Суоярви.

Начинали с простого: представление ребенка о самом себе.

На этом этапе определили для себя следующие задачи:

• создать материальную и техническую базу

• подготовить дидактические материалы

• сформировать представлений о своей личности.

• Развивать умение работать в социуме (коллективе)

Для решения этих задач организовали в группе уголок психологической разгрузки. В нем поместили картотеку дидактических игр по теме, а также атрибуты и предметы, способствующие самопознанию. Родители оказали нам помощь в создании коллекции литературы по правам человека, адаптированную к дошкольному возрасту. Создали техническую базу для использования ИКТ технологий по теме.

На этом этапе прошли такие мероприятия как «Праздник Толерантности» (декабрь 2011г.), «Дискотека «Шарик-шоу» (апрель 2012 г.), и т. д. Провели курс психологических бесед на тему «Какой я», «Кто я?», «Я и мои чувства», театрализованные игры «Скажи жестом», «Вот какой Я!», «Загадывание желаний» и дидактические игры «стиральная машина», «помоги себе сам», «Садовник», «Чудесные очки».

Параллельно проводилась работа с родителями. Для них, регулярно, были организованы консультации по темам:

  • «Авторитет – основа воспитания» (Ноябрь 2011г.)

  • «Жизнь по правилам: с добрым утром» (Февраль 2012г.)

  • Распространение буклетов и информационных листов «Каждый ребёнок имеет право…» (октябрь 2012 г.)

  • «Права ребёнка – соблюдение их в семье» (февраль 2013г.)

Все это позволила сформировать у воспитанников и родителей интерес к правам и свободам личности.

Продолжая эту работу, подошли к следующему этапу - представление о правах и обязанностях.

Целью этого этапа стала знакомство с законодательством РФ.

Здесь определили для себя следующие задачи:

• Познакомить с основными правовыми документами

• Подвести к мысли, что права и обязанности важны в жизни любого человека

• Развивать умение соблюдать общепринятые правила и нормы жизни.

Решая поставленные перед собой задачи, провели ряд мероприятий в соответствии с тематическим планированием: «Лесное приключение» (Декабрь 2011г.), «Где живет доброта?» (Февраль 2012г.), «Цветы для милой мамочки» (Март 2012 г.) и т. д.

В сотворчестве с детьми разработали совместные проекты по темам – «Моя семья» (Май 2012 г.), «Права ребёнка» (Ноябрь 2012г.), «Декларация прав группы» (Сентябрь 2012 г.) и др.

Провели совместные с родителями праздники «День Солнышка» (сентябрь 2012 г.), «День Матери» (ноябрь 2012 г.), «День защитника Отечества» (февраль 2013 г.), «День защиты детей» (июнь 2012 г.) и др.

Проведенная работа по двум этапам позволила нам сформировать у детей представление о законе и правах человека. Результат — выставка детских рисунков.

Все это позволило создать площадку для следующего этапа - своего отношения к социальным явлениям, фактам, событиям.

Целью стала — рефлексия правовых знаний и умений.

Эта работа проводилась в повседневной жизни детей: во время прогулок и в игровой деятельности

На этом этапе к своей работе активно приобщали и родителей. С их помощью в группе прошла деловая игра по теме «Суд над Карабасом Барабасом» (декабрь 2012 г.). А так же дети и родители создавали индивидуальные и групповые проекты по темам «Мы тоже были маленькими» (сентябрь 2012 г.), «Дом, в котором я живу» (ноябрь 2012 г.) и др.

Результат - дети стали строить свои взаимоотношения на правовой основе. т.е. соблюдать такие важные права, как право на частную собственность, на свободное волеизъявление, право на отдых и т.д. Ребята научились отстаивать свое мнение, опираясь на полученные знания.

Всё это позволило нам подойти к заключительному этапу работы: применение полученных знаний в разнообразных формах собственной деятельности.

Инновацией на этом этапе для меня стал курс аналитических бесед о правонарушениях героев художественных произведений. После прочтения сказки, рассказа, повести мы предлагали ребятам оценить поступки героев в соответствии с Конвенцией. Здесь активно использовали такие дидактические игры, как «Читаем сказку – учим права», «Кто права нарушил?».

Эта работа очень заинтересовала и как результат в группе возникла сюжетно - ролевая игра «Суд над...» Где ребята в естественной для них деятельности отстаивают свои права и права друзей.

Мониторинг знаний и умений детей по этой теме подтвердил результативность нашей работы (рис.3).

Рис.3.

Дети имеют достаточный запас знаний о своих правах и обязанностях, умеют адекватно оценить свои и чужие поступки. Соблюдают запреты, понимая их необходимость. А главное: проведенная работа позволила нам подвести детей к понятию правовой защищенности.

Далее мы планируем продолжать работу в этом направлении и используя технологию педагогического проекта разработать систему дидактических игр по правовому воспитанию для младшего и среднего дошкольного возраста.