СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы с родителями обучающихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит описание личного опыта работы с родителями обучающихся начальной школы и презентацию.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы. Формы и методы работы с родителями.»

4


Слайд 1

Каждому учителю, а особенно классному руководителю, необходимо понимать, что родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика.

Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Слайд 2

Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.

Зачастую семьи оказываются в сложных ситуациях: социальных, финансовых и др. В такие моменты семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

Слайд 3 Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. в качестве которого я здесь выступаю. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой. Я считаю, что главная задача классного руководителя сделать родителей своими единомышленниками.

Что я делаю как классный руководитель:

1) Знакомлю родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса школы;

2) Занимаюсь психолого-педагогическим просвещением родителей;

3) Вовлекаю родителей в совместную с детьми деятельность;

4) Помогаю скорректировать родителям воспитание в особых случаях;

5) Налаживаю взаимодействие с общественными организациями

Слайд 4 Как происходит взаимодействие с родителями:

  • Организую родительские конференции, собрания, индивидуальные встречи родителей и учителей;

  • осуществляю работу телефонной линии, по которой родители могут связаться со мной или другими учителями нашей школы и получить консультацию по интересующему их вопросу;

  • использую средства телекоммуникации и электронной почты;

  • разрабатываю домашние задания, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;

  • провожу неформальные встречи родителей, детей, и учителей( праздники, конкурсы, фестивали и т.д.)

  • проявляю уважение при общении с родителями с учетом культурной, религиозной и этнической принадлежности .

Я считаю, что от согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Как мне удаётся достичь положительных результатов в работе с родителями? Слайд 5

Формы работы с родителями

Индивидуальные

  • посещение на дому;

  • приглашение в школу;

  • индивидуальные консультации педагога;

  • переписка.

Групповые

  • родительский лекторий;

  • тематические консультации;

  • классные детские мероприятия;

  • родительские вечера.



Коллективные

  • классные родительские собрания;

  • общешкольные родительские собрания;

  • дни открытых дверей;

  • концерты;

  • выставки учебных работ;

  • творческие отчеты.

Слайд 6 Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание.  Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция  усилий  школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка.

Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Эта  школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское  общественное мнение, родительский коллектив.

На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского  коллектива.  По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить  на несколько видов: Слайд 6

  1.  Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.).

  2. Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).

  3.  Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).

  4. Комбинированные собрания (включающие  в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.

На организационных собраниях утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, разрабатывается план мероприятий, распределяются общественные поручения и создаются  инициативные группы родителей по различным направлениям работы,  разрабатываются планы проведения общешкольных мероприятий с участием родителей.

Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в начале сентября. Последующие собрания проводятся один раз в четверть. На первом родительском собрании классный руководитель  раскрывает перед родителями необходимость и задачи взаимодействия. Общим решением, определяя основные направления работы, на этом же собрании выбирается  родительский комитет. Собираются материалы о возможности организации работы родителей класса в виде предложений, изложенных в анкете.

Каждое родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов: Слайд 7

  1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания я знакомлю родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.

  2. Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.

  3. Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт  собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих. Другими словами – это тематическое сообщение.

  4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).

  5. Рефлексия. В конце родительского собрания родители задают вопросы, оценивают значимость собрания, актуальность, полезность. Высказывают своё мнение.

  6. Личные индивидуальные беседы с родителями.

Организуя родительские собрания, я придерживаюсь следующих принципов: Слайд 8

  • родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей  в учебе;

  • тема собрания должна учитывать возрастные  особенности детей;

  • собрание должно носить как теоретический, так и практический характер  (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);

  • классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;

  • родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;

  • каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать  во благо ребенку.

Слайд 9

Семь правил успешного проведения родительского собрания

  1. Уважайте!

  2. Помогайте!

  3. Объясняйте!

  4. Доверяйте!

  5. Учитесь!

  6. Спрашивайте!

  7. Благодарите!

