4
Слайд 1
Каждому учителю, а особенно классному руководителю, необходимо понимать, что родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика.
Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Слайд 2
Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
Зачастую семьи оказываются в сложных ситуациях: социальных, финансовых и др. В такие моменты семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.
Слайд 3 Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. в качестве которого я здесь выступаю. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой. Я считаю, что главная задача классного руководителя сделать родителей своими единомышленниками.
Что я делаю как классный руководитель:
1) Знакомлю родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса школы;
2) Занимаюсь психолого-педагогическим просвещением родителей;
3) Вовлекаю родителей в совместную с детьми деятельность;
4) Помогаю скорректировать родителям воспитание в особых случаях;
5) Налаживаю взаимодействие с общественными организациями
Слайд 4 Как происходит взаимодействие с родителями:
Организую родительские конференции, собрания, индивидуальные встречи родителей и учителей;
осуществляю работу телефонной линии, по которой родители могут связаться со мной или другими учителями нашей школы и получить консультацию по интересующему их вопросу;
использую средства телекоммуникации и электронной почты;
разрабатываю домашние задания, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;
провожу неформальные встречи родителей, детей, и учителей( праздники, конкурсы, фестивали и т.д.)
проявляю уважение при общении с родителями с учетом культурной, религиозной и этнической принадлежности .
Я считаю, что от согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Как мне удаётся достичь положительных результатов в работе с родителями? Слайд 5
Формы работы с родителями
Индивидуальные
Групповые
родительский лекторий;
тематические консультации;
классные детские мероприятия;
родительские вечера.
Коллективные
классные родительские собрания;
общешкольные родительские собрания;
дни открытых дверей;
концерты;
выставки учебных работ;
творческие отчеты.
Слайд 6 Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка.
Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов: Слайд 6
Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.).
Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).
Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).
Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.
На организационных собраниях утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, разрабатывается план мероприятий, распределяются общественные поручения и создаются инициативные группы родителей по различным направлениям работы, разрабатываются планы проведения общешкольных мероприятий с участием родителей.
Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в начале сентября. Последующие собрания проводятся один раз в четверть. На первом родительском собрании классный руководитель раскрывает перед родителями необходимость и задачи взаимодействия. Общим решением, определяя основные направления работы, на этом же собрании выбирается родительский комитет. Собираются материалы о возможности организации работы родителей класса в виде предложений, изложенных в анкете.
Каждое родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов: Слайд 7
Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания я знакомлю родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.
Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих. Другими словами – это тематическое сообщение.
Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
Рефлексия. В конце родительского собрания родители задают вопросы, оценивают значимость собрания, актуальность, полезность. Высказывают своё мнение.
Личные индивидуальные беседы с родителями.
Организуя родительские собрания, я придерживаюсь следующих принципов: Слайд 8
родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;
каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
Слайд 9
Семь правил успешного проведения родительского собрания
Уважайте!
Помогайте!
Объясняйте!
Доверяйте!
Учитесь!
Спрашивайте!
Благодарите!
Важно! Слайд 10
Говорить о проблеме, а не о персоналиях.
Отмечать успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалить, то всех – за что – нибудь.
Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
Кроме того, я привлекаю родителей к организации праздников Слайд 11: «Мама, папа, я – спортивная семья». Моя многолетняя практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы. «Путешествуем вместе» Слайд 12 и т.д,
Слайд 13 Совместные мероприятия
Слайд 14 Профессии родителей
Слайд 15 Игровые программы
Слайд 16 Дни именинника
Слайд 17 Традиционные праздники класса
Слайд 18 Фотовыставки
Проведение экскурсий (за последние 3 года мы вместе с родителями совершили около 30 экскурсионные поездки), приняли участие в более 15 выставок (фото-выставки, выставки рисунков, поделок и т.д), городских мероприятий. Дети моего класса неоднократно становились победителями таких конкурсов: «Птичья столовая», «Конкурс щитов».
Слайд 19 Заключение
Я считаю, что работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога. Поддержка со стороны родителей очень важна для любого учителя, а не только для классного руководителя.
Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов
воспитания детей, но она не может конкурировать с семьей.
Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Социокультурные особенности жизни семьи, экономическое положение семьи имеет большое значение в воспитании личности учащихся. Первым и решающим условием положительного взаимодействия я считаю доверительные отношения между мной и родителями. Мне очень важно, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.
Слайд 20
Не менее важен для меня диалог с родителями , обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка так как цель у меня с родителями одна: это формирование прежде всего всесторонне-развитого, грамотного, успешного и уверенного в себе человека.