Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста»
Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье.
Таким образом, можно сказать, что главная актуальная проблема физического воспитания в свете современных требований - охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников и её решение я представляю через реализацию физкультурно- оздоровительного направления, которое является ведущим направлением здоровьесберегающих технологий.
Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья детей, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка. Проблема использования здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении чрезвычайно актуальна в настоящее время. Ослабление интереса к физической культуре, уменьшение к двигательной активности, ухудшение экологической обстановки в стране ведет к ослаблению здоровья не только взрослых, но и детей. Одним из решением данной проблемы стало использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечение ребенку возможности сохранения и укрепления здоровья, формирование у него необходимых компетенций по здоровому образу жизни, применение полученных знаний в повседневной жизни.
Цель: укрепление здоровья, формирование начал здорового образа жизни и ценностных ориентации, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
ЗАДАЧИ:
Оздоровительные задачи :
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- формирование правильной осанки, гигиенических навыков, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания.
- совершенствовать физические способности, физические качества, умения и навыки в совместной двигательной деятельности детей;
Образовательные задачи:
Здоровьесберегающая деятельность в дошкольном учреждении осуществляется с помощью следующих технологий:
- медико-профилактических;
- физкультурно-оздоровительных;
-технологий обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
К ним относятся следующие технологии:
- организация мониторинга здоровья дошкольников
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
Физкультурно – оздоровительное направление подразумевается развитие физических качеств, умений и навыков, реализация потребности ребенка в двигательной активности и приобщение к спорту и физической культуре. Именно это направление и реализуется мной, как инструктором по физической культуре, а здоровьесберегающие технологии являются ведущими во всей моей спортивной и физкультурно - оздоровительной работе.
Применение здоровьесберегающих технологий в моей работе повышает результативность и эффективность физкультурно-образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.
Для реализации здоровьесберегающих технологий мною, как инструктором по физкультуре, используются все формы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ (НОД, утренняя гимнастика, подвижные, спортивные игры на прогулке, спортивные праздники и развлечения)
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Дыхательную гимнастику.
Применяю как во вводной и заключительной части, так и внутри занятия. Она восстанавливает дыхание, стимулирует кровообращение и имеет оздоравливающий эффект («Жуки», «Самолеты» и т.д.)
Корригирующие упражнения.
Использую упражнения, способствующие формированию правильной осанки и ее коррекции; упражнения для коррекции и профилактики плоскостопия и формирования правильного свода стопы («Достанем до солнышка», «Кошечка» и др)
Релаксация.
необходима для отдыха и успокоения, душевного равновесия. Применяю в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей могу использовать и внутри занятия ("Воздушный шар", "Тишина")
Пальчиковая гимнастика.
способствует овладению навыкам мелкой моторики, помогает развивать речь, повышает работоспособность коры головного мозга, развивает психические способности: мышление, память, воображение.. Эту технологию широко используют все педагоги, дети знают огромное количество. («Этот пальчик», «На двери весит замок» и др)
Гимнастика для глаз.
улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет мышцы глаз,(«Часики», «Вальс глазами» и др)
Самомассаж .
Массаж, выполняемый самим ребёнком. Проводится в течение 3-5 минут в любое время дня, по определенной методике с игровыми элементами. Рекомендуется детям с речевыми нарушениями и часто болеющим детям.
Ритмопластика.
Включаю элементы гимнастики, хореографии, танцев и их музыкальное сопровождение. Ритмопластика способствует формированию разносторонне физически и творчески развитой личности;
Технология музыкального воздействия
(музыкотерапия) в различных формах физкультурно- оздоровительной работы используется мной для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, повышения двигательной активности. Стараюсь включать музыкальное сопровождение, музыкальные игры как можно чаще в занятия.
Интересны детям упражнения игрового стретчинга, которые обладают психологическим эффектом: улучшают настроение, поднимают самооценку, создают ощущение комфорта и спокойствия в целом. Они повышают общую двигательную активность. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине. («Мостик», «Солнышко», «Заяц» и др)
Я считаю, что такая работа уже имеет хорошие результаты. Этому способствуют также и то, что я стараюсь
продумать обеспечение активности детей самостоятельности, творчества, развитие индивидуальности и воспитание нравственности. Каждому занятию придать развивающий характер.
создать эмоционально-положительную непринужденную обстановка на занятиях.
Широко использую игровые ситуации и игровые приемы.
Применяя вышеперечисленные методы и технологии я повышаю результативность воспитательно- образовательного процесса. Здоровьесберегающие технологии включаются в каждый вид деятельности детей всеми педагогами ДОУ. Упражнения, игры, направленные на укрепление и здоровьесбережение детей.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
НОД по физической культуре – 3 раза в неделю, один раз в неделю на улице. Ранний возраст - в групповой комнате продолжительностью 10 минут. Младший возраст – 15 минут, средний возраст – 20 минут, старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, психолога. Необходимо уделять особое внимание обучению детей основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что внедрение в образовательный процесс современных здоровьесберегающих технологий оказалось успешным. В результате проведенной работы у детей и их родителей появилась правильная ориентация на здоровый образ жизни. Сформировалась потребность заниматься физической культурой и спортом, и представление о том, как это может быть весело и увлекательно. Данные технологии в обучении способствуют сохранению и укреплению и обеспечивают успешность обучения дошкольников. Дети активно включаются в организованную образовательную деятельность и получают знания умения и навыки, предусмотренные образовательной программой.