 

Важно! Слайд 10

  1. Говорить о проблеме, а не о персоналиях.

  2. Отмечать успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалить, то всех – за что – нибудь.

  3. Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.

Кроме того, я привлекаю родителей к организации праздников Слайд 11: «Мама, папа, я – спортивная семья». Моя многолетняя практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы. «Путешествуем вместе» Слайд 12 и т.д,

Слайд 13 Совместные мероприятия

Слайд 14 Профессии родителей

Слайд 15 Игровые программы

Слайд 16 Дни именинника

Слайд 17 Традиционные праздники класса

Слайд 18 Фотовыставки

Проведение экскурсий (за последние 3 года мы вместе с родителями совершили около 30 экскурсионные поездки), приняли участие в более 15 выставок (фото-выставки, выставки рисунков, поделок и т.д), городских мероприятий. Дети моего класса неоднократно становились победителями таких конкурсов: «Птичья столовая», «Конкурс щитов».

Слайд 19 Заключение

Я считаю, что работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога. Поддержка со стороны родителей очень важна для любого учителя, а не только для классного руководителя.

Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов

воспитания детей, но она не может конкурировать с семьей.

Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Социокультурные особенности жизни семьи, экономическое положение семьи имеет большое значение в воспитании личности учащихся. Первым и решающим условием положительного взаимодействия я считаю доверительные отношения между мной и родителями. Мне очень важно, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.

Слайд 20

Не менее важен для меня диалог с родителями , обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка так как цель у меня с родителями одна: это формирование прежде всего всесторонне-развитого, грамотного, успешного и уверенного в себе человека.


Просмотр содержимого презентации
«Формы и методы работы с родителями в начальной школе-»

МБОУ «СШ № 8» города Смоленска Лобанова Светлана Юрьевна Титульный лист

МБОУ «СШ № 8» города Смоленска

Лобанова Светлана Юрьевна

Титульный лист

Чтобы узнать ребёнка,  надо хорошо узнать его семью.    В.А. Сухомлинский

Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью. В.А. Сухомлинский

Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.   С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» ( учитель – ученик – родитель
  • Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.   С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» ( учитель – ученик – родитель ). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.
Формы работы с родителями

Формы работы с родителями

Родительские собрания

Родительские собрания

  •   Организационные собрания
  • Аналитические собрания
  •   Итоговые собрания
  • Комбинированные собрания
Составляющие родительских собраний

Составляющие родительских собраний

  • Анализ учебных достижений учащихся класса
  • Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе.
  • Психолого- педагогическое просвещение.
  • Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
  • Рефлексия.
  • Личные индивидуальные беседы с родителями.
Принципы организации родительских собраний

Принципы организации родительских собраний

  • родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей  в учебе;
  • тема собрания должна учитывать возрастные  особенности детей;
  • собрание должно носить как теоретический, так и практический характер  (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
  • классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
  • родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;
  • каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать  во благо ребенку.
Семь правил успешного проведения родительского собрания

Семь правил успешного проведения родительского собрания

  • Уважайте!
  • Помогайте!
  • Объясняйте!
  • Доверяйте!
  • Учитесь!
  • Спрашивайте!
  • Благодарите!
Важно!

Важно!

  • Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
  • Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех – за что – нибудь.
  • Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
«Мама, папа, я –  спортивная семья

«Мама, папа, я – спортивная семья

Путешествуем вместе

Путешествуем вместе

Совместные мероприятия Дорога без опасности

Совместные мероприятия

Дорога без опасности

Мой папа - спасатель

Мой папа - спасатель

Игровые программы

Игровые программы

Дни рождения

Дни рождения

Масленица

Масленица

заключение

заключение

  • Использование вышеуказанных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогам с родителями. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.
Чем больше мы общаемся с родителями, а родители и дети с педагогами …  Тем успешнее и образованнее будет ваш ребенок!

Чем больше мы общаемся с родителями, а родители и дети с педагогами … Тем успешнее и образованнее будет ваш ребенок!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!