СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы воспитателя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание моего опыта работы по формированию элементарных математических представлений. Будет интересна для воспитателей, работающих в малокомплектном детском саду.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы воспитателя»

Опыт работы воспитателя МБОУ «Зап-Халеевичская СОШ»

Захаренко Любови Васильевны на тему:

«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»


«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

Информация об опыте работы.

Условия возникновения опыта: педагогическая деятельность осуществляется в дошкольной группе МБОУ «Зап-Халеевичская СОШ». В учреждении функционирует 1 разновозрастная группа. В группе 18 воспитанников.

Введение.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела.

Актуальность.

Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

Работая в детском саду, я ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

Работу над этой темой я начала с детьми с 2013 года и продолжаю до сих пор. Проводя непосредственную образовательную деятельность (ФЭМП) я заметила, что не все дети ясно и чётко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты.

Как педагога меня это очень насторожило, и я решила провести мониторинг, с помощью которого смогла выявить детей, особо нуждающихся в моей помощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры. Изучая новую педагогическую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей. Я стала углубленно работать над темой: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений».

Новизна опыта заключается в использовании различных игровых методов и форм при проведении непосредственной образовательной деятельности по математике. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений детей.

Длительность работы над опытом. Исследование рассчитано на 5 лет (с 2013 по 2018 год ).

1 этап. Аналитико – диагностический. Проведены: анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта, сбор информации, диагностика.

2 этап. Практический. В единой системе проведена образовательная деятельность - наблюдение; эксперимент, частично-поисковая деятельность, репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, наглядный метод, индивидуальная работа.

3 этап. Аналитико – обобщающий. Подведение итога работы: пополнение пособий, атрибутов к играм по изучаемой теме, разработка рекомендаций работы с детьми, обобщение опыта работы.

Для создания условий творческой деятельности детей мною была пополнена предметно–развивающая среда, созданы картотеки дидактических игр. Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:

  1. Игры с цифрами и числами

  1. Игры путешествие во времени

  2. Игры на ориентировки в пространстве

  3. Игры с геометрическими фигурами

  4. Игры на логическое мышление

Изготовила наглядно-демонстрационный и раздаточный материал. В результате проделанной работы предметно-пространственная среда групповой комнаты создала условия для разнообразных видов детской деятельности, взаимодействия детей друг с другом, что вызвало у воспитанников чувство радости, побудило к активной творческой деятельности и способствовало интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

В целях эффективности воспитательно-образовательного процесса свою работу над данной темой я проводила в четырех направлениях:

-работа с детьми

-работа с родителями

-работа с коллегами

-работа с социумом

Работа с детьми

Работая в данном направлении, я старалась вызывать у детей интерес к игровому занимательному материалу с помощью загадок, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок.

Знакомя детей с цифрами, я даю различные игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры.

При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру: «Пара слов». Например: я говорю детям: круг – дети называют предмет, похожий на круг – руль, тарелка; прямоугольник – картина, дверь; овал – яйцо, и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму. Также использую такие игры: «Закрой двери в домиках», «Подбери заплатку», Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти. Закрепляя геометрические фигуры использую игры: «Геометрическое лото», «Найди и назови», « Кто, где живёт», « Аппликация», «Только одно свойство». Для развития зрительного внимания играли в игру: «Сосчитай сколько треугольников, кругов».

Очень часто использую на своих занятиях игры с палочками «Составление геометрических фигур из счётных палочек». Сначала давала простые задания. Например: выложить узор по образцу, на память, а затем задание усложнялось: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат их двух палочек (используя угол стола).

Знание геометрических фигур (овал, круг) можно закрепить в дидактической игре «Подбери по форме». Ведущий кладет на стол карточку с изображением круга и говорит: «У кого имеются круглые предметы?» Каждый ребенок ищет в своих карточках круглый предмет — шар, пуговицу, часы, мяч, арбуз и т. д. В этой игре я внимательно слежу за правильным подбором геометрических форм, их названием и учу находить такие формы в окружающей действительности.

Игра «Считай, не ошибись!» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.

Познакомив детей с днями недели, через игру «Сказочные гномики», объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы назвали каждого гномика соответствующим днём недели. Рассказала детям о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделька».

Я поставила перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Карина, а сзади -Артём. При помощи дидактических игр «Кот в сапогах», «Придумай пейзаж», «Замыслы архитекторов» и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от берёзы стоит дом, слева дома - кукла и т.д. Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, проводила игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра «Найди клад» - отправляемся на поиски сокровищ на пиратском корабле. Для этого использую музыкальное сопровождение, ориентировки, схемы. Например, распечатываю конверт, найденный в рубке у капитана, читаю: «Надо встать перед входной дверью в группу, пройти 3 шага вперёд, повернуть направо и пройти ещё 5 шагов вперёд и т.д. ”. Дети выполняют задание, находят клад.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.

В своей работе я так же использую сюжетные игры, игры- путешествия и игры-соревнования, которые развивают творческие способности у детей.

Работа с родителями

С целью повышение активности и интереса родителей к развитию у детей математических способностей я провела анкетирования и родительское собрание по теме: «Занимательная математика». Подготовила памятки для родителей «Модель выпускника детского сада». Провела консультации по данной теме. Подготовила совместные проекты («Страна математики», «Научись считать», «Королевство цифры 5»). Совместно с детьми и родителями проводила различные мероприятия, праздники и развлечения («Царство королевы Математики», «В кругу геометрических фигур», « Математический КВН» и т.д.).

Работа с коллегами

В целях эффективности моего педагогического опыта для коллег я подготовила памятки и рекомендации по теме: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольника».

Так же по данной теме провела педагогический совет и открытые мероприятия.

Работа с социумом

 Для успешной реализации и развиваться своей деятельности моя работа тесно связана с социумом, куда входят: образовательные и медицинские учреждения, центры культуры, музеи. Данная работа способствует разностороннему развитию воспитанников и делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным.

Результативность опыта.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого непосредственная образовательная деятельность должны проходить в увлекательной игровой форме.

Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научит его выполнять различные действия, разовьёт память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.

В заключении хочу сказать , что с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры и обучение не покажется им трудным и скучным.