СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по теме: "Музыкальный театр как одна из форм образовательной работы с детьми дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театрализованная  деятельность помогает развивать интересы и способности ребёнка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремлённости,  проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме: "Музыкальный театр как одна из форм образовательной работы с детьми дошкольного возраста"»

Н. В. Сергеева

Музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31»

г. Майкоп


МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР – КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я».

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие другие.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли. Стараясь подражать тому, что видел и, что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Театрализованная деятельность помогает развивать интересы и способности ребёнка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Корме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой и голосовой аппарат ребёнка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

«Запоют дети – запоёт народ» - писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение наши воспитанники или нет, зависит от нас, педагогов.

Пение - это исполнение музыки средствами певческого голоса; искусство передавать художественно – образное содержание музыкального произведения.

Главный принцип педагога «Не навреди!», потому, что в дошкольном детстве вокальные органы только начинают формироваться. Обучение пению ведётся планомерно, постоянно, со строгой постепенностью, начиная с самых элементарных приёмов усвоения того или иного навыка. В своей работе мне очень помогает пособие Картушиной М. Ю. «Вокально – хоровая работа в детском саду».

В нашем детском саду много лет действует музыкальный театр «Музыкальная мозаика». Мы ставим музыкальные сказки, водевили, мюзиклы и оперы посредством комплекса музыкально - театрализованных игр. Работа театра идёт в процессе интеграции литературной, театрализованной и музыкальной деятельности в несколько этапов.

Первый – подготовительный – оптимизация работы по развитию связной и образной речи, литературному образованию детей дошкольного возраста.

Второй этап – основной – создание оптимальной развивающей предметно – пространственной и игровой среды для формирования интереса к театрально – игровой деятельности, формирования опыта совместной игровой деятельности и овладения детьми правилами участия в театрализованных играх.

Третий этап – конвергенция линий развития литературной, музыкальной и интеллектуальной способности. То есть развитие умственных операций (анализа, сравнения, обобщения и классификации, противопоставления, аналогии, абстрагирования и др.) в деятельности детей.

Что такое музыкально – театрализованное представление? Это музыкальное либретто (музыкальной сказки, водевиля, мюзикла или оперы), сценические действия героев, диалоги, характерные танцы, вокальные партии.

Непосредственно работу с маленькими артистами начинаем, знакомя их с сюжетом и разучивания музыкального материала. Некоторую трудность представляет распределение ролей, но благодаря нашему опыту и такту все желающие могут себя попробовать в разных ролях и потом, сообща, выбираем тех ребят, которые наиболее непосредственно и удачно создали образ того или иного героя театрализованного действия. Каждому ребёнку подбирается роль в соответствии с его речевыми, пластическими и актёрскими возможностями. Нет проблем в связи с тем, что кому – то достаётся роль отрицательного персонажа, кому – то только танцевальные номера, а некоторым и вовсе небольшая эпизодическая роль.

Процесс разучивания всего материала – проходит в непосредственно образовательной деятельности, подгруппами, индивидуально.

Работая над ролью при ведущей роли взрослого, дети учатся пантомиме, мимике (движение головы, туловища, походка, «говорящие» движения руками). Учатся умению динамикой голоса, характерными жестами создать образ сказочного персонажа, выразительно передавать не только содержание текста, но и эмоционально, чисто интонировать вокальные партии.

Речь ребёнка развивается в течение всего дошкольного периода. Исполняемая роль, произносимые реплики, ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У ребёнка формируется диалогическая речь, улучшается грамматический строй.

Репетиции идут в основном в форме игровых этюдов: детям предлагается самостоятельно действовать в заданных обстоятельствах. Перед ними ставим задачу, стараясь заострить внимание на мотивах поведения персонажей «Что он думал? Понравилось ему? Обрадовался или огорчился? Что он сделал?» и т.д. Действия детей часто носят импровизационный характер, поэтому все их творческие находки поощряются, а в дальнейшем фиксируются и применяются самими юными исполнителями. Дети часто что-то подсказывают друг другу, придумывая интересные интонации, жесты или мимику.

