Опыт работы со "взрослыми" и "трудными" детьми в школе.
О школе для взрослых
Слайд 2
Исторически сложилось так, что вечерняя школа (в настоящее время УКП при школе 17) выполняет в системе непрерывного образования взрослых компенсаторную и адаптивную функции. В современных условиях функции вечерней школы (УКП) расширились, так как появился целый пласт молодежи, которая в силу ряда причин не может или не хочет учиться в дневной школе и нуждается не только в интеллектуальной, но и социальной поддержке. С у четом особенностей современного контингента можно сделать вывод, что основной функцией вечерней школы на данном этапе является содействие реабилитации учащихся. Таким образом, вечерняя школа создает для молодежи, не нашедшей себя в массовой школе, возможности избрать свой образовательный маршрут.
Актуальность выбора темы:
-необходимость нового содержания деятельности участников образовательного процесса;
-неоднородный состав учащихся школы по возрасту, социальному статусу, психологической готовности к обучению;
-дидактическая запущенность обучающихся.
Слайд 3
По положению о вечерней вечерней школе (УКП) - в школах данной категории могут быть использованы следующие формы обучения:
-очная;
- очно-заочная;
-заочная;
-классы компенсирующего обучения;
- индивидуальное обучение;
-экстернат.
Формы обучения отличаются требованиями к количеству учащихся, и, в зависимости, от количества учащихся определяется количество часов учебного плана. Для работающих учащихся используется очная форма обучения с увеличением нагрузки в льготный день.
Для неработающих целесообразны очные классы, но они возможны при наличии в классе не менее 25 человек.
Индивидуально обучающихся учим из расчета 36 часов в год на все предметы на одного учащегося. На индивидуальном обучении находятся учащиеся из специальных школ, колоний, СИЗО.
Экстернат практикуется по одному-двум предметам.
Слайд 4
Основой учебного процесса является консультация. Здесь важен отбор материала. Из-за слабых знаний учащихся большое внимание приходится уделять вводно-коррекционному повторению. Без ликвидации пробелов в знаниях не будет продвижения вперед. Учим работать с учебником (источник), находить ответы, выделять особенности, делать выводы. Возможно, в этом рационализме что-то теряется, но знания систематизируются.
Слайд 5
Характеристика контингента обучающихся
Кл. | всего | юноши | девушки | полные семьи | неполные семьи | под опекой | многодетные семьи | малообеспеченные семьи | соц. Опасные семьи | Семьи соц. Риска |
7-9 | 42 | 28 12,7% | 12 5,8% | 25 12,2% | 13 6,3% | 1 0,5% | 2 0,9% | 6 2,9% | 4 1,9% | 21 10,2% |
10-12 | 164 | 60 29,2% | 46 22,4% | 11 5,4% | 48 23,4% | 2 0,9% | - | - | - | 2 0,9% |
7-12 | 206 | 86 41,9% | 58 28,3% | 36 17,6% | 61 29,7% | 3 1,5% | 2 0,9% | 6 2,9% | 4 1,9% | 23 11,2% |
Слайд 6-7-8
Треть учащихся нашей школы составляют подростки «группы риска», которые занимаются в школе первый год и имеют низкую мотивацию обучения. Вот примерный портрет такого ученика:
1. Читает по слогам, темп чтения очень низок, не улавливает смысла прочитанного. Речь несвязная, не может установить причинно-следственные связи.
2. Обладает слабой памятью. Не может запомнить и воспроизвести текст. При переписывании, пока переворачивает страницу тетради, уже забывает, что нужно писать.
3. Безграмотен.
4. Не приучен к учебной деятельности. Внимание на уроке держится не более 15-20 минут. Не любит менять виды деятельности на уроке, так как, в виду психологических особенностей, ему трудно переключиться с одного на другое.
5. Имеет девиантное поведение. Ведет себя вызывающе, порой агрессивно реагирует на замечания в свой адрес.
6. Состоит на учете в КДН или освободился из мест лишения свободы, находится под следствием в СИЗО, осужден в ФГУ ИК 42/4.
Слайд 9 Социальный портрет учащихся
Совмещают работу и учебу – 92
Имеют перерыв в учебе
более 10 лет – 20
от 5 до 10 лет – 18
до 5 лет – 19
Вечерняя школа для них второе ОУ – 38
третье ОУ – 29
Имеют свою семью – 53
Воспитывают детей – 45
Всего у учащихся детей - 57
От 10 до 15 рожают детей в период учебы
Учатся семьями: муж-жена – 10
Мама-ребенок – 3
Слайд 10 Цели взрослых учиться
получить среднее образование;
приобрести или усовершенствовать профессиональные навыки, продвинуться по служебной лестнице;
улучшить качество семейной жизни;
участвовать в общественной жизни;
более содержательно проводить досуг;
развивать собственную личность;
расширить сферу общения.
Слайд 11 Причины отсутствия желания учиться малочисленность положительных стимулов;
трудности в общении;
отсутствие мотивов самообразования;
несформированность волевой сферы;
отсутствие жизненных планов, условием которых являются получение образования;
страх ошибки, боязнь критики;
психологическая и мышечная напряженность;
косность и стереотипность мышления.
Слайд 12-13 Принципы обучения
принцип опоры на опыт обучающегося;
выделяет из сохраненных знаний значимые и их систематизирует;
учит делать задания по алгоритму;
заставляет втянуться в ритм подготовки;
использует принцип совместной деятельности (учитель-ученик, ученик-ученик);
приоритет самостоятельного обучения (отработка наработанного)
индивидуализация обучения;
системность обучения;
контектность обучения;
принцип актуализации результатов обучения;
принцип элективности обучения;
принцип развития образовательных потребностей;
принцип осознанности обучения;
Слайд 14 Различия между обучением взрослых и детей
запрос на обучение. Взрослый проходит поздно, но хочет конкретных результатов.
обучаемость взрослого снижается
отношение учителя с взрослыми учащимися более паритетные, чем с детьми.
взрослый обучается, работает, растит детей
взрослого надо не только учить, но и переучивать
различны пути социализации (у детей через освоение базовых ценностей, у взрослых через изменение внешнего поведения)
взрослые оценивают информацию, дети - усваивают.
Слайд 15 Методы
Слайд 16 Высшая награда