Классный руководитель 4 класса Землянухина И.В.
В соответствии с действующим законодательством об образовании дети с ограниченными возможностями здоровья (как правило, это дети с легкой степенью умственной отсталости) могут на постоянной основе обучаться в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых условий для обучения.
При организации получения образования детьми этой категории в обычном классе целесообразно использовать возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному учебному плану, наряду с применением современных образовательных технологий, обеспечивающих гибкость образовательного процесса, и успешное освоение обучающимися с ОВЗ образовательных программ.
Необходимыми условиями организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа являются:
1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную личностную самореализацию в образовательном учреждении.
2. Осуществление переподготовки педагогов для работы с данной категорией детей.
3. Обучение детей с ОВЗ должно осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
4. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении общего типа.
5. Включение детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Патология детей с ОВЗ в психической сфере проявляется, прежде всего, в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Им свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Невысокие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.
Работа с такими детьми требует большого терпения и кропотливости.
В работе с детьми ОВЗ применяются следующие подходы:
1. индивидуальный подход;
2. предотвращение наступления утомляемости;
3. активизация познавательной деятельности;
4. проведение подготовительных занятий;
5. обогащение знаниями об окружающем мире;
6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
7. проявление педагогического такта.
Но даже такой подход к организации учебно-воспитательного процесса не обходится без проблем.
Во-первых, родители не давали согласия на обследование, пугались того, что их ребенок не такой как все. Проводились индивидуальные консультации с родителями.
Для того чтобы оказать полноценную помощь ребенку, родители должны иметь определенные знания об особенностях психофизического развития, уметь наблюдать и изучать своего ребенка, знать, как правильнее помочь ему в усвоении новых знаний, в формировании необходимых качеств личности.
Во-вторых, недостаточное обеспечение необходимыми учебниками, пособиями, дидактическим материалом, техническими средствами.
Для детей с ОВЗ очень важно показывать все наглядно, поскольку зрительная память у них самая продуктивная.
В- третьих, отношения ребят общеобразовательной школы и учеников с ОВЗ складываются по-разному.
С первого класса Наташа обучалась по УМК «Перспективная начальная школа», ей трудно было усваивать учебную программу, отношение к учёбе отрицательное. Она очень часто болела, проявлялись приступы невроза. Родители в обучении помочь ей не могли.
По математике считала при помощи пальцев, таблицу умножения не знала.
По русскому языку не могла дать характеристику согласных звуков (парные, звонкие, глухие, твердые, мягкие). При списывании пропускала буквы и слова, допускала ошибки на сочетания жи-ши, ча – ща, чу- щу,чк, чн, в словах пропускала гласные буквы.
При чтении искажала слова, не дочитывала окончания, читала по слогам. Стихи наизусть учила с большим трудом, быстро забывала. Пересказывать текст не могла, на наводящие вопросы отвечала односложно. Словарный запас ограничен.
Испытывала трудности при осмыслении учебного материала.
В третьем классе, учитывая все трудности обучения, была проведена беседа с родителями Наташи, аргументируя все положительные стороны «особого» положения ребёнка в классе, решили направить девочку на ПМПК. Она продолжила обучение, но уже как учащаяся с ОВЗ.
В четвертом классе были разработаны рабочие программы по русскому языку и математике для образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе авторской программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2015 г. По остальным предметам обучение проводится по УМК «Перспективная начальная школа».
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, как усвоили ученики предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль за знаниями, умениями и навыками).
Если у всех учеников в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально, и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой.
Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы).
Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае, сначала объясняется новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с ОВЗ в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного.
Затем для закрепления нового материала дается классу самостоятельная работа, а в это время занимаются учащиеся с особенностями в развитии (проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал).
Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продолжается в течение всего урока.
При необходимости можно использовать для объяснения непонятных или трудноусваиваемых моментов содержания программного материала инструкционные карточки, в которых изложен алгоритм действий школьника, различные задания и упражнения.
Такой прием обучения применяется в том случае, когда нет возможности уделить больше времени учащимся с ОВЗ и необходимо весь урок контролировать остальной класс из-за сложности темы по типовой общеобразовательной программе для детей с нормальным психофизическим и интеллектуальным развитием.
Динамика развития Жигачевой Натальи
Предмет | 3 класс 3 четверть | 4 класс 3 четверть |
Русский язык | 2 | 3 |
Литературное чтение | 3 | 4 |
Математика | 2 | 3 |
Английский язык | 3 | - |
Окружающий мир | 3 | - |
Развитие речи | - | 4 |
Музыка | 3 | 4 |
ИЗО | 5 | 5 |
Технология | 5 | 5 |
Физическая культура | 5 | 5 |
Сравнивая результаты, мы можем сделать вывод о положительной динамике роста успеваемости. У Наташи изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, она стала воспринимать их более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.
Наташа старается и делает значительные успехи в обучении. У неё достаточно хорошо развита речь, иногда нет логики в изложении текста, но тема рассказа присутствует, и она использует весь словарный запас, чтобы описать тот или иной предмет или сюжет. По математике имеет тоже неплохие вычислительные навыки: лучше всего у неё получается решать примеры и задачи связанные с жизненным опытом.
В младшем школьном возрасте у таких детей появляется стремление к творческой деятельности. Творчество присутствует у неё везде: и на уроках (технология, ИЗО), и во внеурочное время. Любит участвовать во всех классных и школьных мероприятиях. И здесь она совершенно не отличается от других детей. Ведь во внеурочной деятельности все равны.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.
Таким образом, получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.