Работа над вокалом ведётся всей группой. Поём весь песенный материал: сольные номера, дуэты, хоровые партии. Таким образом, вся группа детей исполняет роль хора, где нет безразличия к вокальному исполнительству, дикции, артикуляции, эмоциональной передаче характера образов героев. Вся прелесть музыкальной сказки, мюзикла, водевиля, оперы заключается в том, что всё театральное действие проходит на фоне музыки и пения. У детей вырабатывается внимание к каждому музыкальному вступлению и заключению, чтобы вовремя вступить и закончить пение; ответственность перед всеми участниками спектакля, ведь надо вовремя начать реплику или диалог, танец или сценическое действие, чтобы не было «затяжных пауз». Поэтому, при распределении ролей в спектакле вокальные данные детей не учитываются, важно эмоционально передавать образы героев в сценических действиях, а поём мы все вместе.

Голосовой аппарат дошкольников отличается хрупкостью и ранимостью, гортань с голосовыми связками ещё недостаточно развиты, связки короткие, звук слабый, поэтому голос у детей не сильный, хотя порой и звонкий. Именно пение хором наиболее приемлемый вариант исполнения, используемый в музыкальном спектакле. Основная цель работы – это добиться чистоты интонации, правильной фразировки и яркой динамики.

Массовые танцевальные номера мы разучиваем в непосредственно образовательной деятельности, начиная с отдельных танцевальных элементов, постепенно усложняя рисунок и отрабатывая выразительность движений, но используем и импровизации в зависимости от характера музыки.

Генеральная репетиция спектакля проходит в костюмах с использованием сценических атрибутов, поэтому во время показа его зрителям юные артисты не смущаются и не теряются. Выступив со спектаклем перед родителями, сказку показываем другим группам детского сада и жителям ТОС нашего микрорайона. От спектакля к спектаклю дети приобретают вкус к выступлениям и мечтают о новых музыкально – театрализованных представлениях.

Пока идёт работа над спектаклем дети запоминают все роли и если кто – ни будь, из них заболеет, то всегда есть, кому заменить. Всё это способствует нашим воспитанникам становиться дружными, у них возрастает чувство ответственности, появляется уверенность в своих силах. Каждое выступление становится для них праздничным событием. В процессе работы над спектаклем формируется творческий коллектив, в котором каждый ребёнок чувствует себя талантливым и необходимым.

Хочется отметить в этой работе роль воспитателей. Они не только способствуют организации детей, но и создают творческую атмосферу при разучивании сценария. Работают индивидуально над интонационной выразительностью речи маленьких актёров при создании образов сценических героев, не перекладывая эту работу на родителей.

Раскрытию творческих способностей детей к театральному искусству, в детском саду способствует развивающая среда – это музыкальный зал с декорациями, сценическими атрибутами, музыкой, костюмами и «театральные уголки» в группах с кукольными театрами и музыкальной фонотекой.

Таким образом, музыкально – театрализованная деятельность посредством комплекса музыкально - театрализованных игр является адекватной формой образовательной и развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Является ярким эмоциональным средством, формирующим их эстетический вкус, воздействует на воображение ребёнка различными средствами: словом, действием, музыкой. Это сильное, но ненавязчивое педагогическое средство в образовательно – воспитательном процессе.

Список литературы:

1.Музыкальный театр в детском саду. Т. А. Минина, О. П. Заботина УЦ. «Перспектива», Москва 2013

2.Театральная деятельность в детском саду А. В. Щёткин. Москва «Мозаика – Синтез», 2008

3. Занятия по театрализованной деятельности М. Д. Маханёва. «ТЦ Сфера», 2001

4.Вокально-хоровая работа в детском саду. М. Ю. Картушиной. Издательство «Скрипторий 2003», 2010