Опыт работы
«Приобщение дошкольников к истокам
культурного наследия жителей
Архангельской области «Сердцу милая старина»
через оформление уголка «Русская изба»
Сегодня мы хотим поделиться с вами опытом работы по реализации проекта «Сердцу милая старина».
Проект направлен на воспитание эстетического отношения к бытовой культуре Русского Севера, на развитие патриотических чувств и творческих способностей дошкольников на ознакомление с жизнью и бытом народа Русского Севера и развитие основ художественной культуры ребенка через устное народное творчество и народное декоративно-прикладное искусство.
Система работы в этом направлении требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В течение года, реализуя проект в разных видах деятельности, мы старались погрузить детей в атмосферу старины, которая давала бы возможность введения детей в мир русского народного быта. Так возникла идея создания в группе уголка «Русская изба».
Всем миром взялись за дело: сотрудники детского сада, родители воспитанников, знакомые приносили старинные предметы быта: оригинальные предметы старинного уклада жизни русских крестьян: чугунок, ухват, прялки, кухонная утварь, самотканые текстильные изделия, предметы одежды, музыкальные инструменты, домотканые половички, скатерти, рушники, изделия народных промыслов.
Уголок оформлен в виде интерьера деревенской избы. Основа у избы–ширма из ткани расписанная под стену деревенского дома с окошком (удобна в использовании, можно убирать на время). Мы старались воссоздать основные детали и обстановку русской избы (лавки, печь, люлька, кровать и др.) (Все это сегодня вы можете увидеть здесь)
Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта не могут не пробудить в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит им ощутить себя частью русского народа. Дети с нетерпением ждали «открытия» «Русской избы». В течение года в уголке проводились досуги и развлекательные мероприятия, занятия кружков, занятия по знакомству с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни; по знакомству с русским костюмом, по ознакомлению детей с русскими праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались.
Уголок «Русская изба» – это не застывшая экспозиция, так как все в нем можно трогать, играть, что делает восприятие его детьми эмоциональным, ярким, запоминающимся. Дети учились действовать со старинными предметами, что способствовало быстрому усвоению информации, ведь всегда запоминается лучше то, что делали, чем то, о чем только слушали. Для более интересной и запоминающейся игры в этом уголке нами была разработана картотека сюжетно-ролевых игр…..
Когда дети нашей группы научились играть в «Русской избе», изучили предметы, их названия, усвоили обычаи, мы стали приглашать к себе гостей - ребят из других групп на экскурсии – знакомство. Интересно было наблюдать, с каким восторгом ребята показывают гостям наш уголок, становясь на время экскурсоводами, делясь знаниями о быте и традициях русского народа, рассказывая, как жили люди в русских избах, какими предметами пользовались. Самой главной причиной выбора данного направления является неугасающий интерес дошкольников к русскому быту, культуре, фольклору.
Подводя итоги нашей работы, хочется отметить следующие моменты:
Дети: получили обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве; познакомились со старинными предметами домашнего обихода; обогатили словарный запас названиями предметов русского быта; дети постепенно приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции
Педагоги: создали уголок «Русская изба»; картотеку сюжетных игр в ней. Реализованы мероприятия по ознакомлению дошкольников русской традиционной культурой;
Родители: стали принимать более активное участие в совместных мероприятиях; повысилась эффективность взаимодействия с родителями по личностному развитию детей на основе культурно-исторических ценностей.
Но работа по данному направлению будет продолжаться, так как в современных условиях существует потребность в патриотическом воспитании дошкольников и вактивном привлечении к этой работе семьей воспитанников. Планов и идей очень много!